Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 22:59
Главная страница » 2010»Май»31 » Играет Перси Грейнджер (Percy Grainger). Григ, Шопен, Лист, Дебюсси, Брамс, Грейнджер.
Играет Перси Грейнджер (Percy Grainger). Григ, Шопен, Лист, Дебюсси, Брамс, Грейнджер.
22:02
Играет П.Грейнджер
Этот пост
преследует две цели. Первая и основная - представить на Погружении записи
композитора и пианиста П.Грейнджера. Вторая цель... У нас иногда заходил
разговор, мол, что за валики такие и почему так странно они иногда звучат и
отчего ”великие мира сего” так проигрывают в глазах музыкальной общественности,
слушающей их записи на этих
валиках?Когда-то Я.Мильштейн писал: ”Однако эти аппараты [мех. ф-но – Прохорыч] могли
записывать лишь некоторые элементы исполнения, например, темп, ритм, основные
динамические соотношения, отчасти педализацию. Другие же элементы, причем
достаточно важные в художественном отношении - филировка и тембр,
окраска звука, индивидуальное туше, качество легато, наконец, тонкости нюансировки и педализации, в том
числе ”легкие”, ”неполные” нажатия педали, ”полупедали”, ”четвертьпедали”, ”педальные тремоло” - оставались по существу вне возможностей
аппарата.”
Справедливости
ради надо отметить, что и ”основные элементы исполнения” часто
искажались такими механическими фортепиано.Более
того, проигрывание валиков на двух разных инструментах очень часто дает различный результат в
воспроизведении этих ”основных элементов исполнения”.
Результат реставрации валиков в большой степени зависит от
работы звукорежиссера. Можно
заметить, что реставрации, сделанные
в 60-70 гг. (первые,
кстати сказать, появились еще
в эпоху, когда по-прежнему бытовали диски в 78 об., - во второй половине 30-х
появилась небольшая серия на Одеоне с восстановленными валиками Вельте с
записями Э.Грига, Б.Ставенхагена и др.), значительно отличаются от современных (см. Нимбус, Dal Segno), в которых, по причине
звукорежиссерского вмешательства, валики звучат подчас просто неправдоподобно. В действительности так хорошо эти валики не звучат
и звучать по техническим причинам не могут.Записи
концерта Грига в исполнении П.Грейнджера дают интересную возможность сравнения двух версий реставрации валиков с «обычной» записью с
концерта в 1945 г.
П.Грейнджер (1882-1961), известен сегодня больше
как композитор и мало кто помнит, что он был одним из наиболее известных и
почитаемых пианистов своего времени. Работу над концертом Грига он начал еще в
годы ученичества под руководством Д.Кваста в 1901 г. Позднее, летом 1907 г., он работал над этим произведением
вместе с автором, самим Э.Григом. В планах было их совместное
выступление на музыкальном фестивале в Лидсе, в октябре того же года,
П.Грейнджер - солист, Э.Григ - дирижер.Этим планам не суждено было осуществиться. В сентября Э.Грига не стало.
Но выступление П.Грейнджера в Лидсе все же состоялось - в концерте памяти композитора. Дирижировал Ч.Стэнфорд. Концерт Грига продержался в
репертуаре П.Грейнджера свыше 50 лет. Он играл его со многими дирижерами -
В.Дамрошем, О.Габриловичем, В.Менгельбергом, А.Зилоти, Л.Стоковским идр.
Приехав в
Нью-Йорк в 1915 г., П.Грейнджер, интересовавшийся техническими
новшествами, сразу согласился сделать записи для Дуо-Арт. Запись П.Грейнджером концерта Грига на Дуо-Арт
была впервые выпущена в1921 г. (валики no. 6475, 6479, 6485).
Эта запись (восстановлена в 1974 г., оцифровка же моя, домашняя, без очистки шумов)
представлена в предлагаемой выкладке первой и, по звучанию валиков, является
наиболее ”правдоподобной”. Последний раз П.Грейнджер выступил в
качестве солиста,исполнил
и записал этот концерт с оркестром в 1978 г., спустя 17 лет после своей смерти. Как
это возможно? Дело в том, что Австралийский
радиокомитет совместно с Сиднейским симфоническим оркестром осуществил запись
этого концерта,используя те же валики, проигрываемые
на установленном в студии механическом фортепиано. Остальное было делом техники
и звукорежиссерской работы.
Последняя представляемая
запись концерта Грига в исполнении П.Грейнджера - запись 1945 г. и предлагается здесь для сравнениязвучания записей на
валиках с записью ”обычной”. Надо также отметить, что между записью на
валиках и записью с концерта 1945 г.
существует временная разница в почти
четверть века, и в последнем случае мы слышим ”позднего” П.Грейнджера,
игра которого была несвободна от
некоторых технических недостатков, что, впрочем, не мешает мне расценивать данную запись как одну из лучших
записей этого сочинения Э.Грига.
Однако, чтобы не
ограничивать выкладку только Григом, добавляю к этому любопытные ранние записи
П.Грейнджера (оцифровка не моя), которые вытащил из
евроархива. На Перл выходило два компакта с переизданиями записей П.Грейнджера,
но почти ни одна запись с этого винилового диска туда не вошла. Также еще
добавил запись сонаты Брамса соч.5 (моя оцифровка записей на 78 об.)
Архив 1
Э.Григ, Фортепианный концерт, соч.16
1-3. Запись на Дуо-Арт 1921 г. (восстановлено в 1974 г.)
4-6. Запись на Дуо-Арт 1921 г. (восстановлено в 1978 г.)
Я был бы очень признателен, если Вы после этого диска: http://www.amazon.com/Bach-Organ-Transcriptions-Chopin-Sonatas/dp/B000001ZFM/ref=sr_1_7?ie=UTF8&s=music&qid=1275296578&sr=8-7
А это Biddulph'овское издание. Этого диска нет, но есть следующие два. http://www.amazon.com/Percy-Grainger-Vol-II-Frederic-Chopin/dp/B000000WMS/ref=sr_1_10?ie=UTF8&s=music&qid=1275298140&sr=1-10
Спасибо!! Всё-таки удивительное явление - наш сайт! Я и представить себе не мог что даже существуют его записи, и вот на тебе... Грейнджер из тех, кто увлекает слушателя своей неповторимой музыкальностью, своим художестенным видинием, ни счем ни сравнимой трактовкой. И как! Прослушал концерт на одном дыхании, ни разу не было мысли остановить запись, пробежать вперёд. Отмечу также качество записи, очень приличное для 1945-го года.
Перси Грейнджер. Он даже на сайте уж бывал в качестве компониста. http://intoclassics.net/news/2009-08-31-8512 http://intoclassics.net/news/2009-08-19-8166 Хороший компонист.
Послушала немножко концерт Грига, пока только в 2-х вариантах - само по себе исполнение замечательное. Очень понравился первый вариант, без оркестра. Мое субъективно "самое-самое" исполнение этого концерта - это всегда Циффра, и я знаю, в чем дело. Немногие с ним перекликаются. Недавно мы слушали Мержанова, теперь вот это открытие - во всех них есть крупная рельефная агогика, какой нет в тоже замечательных, но по-другому "устроенных" исполнениях, как, например, у Соломона, которого я очень люблю. Мне эта рельефность почему-то очень близка.
Спасибо огромное! Действительно, этот пианист - открытие для многих. Скажите, пожалуйста, в первом варианте концерта Грига он играет и за ф-но и за оркестр один? Без каких либо наложений? И можно ли где-то почитать именно об этой записи? Заранее благодарю за ответ.
Нет, никаких наложений здесь нет. Скорее речь идет о переложении. Концерт Грига, если мне не изменяет память, был написан в Дании в 1868 г. и впервые был исполнен в Копенгагене. А годом спустя, переложение этого концерта для одного ф-но Григ показывал Листу. Эта версия для одного ф-но звучит и здесь. Почитать о этой записи я даже не знаю где можно. Существуют страницы посвященные Дуо-Арт и записям на них, но информации касающейся конкретно этой записи я не видел. Это оцифровка с винила, и вся сопутствующая информация с него перенесена в пост. Может в Сети где-то и есть еще сведения, но, к сожалению, я на таковые не наталкивался.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".