Иоганн
Штраус «Летучая мышь»
Спектакль
Московского Государственного Академического театра оперетты, 1984 год.
Главная
редакция музыкальных программ ЦТ, СССР.
Первая часть длится ~ 1 час 21 минуту. Первые два архива. 1,03 ГБ оба архива.
Вторая часть длится ~ 57 минут. Третий
архив. 737 МБ.
Общая
продолжительность спектакля ~ 2 часа 18 (20) минут. Формат AVI. 1,74 ГБ.
Ссылка для скачивания:
files.mail.ru/FO1F7SFO1F7SFO1F7SFO1F7SFO1F7SXX
Премьера состоялась 24 августа 1974 года
Музыка И.Штрауса
Пьеса Н.Эрдмана (по мотивам А.Мельяка и Л.Галеви)
Стихи М.Вольпина
Режиссёр-постановщик Г.Ансимов
Режиссёр И.Барабашев
Дирижёр Э.Абусалимов
Художник В.Левенталь
Балетмейстер Ю.Взоров
Хормейстер Е.Колганов
Действующие
лица и исполнители:
Генрих
Айзенштейн – Юрий Веденеев
Розалинда –
Светлана Варгузова
Альфред - Владимир Николаев
Князь
Орловский – Валерий Барынин
Блинд –
Валерий Батейко
Франк –
Дмитрий Твердохлёбов
Дежурный по
тюрьме – Вячеслав Богачёв
Помощник
дежурного – Марк Туманов
Лесничий –
Борис Поваляев
Хор, балет и
оркестр Московского театра оперетты
Дирижёр Пётр
Сальников
"Две вещи на земле очень трудны: во-первых,
добиться славы, во-вторых, её удержать. Только подлинным мастерам это удаётся:
от Бетховена до Штрауса, каждому в своём роде". Р. Шуман.
ИОГАНН
ШТРАУС (1825-1899) - первый вальс сочинил в 6-летнем возрасте, а всего
написал 477 произведений: вальсов, полек, кадрилей, галопов, маршей, в том
числе 16 оперетт, одну комическую оперу и один балет. Родившись в семье «отца
венского вальса» И. Штрауса-старшего, стал конкурентом собственного отца, не
желавшего видеть сына музыкантом, и обрёл славу «короля вальсов». Обладал
потрясающим упорством и трудолюбием. Начав работу с пятнадцатью музыкантами, он
увеличил штат своего оркестра до двухсот человек. Бесконечные репетиции и
административные обязанности руководителя отнимали массу сил, но на сцене И.
Штраус - всегда вдохновенный артист, дирижер, скрипач, всегда - любимец
публики. Сочинял непрестанно, в любых условиях. «Мелодии текут из меня, как
вода из крана», - шутил он. Нотными знаками покрывались скатерти, манжеты, чуть
ли не ночные сорочки, а один вальс целиком был записан на листке ресторанного
меню. К так называемой «лёгкой» музыке, к развлекательным жанрам Штраус подошёл
с позиций «серьёзного» искусства. Его вальсы венцы стали называть
патриотическими песнями без слов, а лучшие из них – «Голубой Дунай», «Жизнь
артиста», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» - теперь называют
танцевальными поэмами.
Штраус при жизни снискал мировую славу. С
блеском проходили его гастроли по Европе. В 1867 году в Париже его приветствовали
Г. Флобер, А. Тома, Т. Готье, А. Дюма-сын, И. С. Тургенев. В 1876 году на
празднование 100-летия независимости США И. Штраус, Дж. Верди и Г.фон Бюлов
были приглашены в Бостон дирижировать юбилейными концертами. Для 100-тысячной
аудитории слушателей Штраус руководил 20 тысячами певцов и музыкантов, где
каждый его жест передавался 100 дирижёрами-помощниками. В течение 12 сезонов (с
1856 по 1865 год, а также в 1869 и 1872 годах) Штраус был постоянным дирижёром
летних концертов в Павловском вокзале, в чём ему помогал его брат Йозеф. Под
управлением Ивана Страуса, как его тогда именовали на афишах, в Павловске
звучали не только знаменитые вальсы, но и произведения М. И. Глинки, П. И.
Чайковского, Ш. Гуно, Дж. Верди, Р. Вагнера и многих других композиторов. Пребывание
в России нашло своё отражение в таких сочинениях Штрауса, как вальс «Прощание с
Петербургом», вальс-фантазия «Русская деревня», полька «Нева», «Петербургская
кадриль», «Воспоминание о Павловске» и др.
Штраусу
принадлежит ведущая роль и в создании подлинно национальной оперетты, которую
называют «венской». Если большинство мелодий вальсов Штрауса вокально по своей
природе и их буквально так и тянет напевать, то в опереттах, где надо именно
петь, всё пронизано стихией танца. Необычайной красоты мелодии слились с
танцевальными ритмами воедино. Как считают специалисты, Штраус создал новый тип
оперетты - танцевальный. В этом смысле «Летучую мышь» можно считать
классическим образцом этого жанра, а также лучшей опереттой Штрауса.
Летучая
мышь (нем. Die
Fledermaus), немецкое либретто Карла Хаффнера и Рихарда
Жене на основе фарса немецкого драматурга Юлиуса Родериха Бенедикса «Тюремное
заключение» и водевиля французских авторов Анри Мельяка и Людовика Галеви «Часы
с боем» (фр. Le réveillon). Штраус написал партитуру
«Летучей Мыши» за 43 дня, а вернее, учитывая его занятость, за 43 ночи.
Премьера состоялась в Вене 5 апреля 1874 в театре «Ан дер Вин». Поначалу
«Летучая мышь» большой популярности не имела, но, тем не менее, не сходила с
репертуара венских театров. «Летучая мышь»,
эпохальное произведение, жемчужина венской опереточной короны, не получила
всеобщего признания, успех был, но неполный, половинчатый. Критики не приняли
либретто, осудили фривольность мизансцен, отмечали некоторые «тривиальности» в
музыке. Через 20
лет после первого исполнения шедевр Штрауса поставил в Гамбурге Густав Малер,
приблизив «Летучую мышь» к жанру комической оперы, затем оперетту начали
ставить повсюду, включая Австралию и Индию. Завоевав популярность в
Европе и по всему миру, «Летучая мышь» вернулась в Вену
победительницей.
Из программного листка, написанного Вальтером
Фельзенштейном в день премьеры и открытия «Комише опер» (23 декабря 1947 года):
«Летучая Мышь» - после несравненных музыкальных комедий Моцарта и после
«Фальстафа» Верди - одно из представительнейших и совершеннейших произведений
музыкального театра».
«…нам
навстречу неслись звуки попурри, разыгрываемого под лихорадочным дирижёрством
самого Штрауса. Эти звуки буквально воспламеняли всю публику. Никогда я не
забуду того огня, того близкого к бешенству одушевления, с каким Иоганн Штраус
вёл оркестр, подыгрывая тут же на скрипке. Этот демон венского музыкального
народного духа весь преображался при начале каждого вальса, как Пифия на
треножнике. И настоящий стон восторга вырывался из груди публики, опьянённой
его музыкой более чем вином, стон, уносивший волшебного скрипача-дирижёра на
жуткую высоту…» (Рихард Вагнер).
«Жемчужина
венской опереточной короны», «бурлящая радость жизни», «праздник Диониса», «великолепная
оргия», «оперетта всех оперетт» - наверное, не осталось ни одной похвалы,
которая не была бы сказана в адрес «Летучей мыши». Всё, происходящее в
спектакле, поражает своей радостной беззаботностью и весельем. В России эту
весёлую историю с переодеваниями и разоблачениями, великолепной сценой бала и
приключениями в тюрьме, знают и любят несколько поколений зрителей. В одной
только Московской Оперетте "Летучая мышь" ставилась четыре раза, и
каждый раз становилась репертуарным долгожителем. «Летучая мышь» вступила
во второе столетие. Она не сходит со сцен и афиш. Её ставят и будут ставить и
оперные и опереточные театры, её оркестровые и вокальные номера исполняются в
симфонических концертах лучшими музыкантами мира. Неувядаемо очарование её
мелодий, солнечная радость, победительная сила жизнеутверждения.
Материал переведён с бывшей участницы mari-lance на почитателя (kubra)