Деода де Северак - один из наиболее самобытных французских музыкантов своего времени родился в 1872 году, в городке Сен-Феликс-де-Караман, около Тулузы. Его отец - известный художник, Гильберт, был талантливым любителем-музыкантом. В 1890 Северак закончил школу, где он изучил фортепиано и орган. Затем учился в Тулузской консерватории, в 1896 переехал в Париж, где занимался в «Схола канторум» у Альберика Маньяра и Венсана д'Энди. Там он сочинил первые свои произведения, проявил себя как блестящий импровизатор на фортепиано, подружился с видными музыкантами - Альбенисом, Дюка, Форе, Русселем. Но самым близким другом Северака стал Морис Равель - они были почти ровесники, и впоследствии их жизненные пути и творческие идеи часто скрещивались. Как и множество прогрессивных музыкантов начала века, начиная от Дебюсси (который оказал сильнейшее влияние на творчество Северака) он считал, что французская музыка должна разносторонне развиться и отфильтровать германские влияния. По мнению Северака эти цели могли быть достигнуты, только путём включения в академическую музыку различных народных элементов. Вообще, Северак был человеком несколько провинциального нрава, возможно поэтому он уехал из Парижа в 1907 году в родной Сен-Феликс, а в 1910 стал органистом в церкви местечка Серет провинции Россельон и большую часть жизни провел на юге провинциальной Франции. Однако его муз. язык с частым использовании модального письма и необычных фольклорных элементов был далёк от провинциальности. Тем не менее, при жизни его сочинения не получили широкой известности, многие остались незавершёнными, другие неопубликованными, а сам он умер слишком рано, в период между двумя войнами и был незаслуженно забыт.
В своих лучших сочинениях Деода де Северак отразил природу, быт, фольклор родного края. Его музыка, особенно фортепианная богата мелодиями, близкими народным, выразительна, искренна и самобытна. Ее высоко ценил сам Клод Дебюсси. Из произведений Северака наиболее популярны фортепианный цикл "В Лангедоке' (1904), пьесы Купальщицы на солнце (1908), Наяды и и бестыжий Фавн (1908) и сюита "Серданья" (1911). Менее известны фп. циклы "Песни земли" (1900) и "На каникулах" (1912).
Сюита "В Лангедоке" - пестрая череда сельких зарисовок с натуры (Деревенский праздник, Вечером у воды, В Лугах, На Кладбище Весной, День ярмарки). Через весь цикл проходит сквозная тема, чем то напоминающая Остров радости Дебюсси. Очень изысканны и красивы "Купальщицы На Солнце", струящееся звучание этой пьесы не теряется даже рядом с "Игрой воды" Равеля. Очень интересен фортепианный цикл "Серданья" (Серданья - пограничный округ трех стран: Франции, Испании и Андорры, живописно расположенный на берегу реки Сегре). Свои впечатления от путешествия по этим живописным местам композитор отразил в 5 ти этюдах - "В вагоне, Прибытие в Серданью"; "Фестиваль" (Воспоминания о Пучсерда)"; "Музыканты и сборщики колосьев"; "Погонщики мулов перед Статуей Христа в Лливии" и "Возвращение" . "Песни Земли" тоже довольно необычны, хотя бы потому, что носят аграрные названия - Пахота, Сев, Жатва итп, но тут конечно ещё и философский смысл прослеживается. Сюита "На Каникулах" (1912) - это такой несколько ностальгический цикл, в этих пьесах композитор словно сознательно забывает, что он импрессионист, большинство из них навеяно образами Шумана, Шопена и музыкой 19го и даже 18 века ("2 мушкетёра"), названия говорят сами за себя - 'Бабушкины ласки', 'Визит двух маленьких соседок', 'Хоровод в парке', 'Забытая музыкальная шкатулка'...
Cочинения Северака исполняют испанский пианист Жорди Масо и японец Изуми Татено. Последний, как мне показалось похуже. Исполнения Чикколини, конечно тоже (и может быть даже для начала) стоит послушать
Но и эти записи - редкость. Композитор то, забытый. А зря!
Déodat de Séverac (1872-1921)
Piano Music
Cerdana 1. En Tartane (7:26) 2. Les fetes (7:34) 3. Menetriers et glaneuses (6:14) 4. Les muletiers devant la Christ de Llivia (7:43) 5. Le retour des muletiers (5:15)
En Languedoc I. Vers le mas en fete (8:12) II. Sur l'etang, le soir (7:39) III. A cheval, dans la prairie (3:47) IV. Coin de cimetiere, au printemps (8:02) V. Le jour de la foire, au mas (5:59)
Le chant de la terre I. Prologue (1:58) II. Le Labour (5:20) III. Les Semailles (4:33) IV. Intermezzo (4:13) VI. La Grele (4:27) VII. Les Moissons (2:13) VIII. Epilogue (3:07)
En Languedoc 1. Vers la Mas en fete (8:32) 2. Sur l'etang, le soir (5:54) 3. A cheval dans la prairie (3:40) 4. Coin de cimetiere au printemps (7:57) 5. Le jour de la Foire, au Mas (6:25)
Les Naiades et la Faune Indiscret (7:13)
Bagneuses us Soleil (6:51)
CD 2
Cerdana 1. En Tartane (6:59) 2. Les Fetes (7:22) 3. Menetriers et Glaneuses (5:53) 4. Les Muletiers devant le Christ de Llivia (7:40) 5. Le retour des Muletiers (5:07)
En vacances
I. Invocation а Schumann (2:52) II. Les caresses de Gtrand'-Maman (2:54) III. Les petites voisines en visite (1:13) IV. Toto deguise en Suisse d'Eglise (2:15) V. Mimi se dйguise en 'Marquise' (2:32) VI. Ronde de la Parc (1:33) VII. Oу l'on entend une vielle boite а musique (1:19) VIII. Valse Romantique (3:41) IX. La Fontaine de Chopin (6:31) X. La Vasque aux Colombes (4:46) XI. Les Deux Mousquetaires (2:01)
Deodat de Severac: L'oeuvre integrale pour orgue включая избранные пьесы Шоссона, д Энди и А.Муле исп.Michelle Leclerc http://files.mail.ru/0VARP3 мп3-160
1.Константин Владимирович (konst) (24 Мая 10 15:17)
[Материал]
Спасибо! На сайте Жорди Масо (так, наверное, правильнее, т.к. он - каталонец) сказано, что он собирается записать всю ф.п. музыку Северака, так что будем ждать.
Гениально! и музыка гениальная и сам Лангедок тоже оч. красивый! (кто ещё не был , как я можно посмотреть картинки) кстати - Лангедок хороший пример того, как нужно поступать с "республиками"!
5.Константин Владимирович (konst) (24 Мая 10 18:33)
[Материал]
Увидел вопрос без ответа - пришлось лезть в гугль http://www.democracy.ru/curious/democracy/ old_regime_revolution/page27.html
А в начале XIII века Лангедок вообще не входил во Французское королевство. Эта земля, раскинувшаяся от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Креси, была независимой. Причем ее язык, культура и политическое устройство больше тяготели к испанской короне, чем к французской. Управляли Лангедоком местные дворянские династии, самыми значительными из которых были графы Тулузские и могущественная семья Тренкавель. В Лангедоке господствовала известная веротерпимость, чрезвычайно отличавшаяся от религиозного фанатизма других государств Европы, римско-католическая церковь уважением тут не пользовалась, больше уважали катаров-еретиков. Неудивительно, что все это навлекло гнев католической церкви, котрая организовала крестовый поход на Лангедок, который в ходе военных действий был опустошён - рыцари и их кони вытоптали крестьянский урожай, стерли с лица земли города и деревни, большую часть населения перебили. В письме папе Иннокентию III аббат Арнольд с гордостью сообщал, что в расчет не принимались «ни возраст, ни пол, ни занимаемое положение». Впоследствии такого религиозного «вразумления» Лангедок нельзя было узнать: он превратился в опустошенную разграбленную, распятую землю. Альбигойские войны с перерывом длились 20 лет. В конце их у катаров оставался только завершительный очаг сопротивления — хорошо укрепленный замок Монсегюр, бросивший вызов огромной армии крестоносцев. В мае 1243 года осаду Монсегюра начал сенешаль Гуго де Арси: он подошел к замку и окружил его, чтобы взять катаров голодом. Однако начавшиеся дожди позволили осажденным запастись водой на о длинный срок, не опасались они остаться и без продуктов, так как практически всегда ожидали осады и заранее копили продовольствие. Но нашёлся предатель, открывший дорогу в замок, захваченных и не отрекшихся от веры катаров сожгли заживо.
Тогда он, видимо, ещё не собирался. На пробу записал один диск. Теперь, когда он с испанцами и каталонцами малость разобрался, можно и на лангедокцев (или окситанцев?) переключиться.
Нашёл ещё (для коллекции) альбом органных вещей Северака Deodat de Severac: L'oeuvre integrale pour orgue включая избранные пьесы Шоссона, д Энди и А.Муле исп.Michelle Leclerc http://files.mail.ru/0VARP3 мп3-160
Ну да и подковёрная борьба тоже роль сыграла, нужно уметь и интриги крутить было, видимо не хотел. Вон Равеля как обижали, ну хоть тот не уехал и руки не опустил. Да и Северак кое что успел написать, в отличие от бедняги Фанелли (ещё один непризнанный гений) - того тоже неудачи 'съели'.
Есть мнение, что то, что де Северак написал "в деревне" - его каталонская музыка - и есть его главное достижение.
В так называемый "переходный период" - когда Дебюсси кончился, а нео-классики 20-х ("Шестёрка" и пр.) ещё не начались - де Северак разработал свой собственный стиль, который ни в коем случае не стоит рассматривать с точки зрения творчества Дебюсси или даже Равеля.
А что до интриг, так его в Париже любили как "дебюссисты", так и "дэндисты", и концерты у него были, пока учился.
Он по идейным соображениям не захотел быть "французским" композитором, решив стать композитором "лангедокским".
Согласен, что 'деревня' - лучшее у него. А из сочинений после 12го года слышал только Sous les lauriers roses (1918) - на диске с Чикколини, местами в духе Сати, там конечно импрессионизма немного, да и у Дебюсси с Равелем его к тому времени меньше стало. Он, конечно Лангедокский, но на слух - эдакая смесь французского и испанского. Не зря его испанцы исполняют
Предки его мамы были арагонские испанцы. Отсюда и Каталония.
Пра-прадед был знаменитый политик и роялист Бертран де Мольвиль - морской министр при Людовике XVI.
Де Северак был в очень хороших отношениях с д'Энди - оба происходили из южных дворян (де Северак - барон, д'Энди - виконт), учитель часто приглашал ученика на летние каникулы к себе в Шато де Фог (департамент Ардеш).
Спасибо, Павел, очень интересно, вы всегда познавательные подробности сообщаете. А с дЭнди кто только не общался, можно сказать он заместителем Франка был в плане наставничества
В отличие от Франка д'Энди был богат и мог позволить себе разные чудачества в духе средневекового донкихотства и был объектом насмешек со стороны "прогрессивной Консерватории" (даже Дебюсси глумился над ним за глаза).
Но в том, что де Северак был обласкан "дебюссистами" и самим Дебюсси, была заслуга д'Энди.
Однажды де Северак в классе композиции сочинил симфоническую поэму "Нимфы в сумерках", как следовало из названия, стопроцентно дебюссистскую, и показал своему учителю.
Неожиданно для де Северака, д'Энди не только не убил его своей саблей за использование "вражеской" техники композиции, но предложил и дальше сочинять в том же духе,
Таким образом, де Северак в своих ранних сочинениях умудрялся совмещать противоположные ноу-хау - консерваторско-дебюссистский "вертикально-гармонический" и дэндистский "горизонтально-контрапунктический" подход к композиции. Но, поскольку, от "исторического выбора" в пользу Школы или Консерватории он отказался, то и оказался практически вычеркнут из истории французской музыки.
Искусство сидения на двух стульях не приветствовалось тогда.
Ну вообще то он ещё в октябре прошлого года вышел. http://intoclassics.net/news/2009-12-19-10273 Это так сказать вторая попытка. Надеюсь пианисты заинтересуются и начнут его играть
Имя Северака часто мелькало в биографиях Дебюсси и Равеля - даже в отечественных, исполнять же его стали только в последние лет 10, хотя вроде Казадезюс что-то из Серданьи играл
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".