Ханс-Кристиан Бартель. Сочинения для оркестра и солистов
04:18
Интернет-премьера!
Об этом
удивительном человеке и профессионале я уже писал здесь. Данной выкладкой
пополняю собрание его сочинений на нашем сайте.
Пьеса «Давид и
Голиаф» изначально была написана в 2002 году для фортепиано, для пианиста
Александра Палея. Тетка Палея в телефонном разговоре с
композитором охарактеризовала своего племянника как «ангела и демона
одновременно». Поэтому Бартель решил написать для него пьесу, в которой
сочетались бы противоположные темпераменты.Тематику «ангелов и демонов» он затрагивать всё же не стал, а обратился к
библейской истории о юном пастухе Давиде, победившего намного более сильного
великана Голиафа (Первая книга Царств, гл.17), при этом трактуя эту историю не
буквально, а несколько переиначив её. У Бартеля Давид не убивает Голиафа – удар
пращи здесь не смертелен – а прощает его, видя его глупость и неуверенность в себе,
скрываемую за мощной физической силой и грубыми повадками. В качестве темы
Давида использована молдавская народная песня (Александр Палей родом из Кишинёва).
Позднее композитор переработал пьесу «Давид и Голиаф» для оркестра (в этом
варианте она и звучит здесь), предполагая также её хореографическое воплощение.
Ханса-Кристиана
Бартеля связывает давнее сотрудничество и крепкие дружеские связи со знаменитым
лейпцигским хором мальчиков «Томанерхор». О пьесе для оркестра «Чувствительный
тигр» и о вокальном цикле из 8 песен с интермеццо Бартель пишет следующее:
«Томанер» Феликс
Бендер попросил меня написать ему пьесу для его дирижёрской учёбы – с
пожеланием: «Она должна быть очень грустной, но при этом чтобы была возможность
взъерепениться». Я ему на это совершенно спонтанно и походя: «что-то вроде
чувствительного тигра?». На своём компьютере он подготовил из инструментованной
версии замечательный чистовик партитуры для издательства; на первой странице
им было аккуратно выведено карандашом: «Чувствительный тигр». Это что касается
названия.
«Грустно и
«взъерепениться»»- это у меня уже было 50 лет назад в моём гобойном
(кларнетовом) квартете. И всё время пытаешься искать и находить «золотую
середину», гармонию...
Для своего
камерного концерта в «ящике» (так они называют свой интернат) басист Эмануэль
Йессель в режиме «last minute» попросил меня написать ему светлую песню. Я отозвался, и в кратчайший срок вышли 5
песен, которые он впервые и исполнил под аккомпанемент Феликса Бендера, с
замечательным чувством и пониманием «чёрного юмора» Кристиана Моргенштерна.
Песня на слова
Теодора Шторма и 131 псалм были посвящены уважаемой певице золотых времён
лейпцигской оперы Кристе-Марии Цизе-Людеке по случаю смерти её супруга.
Последняя, на стихи Генриха Гейне, посвящена моей сестре, которая, хоть и
тяжело больна, живёт так, как будто хочет мне сказать вместе с Гейне:
"Сколько тебе ещё
осталось!
Как ещё прекрасен
мир!
Сердце моё! То
что тебе мило,
Всё, всё ты
можешь любить!"
(Некоторое время назад
сестра Бартеля скончалась – kubra).
В этом моя
исповедь – в том, что после всех тревог весь цикл заканчивается именно так.
Концерт для
скрипки с оркестром был написан по заказу австрийского скрипача Томаса
Цеетмайра. Композитор трудился над ним около полутора лет. Премьера состоялась 25 сентября 2008
года в Лейпциге. После этого Томас Цеетмайр исполнял и продолжает исполнять
этот концерт во многих городах и странах мира.
P.S. Сердечно благодарю автора за любезно предоставленные записи и за разрешение разместить их на нашем сайте.
«Давид и Голиаф»,
сцены для оркестра (2002 - 2003).
Гевандхаус-оркестр,
дир. Херберт Бломстедт.
Запись с мировой премьеры оркестровой версии 5 сентября 2003 г. в Гевандхаусе, Лейпциг.
«Чувствительный
тигр», моменты для малого оркестра.
Хотел в стишок из текста вставить строчку. Вот эту, например: <!--[if !supportEmptyParas]--> <!--[endif]--> Но как тут рифмовать? Бартель задумался... Нет, мне он не поможет! Он ноты лишь умеет рисовать!
Гениальный концерт.Захватывает и не отпускает.Думаю,это лучшее его произведение!Оно ставит его в один ряд с Шостаковичем и Шнитке!Два раза подряд слушал!и еще буду.. Возможно,у нас общий настрой души(я и раньше это чувствовал). Нет,это не шизофрения,не боль,скорее,наоборот,освобождение.Никакого,слава Богу,пафоса.Изумительно..Скрипач чудесный,оркестр совершенный.Слушать всем.. Остадьное - очень хорошо,но после Концерта бледновато.Надо разделить ощущения. Насчет романсов..вспомнил именинника Тухманова(херц май,херц...)Этот понравился,но его вариант из Волны моей памяти - валиколепен. Бартель внешне и правда похож на Шостаковича? Огромное спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".