Франческо Барсанти - один из многих выдающихся итальянских музыкантов, виртуозов и композиторов, которые странствовали по Европе на протяжении XVIII века. Композитор оказал влияние на развитие инструментальной музыки, в особенности сонатного, концертного и симфонического жанров. Лукка, город где родился Барсанти, был в особенности богат на именитых музыкантов того времени таких как: Джозефо Франческо Гуаме, Джио Лоренцо Грегори, Франческо Джеминиани, Филиппо Манфреди, Николо Паганини, семейство Пуччини, вероятно сочинил свой первый концерт именно в Лукке и наконец Луиджи Боккерини.
История знает о Барсанти немного. Короткие биографические сведения, которые сохранились в Лукке рассказывают следующее: «Когда он был молод, его отправили в Падую, где он должен был изучать науку, но он влюбился в музыку и решил научиться ей, став флейтистом и гобоистом». Следов деятельности Барсанти в Италии немного, но они довольно значительные. В 1717 и в 1718 он играл на гобое во время больших литургических служб, которые каждый год проходили в Санта Кроче, а его жалованье было довольно большим. На протяжении XVIII века праздники в Санта Кроче были местом встреч, а также интересных экспериментов, так как глава Лукки хотел увеличить значение и ценность музыкальных произведений. Для этого он разрешил принимать участие иностранцам в соперничестве среди музыкантов и певцов, где побеждал сильнейший.
Проработав много лет в Лондоне, в 1735 Барсанти едет в Шотландию, где женится. Там он мог положиться на поддержку высоких покровителей, которая позволила ему опубликовать его наилучшие работы, среди которых: 10 концертов Оп.3 (1742) и 9 увертюр Оп.4 (1743). Позже он возвратился в Лондон, но к тому времени он уже утратил все предшествующие контракты и ему пришлось играть альтистом в оркестрах Лондонских театров. Он умер в 1772 при загадочных обстоятельствах, безвестный и забытый.
Барсанти, как и Телеман легко менял инструменты. В Лукке музыканты привыкли менять флейту на гобой, так как на тот период музыкальная подготовка была менее секционной, чем в наше время. Поэтому и неудивительно, что Барсанти находит работу альтиста. В некоторых документах Эдинбургского Музыкального Союза было найдено, что Барсанти раньше играл на литаврах, но продал их, так как нуждался в деньгах для возвращения в Лондон. Основательное знание отдельных инструментов отчётливо прослеживается в его произведениях: сонаты только для флейты, симфонические концерты с литаврами, гобоями, валторнами, трубами и смычковыми, а также увертюры, где альт использовался в новаторской манере.
Вашему вниманию представлены кончерти гросси, поздние (1742) по времени создания для жанра и в то же время весьма своеобразные и новаторские в инструментовке, форме и мелодии, совсем не типичной для итальянской школы. Чётко прослеживается английское влияние на стиль Барсанти, при этом он использует удивительно короткие движения, в противовес тенденции подробной тематической разработки. Сложно найти аналог этим концертам, хотя-бы потому, что мы очень мало знаем о периоде, когда барокко трансформировалось в галантную музыку и классицизм одновременно, бурный процесс изменений середины XVIII века остаётся тёмным пятном в истории музыки.
Спасибо! Concerti grossi - мой любимый барочный жанр! Я их коллекционирую...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".