Содержание оперы: В селе Дворики мирно звучат песни гуляющих девушек и парней. Но вокруг неспокойно: вот-вот сюда нагрянут банды Антонова. Местные коммунисты во главе с Листратом уходят с партизанским отрядом. С грозными событиями сплетена судьба Наташи, дочери крестьянина Фрола Баева. Она любит Леньку - батрака Сторожева и любима им. Но Ленька не понимает происходящего: вместе со своим хозяином он присоединяется к антоновцам, вступающим в село.
В доме беднячки Аксиньи неожиданно встретились Листрат и Ленька, два брата - два врага. Их столкновение грозит вылиться в ссору. Но слова Листрата действуют на Леньку отрезвляюще. Он давно уже сомневался в правильности избранного пути. Вдали показывается Сторожев с бандитами — Листрату грозит смертельная опасность. Ленька прячет его в солому. Антоновцы безрезультатно обыскивают весь дом. Разозленные неудачей, они протыкают шашками солому, скрывающую Листрата. За смелые слова Сторожев яростно хлещет Леньку плеткой по лицу. Бандиты уезжают. Аксинья и Ленька помогают раненому Листрату выбраться из укрытия. Окончательно прозревший Ленька вместе с братом покидает село.
В селе бесчинствуют мятежники. Воспользовавшись царящим беззаконием, Сторожев захватил крестьянскую землю. Фрол, Андрей и другие крестьяне пришли к Антонову искать справедливости, но их встретили оскорблениями, издевательствами. В народе растет гнев и возмущение. Чтобы обмануть недовольных, Сторожев предлагает выдать трупы крестьян, замученных антоновцами, за жертвы коммунистов. Этот замысел осуществляет любовница Антонова - Косова. Народ в ужасе от страшного зрелища.
Покинутой и одинокой чувствует себя Наташа. Давно уже она не видела Леньки, а между тем ходят слухи, что он перешел к красным. Ее опасения подтверждает Сторожев, сообщающий, будто Ленька изменил ей и женился на "комиссарше". Обманутая Наташа в отчаянии проклинает Леньку. Она обезумела от горя и думает о самоубийстве. Внезапно появляется Ленька, пробравшийся тайком, чтобы повидать любимую. Его приход вызывает у Наташи взрыв исступленного гнева. Но любовь оказывается сильнее лживых наветов. Наташа успокаивается в объятиях Леньки; она снова верит ему.
Фрол и Андрей в поисках правды отправились ходоками в Москву, к В. И. Ленину. В Кремле они встречают Листрата, прибывшего делегатом на X партсъезд; Листрат взволнованно рассказывает землякам о победах Красной Армии. В приемной появляется Ленин. Узнав, что к нему пришли тамбовские крестьяне, он приглашает их к себе.
Окрыленные встречей с вождем, возвращаются ходоки в родные места; они несут крестьянам слова ленинской правды. Это вызывает злобу разбитых, но еще не уничтоженных антоновцев. Темной ночью Сторожев и Косова убивают Фрола. Однако скрыться им не удается: пойманные они ждут возмездия за совершенные преступления. Ленька караулит своего бывшего хозяина. Воспользовавшись оплошностью часового, Сторожев ранит его ножом в спину и убегает. Но пуля, пущенная рукой Наташи, настигает его. Народ празднует победу. Отныне он полноправный хозяин своей земли.
Премьера оперы в Новосибирском академическом театре оперы и балета состоялась в 1977 г. Год записи неизвестен. Либретто: А.Файко и Н.Вирта по мотивам романа Николая Вирты "Одиночество" Режиссер: В.Багратуни Художник: А.Морозов Дирижер: Б.Грузин В ролях: Фрол Баев - М.Дейнеко Наталья - З.Диденко Андрей - А.Жуков Аксинья - Л.Мясникова Ленька - В.Васильев Листрат - В.Урбанович Сторожев - А.Прудник Антонов - В.Егудин Косова - А.Бубнова Афонька - И.Круглов Федюша - В.Сычев Чирикин - И.Косов В. И. Ленин - Г.Костров В спектакле заняты артисты хора и балета театра
Спасибо! Хотя у меня уже есть эта запись. Люблю, что бы там не говорили. И вообще, считаю, что эта опера самая лучшая из советских - в традициях русской музыки. Чудные хоры! Много неплохих сольных моментов. Интересно, что сейчас монолог Сторожева (или ария, в титрах написано, что исполняет Рудник, на самом деле - Прудник, как здесь и заявлено) воспринимается совсем по другому - совсем в духе сегодняшнего времени. Запись где-то конца 70-х, самого начала 80-х. Мне кажется что эта запись не хуже известной аудио Музыкального театра (там, где Кратов и Канделаки).
Любопытно, во время одного из спектаклей ухитрились совсем обойтись без Ленина, уж не знаю, почему. Неискушенный зритель ничего не заметил, пришлось потом объяснять, что что-то сорвалось.
Большое спасибо! И приятно, что театр - моего города, Новосибирска (если я правильно понял).
5.Владимир Михайлович Багненко (benadam1) (20 Февраля 11 21:42)
[Материал]
Просто ОГРОМНОЕ человеческое СПАСИБО автору, выложившему эту запись! Я был пару раз на этом спектакле ещё юношей - и снова меня будто бы отбросило в те годы, когда я внимал таланту великого человека - Лидии Владимировны Мясниковой. Ком стоял в горле от увиденного, и трудно было поверить, что всё, что она делала на сцене, было тщательно спланировано в её голове, а для меня, зрителя, всё было на эмоциях... Вообще, было очень приятно вновь увидеть всех тех замечательных актёров, многих из которых уже нет с нами - Михаила Дейнеко, Степана Ваха, Александра Прудника и др., снова окунуться в атмосферу ТОГО театра, который сейчас безвозвратно потерян. Какое счастье, что сохранилась эта запись, что появилась прекрасная техника, позволяющая вновь увидеть всё то, что было создано искусством настоящих МАСТЕРОВ! И как горько сознавать, что время это ушло, увы, безвозвратно, а сейчас в театре правят бал совсем другие люди, которые оставили нам на месте мощного здания только руины, которые теперешней публике пытаются выдать за новый музыкальный театр... Мы видели настоящий театр - и это было здорово. В теперешний театр не хожу - убого.
Переслушал тут. Я бы не сказал, что "В бурю" - лучшая советcкая опера. Да и вообще, сам жанр сочинения Хренникова трудно определить - песенная опера, серьёзная оперетта, мюзикл? Иногда такие интонации - ну просто "жестокий городской романс". Причём тут село? Да и сюжет - сейчас все знают, что на самом деле на тамбовщине происходило, как большевики своей продразверсткой людей голодом морили, как Тухачевский крестьян газом травил и тп. Так что, по-моему - лучшую оперу на злободневный советский сюжет Прокофьев в том же 39м написал - 'Семён Котко' то бишь. И музыка интересней в сто раз, и фольклор русско-украинский разработан, и немцам с гайдамаками особо не сочувствуешь
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".