Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 22:41
Главная страница » 2010»Май»30 » Французская музыка для скрипки с оркестром: К.Сен-Санс, М.Равель, Д.Мийо, Г.Берлиоз, Ж.Массне. Исп. Рено Капусон, дир.Дэниел Хардинг
Французская музыка для скрипки с оркестром: К.Сен-Санс, М.Равель, Д.Мийо, Г.Берлиоз, Ж.Массне. Исп. Рено Капусон, дир.Дэниел Хардинг
Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, сочинённое аж в 1863 году и Хаванес (1885) - популярнейшие и доныне пьесы Сен-Санса. Пытаясь уловить наиболее своеобразные качества этой известнейшей музыки, одновременно можно подобрать ключи к самым характерным проявлениям творчества Сен-Санса вообще. Пьесы написаны с превосходным пониманием возможностей скрипичной виртуозности, скрипке прозрачно аккомпанирует оркестр, форма пьес очень естественна и наглядна. На свете много сочинений, обладающих подобными достоинствами, но вовсе лишенных обаяний скрипичных пьес Сен-Санса. Также на этом диске записан Вальс-каприз для ф-но (1877) в скрипичной аранжировке, сделанной Эженом Изаи
Большой известностью пользуется интермеццо из второго акта оперы Жюля Массне "Таис" (так называемая «медитация» или «размышление»). Этот фрагмент часто исполняется отдельно и аранжирован для различных инструментов.
Пляска смерти - аллегорический сюжет, существующий со времён средневековья и служащий зловещим напоминанием о бренности человеческого бытия. Вот что пишет слушатель о Пляске Смерти Сен-Санса: "Ночь. Звон арфы, бьющей полночь, вся нечисть просыпается, обретает силу и власть. Вступает солирующая скрипка - очень четко рисуется образ Смерти, высокой старухи с косой, облаченной в черную мантию с глубоким капюшоном. Затем скрипку подхватывает весь оркестр, заводит потрясающей красоты мелодию и Смерть кружится в своем триумфальном вальсе. Всё продолжается ее грациозным шествием. Все расступаются перед ней в поклонах, уступая дорогу, тем самым оказывая честь. А она остается непреклонна - деликатными движениями косы, обрывая человеческие жизни, продолжает свой путь. Включенный в оркестр ксилофон, создает эффект лязга костей скелетов, которые, пританцовывая, сопровождают свою повелительницу и насмехаются над горем людей. Мы можем слышать мольбу скрипки соло о пощаде и гневный ответ Смерти. Выполнив свою ночную миссию, в грозном вихре скрипок, освещенная луной, Смерть уходит на покой, оставляя за собой невосполнимые потери. И в лунном свете, смотря ей вслед, мы видим тянущийся шлейф поганой нечисти..."
Концертная фантазия "Цыганка" Мориса Равеля написана по заказу венгерской скрипачки Д'Араньи в 1924 году. Это виртуозная пьеса в духе листовских венгерских рапсодий и фантазий Сарасате. Скрипка здесь рисует нам знойный образ цыганки, а оркестр, хотя и не лишенный виртуозности, остается на втором плане, как бы подцвечивая соло скрипки колористическими бликами.Настроение произведения создается не столько оркестровым tutti (которое Равель не выпускает наружу), сколько еле уловимыми штрихами арфы, пиццикатто струнных, челесты и возгласами духовых.
"Мечты и Каприз" для скрипки с оркестром (1841) Гектора Берлиоза - написана на темы его же оперы "Бенвенуто Челлини", премьера которой, как известно завершилась полным провалом - её находили странной, неправильной, нарушающей нормы хорошего вкуса. Это едва ли не единственный вклад французского классика в скрипичную литературу, за исключением "Гарольда в Италии"
В балете "Бык на крыше" Дариюс Мийовыступил как новатор и один из первых пропагандистов негритянской музыки. Сам композитор определил балет как "кино-симфонию", в которой сплавлены интонации городского фольклора, джаза и танцев 20х годов, например танго. На диске записана необычная версия этого балета в обработке для скрипки с оркестром
Исполняют один из лучших французских концертирующих скрипачей современности Рено Капусон, известный дирижер Дэниел Хардинг и Немецкий камерный филармонический оркестр г.Бремен
Как это по-русски - бережное отношение к алкоголю Вспомнился Никулин: Разбить? Поллитру? Вдребезги?
5.Константин Владимирович (konst) (30 Мая 10 14:36)
[Материал]
Олег, Вам такой диск не попадался? http://allmusic.com/cg/amg.dll?p=amg&sql=43:129151 На allmusic.com это единственная запись 1-го скрипичного концерта Мийо.
Столько скрипачей развелось, всех и не упомнишь! Для тех, кто тоже не знает Рено Капусона, справка: Рено Капюсон (фр. Renaud Capuçon; род. 27 января 1976, Шамбери) — французский скрипач. Брат виолончелиста Готье Капюсона. Окончил Парижскую консерваторию (1995), ученик Жерара Пуле. С юных лет играл в Молодёжном оркестре Европейского союза под управлением Клаудио Аббадо, затем был первой скрипкой в также основанном Аббадо Молодёжном оркестре имени Густава Малера. Занимался также в мастер-классе Айзека Стерна. В 2000 г. удостоен премии «Виктуар де ля мюзик» в номинации «Открытие года» (в 2005 г. получил эту же премию во «взрослой» номинации «Инструменталист года»). В 2004 г. совершил гастрольную поездку по Китаю вместе с Оркестром Парижа под управлением Кристофа Эшенбаха. Среди записей Капюсона — концерты Роберта Шумана и Феликса Мендельсона, камерная музыка Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, Мориса Равеля и др.
А "Пляска смерти" это же симф. произведение, где иногда играет солирующая скрипка с измененным строем, или это какое-то переложение?
Спасибо, за справку, Татьяна Пляска смерти оригинальная, хотя роль скрипки там велика (вот ещё у Рихарда Штрауса есть Жизнь героя, тоже симф поэма, а с другой стороны сочинение для скр с оркестром). Ещё подумал - вот какая скрипка многозначная - она и цыганка и венгерка, и испанка, и Смерть
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".