Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 08:59
Главная страница » 2011»Декабрь»10 » Ханс-Кристиан Бартель. Сочинения для оркестра и солирующих инструментов. Гевандхаус-оркестр, солисты.
Ханс-Кристиан Бартель. Сочинения для оркестра и солирующих инструментов. Гевандхаус-оркестр, солисты.
15:44
Интернет-премьера!
Данная выкладка - совместная работа Вячеслава mvd23 и почитателя kubra.
Здесь - сочинения лейпцигского композитора и альтиста Ханса-Кристиана
Бартеля, бывшего в течение многих лет вторым концертмейстером
альтов в Гевандхаус-оркестре. Сочинения Х.-К.Бартеля публикуются на
нашем сайте с разрешения композитора.
Ханс-Кристиан Бартель - человек, немало повидавший и испытавший на своём веку. Родившийся в 1932 году в тюрингском Альтенбурге, ребёнком он пережил ужасы Второй мировой войны; подростком - смену режима, аресты и гибель друзей в застенках Штази и КГБ; молодым человеком, педагогом теоретических дисциплин в консерватории в Цвиккау - нападки партийных органов за показ ученикам произведений "изменника родины" Стравинского и "реакционера" Веберна, обретение за независимость суждений "вольчьего билета" и угрозу отправки в некую "воспитательную колонию", от которой его спасло только получение места в группе альтов Гевандхаус-оркестра - в котором, как это ни странно, на тот момент не было подчинённого Штази "Управления кадрами". Цвиккауское городское "Управление кадрами" блокировало все заявления Бартеля о приёме на работу, которые он писал в региональные оркестры после того, как отказался последовать доброму совету директора Цвиккауской консерватории и написать какую-нибудь кантату во славу Ульбрихта или что-то подобное. Но помог его педагог - тогдашний концертмейстер Гевандхаус-оркестра Герхард Боссе, и закончивший Лейпцигскую консерваторию по классам скрипки, альта и композиции Бартель после конкурса, прошедшего в условиях жесточайшего психологического давления, становится в 1957 году членом группы альтов, в следующем году - вторым концертмейстером альтов. В 1963 году под управлением нового главного дирижёра оркестра Вацлава Ноймана оркестр исполняет мировую премьеру нового "Концерта для малого оркестра и альта", солирует автор. После турне по западным странам это произведение выдвигается на высшую награду ГДР - Национальную премию. Но премия не присуждается - на одном из приёмов Бартель в пух и прах разносит некоего чиновника из Министерства культуры (по признанию самого Бартеля, "Наверное, я был слишком нахален. Но общение с ним носило столь дурацкий характер..."). Реноме композитора, чьи произведения с успехом исполнялись на Западе и чьё имя было там уже известно, даёт ему возможность удержаться на плаву в оркестре, и в 1967 году оркестр играет новую мировую премьеру - Концерт для оркестра, также под управлением Ноймана. После сочинения этого концерта композитор, обременённый также забирающей много сил текущей работой в Гевандхаус-оркестре, переживает многолетний творческий кризис. Ему кажется, что всё, что он дальше будет сочинять, будет столь же пессимистично, как и Концерт для оркестра. Дополнительный удар нанес ему отъезд Вацлава Ноймана из Лейпцига в 1968 году, после вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию покинувшего пост главного дирижёра Гевандхаус-оркестра в знак протеста. Конечно, его произведения исполняли и другие дирижёры, но с отъездом Ноймана для Бартеля оборвалась особая духовная и творческая связь. Наступила непростая эпоха следующего главного дирижёра, стоившая многим музыкантам оркестра здоровья и унижений. Творческий дух композитора молчал, мотивации для композиции не было - лишь иногда сочинялись мелкие пьесы. И только в 1988 году произошёл перелом, когда концертмейстер виолончелей Гевандхаус-оркестра Юрнъякоб Тимм умолил Бартеля написать для него пьесу - так возник Konzertstück для виолончели и фортепиано, позднее оркестрованный. Спустя ещё несколько лет старый друг Бартеля, концертмейстер оркестра Карл Зуске, покидавший Гевандхаус-квартет, где был первым скрипачом, попросил его для своего прощального концерта поднять из архива раннее сочинение для струнного квартета - Тему с вариациями, написанную ещё в 1953 году и никогда не исполнявшуюся публично (кроме как давно, в небольшом студенческом кругу). Успех этого сочинения, исполненного спустя 40 лет после написания, вновь пробудил в Бартеле силы к активной композиции. Из под пера композитора выходит ещё несколько сочинений - симфонических, камерных, вокальных - которые продолжают исполняться и по сей день. Композитор, в 1997 году покинувший Гевандхаус-оркестр в связи с достижением пенсионного возраста, активен и сегодня - несмотря на преклонный возраст и "букет" болезней. Несколько лет назад году Ханс-Кристиан Бартель был вынужден выдержать новый удар судьбы - большая часть его архива, который он складировал частично у коллег в доме, находившимся на берегу реки Мульды (притока Эльбы) погибла при наводнении бассейна Эльбы 2002 года. Там были рукописи (частично неизданные), записи, инструменты... Но это не сломило пожилого человека, он продолжал сочинять. В 2003 году под управлением Герберта Бломстедта в Гевандхаузе состоялась премьера сцен для оркестра "Давид и Голиаф", в 2008 году - впервые был исполнен Скрипичный концерт, дирижировал Бломстедт, солировал Томас Цеетмайр (собственно, заказавший композитору этот концерт), а в 2013 году прозвучало новое сочинение 80-летнего композитора - "Песни человека", симфония для баритона, хора и малого оркестра.
В данной записи представлены три сочинения Ханса-Кристиана Бартеля. Везде играет Гевандхаус-оркестр.
З.Ы. После этого поста было сделано ещё несколько выкладок с музыкой Ханса-Кристиана Бартеля. Частично они обозначены ссылками в вышестоящем тексте. Также желающие могут воспользоваться поиском.
Концерт для малого оркестра и альта в трёх частях. Солист - автор, дирижёр Йорг-Петер Вайгле. Запись 1989 г.
Концерт для оркестра Дирижёр - Марек Яновский. Запись 1987 г. (Ещё одна запись Концерта для оркестра в исполнении оркестра Баварского радио под упрaвлением Рафаэля Кубелика - здесь). Konzertstück для виолончели и камерного оркестра Солист - Юрнъякоб Тимм, дирижёр Рольф Ройтер.
А я то думаю. почему мне всё так нравится в его музыке? Вот теперь узнал подробности и о композиторе и о его творчестве - всё стало ясно, действительно - музыка говорит сама за себя и в ней вся правда жизни. Спасибо, очень интересно и даже как-то по-новому для меня, когда всё встало на свои места.
Мазур... А стоит ли о нём дискутировать здесь, в этой выкладке? Я это упомянул лишь мимоходом. Тема эта чревата оффтопом, причём очень мощным. Личность очень неоднозначная. И дело здесь даже не в властности как таковой, а в её характере и качестве, и методах работы с людьми. Наслушался я историй от разных очевидцев... Хотя - да, успех, слава, "пробивание" строительства нового Гевандхауза, много хороших записей. Но давайте лучше о Бартеле поговорим, и о его музыке.
Ну, прямо руки чешутся послушать! Предчувствую - здесь Музыку найду. Не может композитор из оркестра Писать своим коллегам ерунду!
СПАСИБО!!!
6.Евгений Стихин (Luka) (10 Декабря 11 19:56)
[Материал]
Очень много текста. Аналогичные события происходят в жизни каждого художника. Музыка на уровне композиторской техники того времени не обладая сколь-нибудь яркой индивидуальностью. Спасибо.
А я думал что в 20-21 веках композиторская техника у всех композиторов разная. Причем более того, она разная в разных произведениях и даже может меняться на протяжении одной фразы. (могу дать ссылки на уч. литературку) И, самое примечательное - сколь слушателей, столько и мнений. Этим-то и интересно Современное искусство!
Коль скоро мнения выражены корректно, то любые мнения приветствуются. И хорошо, что они могут быть разными. Так что всем и каждому - спасибо за их выражения.
А что до текста - пишу столько, сколько считаю нужным, чтобы познакомить русскоязычную публику с композитором, в силу некоторых причин до сих пор остававшегося неизвестным для неё.
9.Евгений Стихин (Luka) (12 Декабря 11 07:40)
[Материал]
Не обижайтесь... Просто я знаю много трагических судеб наших композиторов...
Евгений Михайлович, я не обижаюсь. А судьба у каждого своя, и розами без шипов она не усыпана действительно у многих.
Кстати, Бартель прекрасно владеет разными техниками. Не так давно слушал его дуэт для альта и виолончели (к сожалению, пока нет записи) - так там прямо-таки "венская классика". Вам же предлагаю не отметать этого автора сразу, а послушать подборку "Серьёзная и светлая камерная музыка" - там, на мой вкус, немало интересных вещей, ранние несколько под влиянием Бартока и Шостаковича, чего и сам автор не отрицает. На Ваше усмотрение.
Такая гадость, все-таки, этот Яндекс-диск! Пол-дня 100 Мб скачивала
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".