Обнаружилось удивительное дело. У нас, как оказалось, почти что нет записей Падеревского. Такой непорядок следует немедленно исправить. Записей Падеревского сохранилось немалое количество. Поскольку существуют записи на дисках 78 об., то нет нужды обращаться к ф-ым валикам (однако, если есть интерес, можно и выложить). Переизданий записей Падеревского также немало, но здесь, опять же, что называется, оцифровки "собственного приготовления".
Игнаци Ян Падеревский
Будущий музыкант родился в селе Куриловка на Подолье (ныне - территория Украины) в семье крестьянина Яна Падеревского и Поликсены Новицкой, умершей вскоре после рождения сына. Ранние годы Падеревский провёл с отцом и сестрой в поместье под Житомиром, однако после ареста отца по подозрению в участии в Польском восстании 1863 года, его взяла на воспитание тётка. Вскоре Ян Падеревский был освобождён и, женившись во второй раз, вместе с семьёй переехал в город Судылков (близ Шепетовки), где смог устроиться на постоянную работу.
К этому времени относятся первые музыкальные опыты Падеревского-младшего. Он брал уроки игры на фортепиано у Петра Совинского, но в основном был самоучкой. Прирождённый талант и большое трудолюбие позволили ему быстро добиться значительных успехов, и летом 1872 года он смог поступить в Варшавский институт музыки (ныне Варшавская консерватория), который окончил в 1878 г. (ученик Рудольфа Штробля). В последующие несколько лет Падеревский жил в Варшаве, зарабатывая на жизнь преподавательской и композиторской деятельностью. В 1880 году он женился на Антонине Корсак, но через год она умерла, а родившийся сын Альфред оказался инвалидом. Чтобы пережить эти события, Падеревский принимает решение полностью посвятить себя музыке, и в конце 1881 года уезжает в Берлин, берёт уроки композиции у Фридриха Киля и Генриха Урбана, а также знакомится с Рихардом Штраусом и Антоном Рубинштейном. Последний, отметив дарование Падеревского, советует тому продолжать карьеру пианиста и композитора, и в 1884 он переезжает в Вену, где становится учеником Теодора Лешетицкого. Проведя затем некоторое время в Страсбурге на должности профессора консерватории, пианист вновь возвращается в Вену, где в 1887 году состоялся его первый сольный концерт.
Вскоре имя музыканта получает широкую известность, в 1889 году проходят его концерты в Париже, на одном из которых публика вызывала его на бис в течение часа. Год спустя с не меньшим успехом Падеревский выступает в Лондоне, а ещё через год — в Соединённых Штатах. Благодаря своему выдающемуся мастерству (которого он добивался огромной работой, проводимой при подготовке к концертам), Падеревский становится культовой фигурой музыкального общества, везде пользуясь огромным успехом. Публику привлекала не только музыкальная составляющая исполнения Падеревского, но и его яркий, вызывающий, гипнотический внешний вид. Критики признавали его одним из наиболее выдающихся музыкантов своего времени, несмотря даже на то, что его трактовка сочинений была зачастую весьма смелой с точки зрения динамики и темпов.
В 1897 году Падеревский покупает в Швейцарии усадьбу «Рион-Боссон», неподалёку от города Морж на берегу Женевского озера, где проводит дни отдыха между концертами, а два года спустя женится на Елене Горской, баронессе де Розен. Заработав к этому времени достаточно большое состояние, пианист приобретает дополнительно поместье в Польше и ведёт жизнь «светского льва», не переставая, тем не менее, активно давать концерты по всему миру (в 1904 году он посетил даже Новую Зеландию), значительную часть гонораров с которых он тратил на благотворительность.
Падеревский получает известность и как композитор — его опера «Манру» была с большим успехом поставлена в Европе (премьера состоялась 29 мая 1901 в Дрездене) и США (это единственная в истории польскоязычная опера польского композитора, исполненная в театре Метрополитен-опера). На время прекратив выступления в 1907 году, Падеревский заканчивает ряд крупных сочинений, в том числе Симфонию h-moll, однако, вернувшись к концертной деятельности в 1909, переживает очередной творческий кризис. Позднее в своих воспоминаниях пианист напишет: «Я не хотел играть… для меня это была пытка».
С начала 1910-х годов Падеревский начинает участвовать в политической жизни Польши, поддерживая идею о её независимости. В 1913 году он обосновался в США, однако с началом Первой мировой войны вернулся в Европу, где стал одним из членов Польского Национального комитета в Париже, который вскоре был признан представителем Польши при Антанте. Он также принимал участие в создании аналогичных политических и общественных организаций в других городах, в том числе Лондонского фонда помощи. Ораторский дар и яркая харизма позволили Падеревскому убедить президента США Вудро Вильсона объявить одной из заявленных целей при вступлении в войну независимость Польши, однако поддержка не понадобилась, так как к концу войны три державы, делившие Польшу между собой, распались, и она получила самостоятельность. В этот период Падеревский должен был стать посредником между поддерживавшимся Антантой «правительством Польши в изгнании» и новым главой государства Юзефом Пилсудским, и в январе 1919 последний назначил его премьер-министром. На этой должности он пробыл менее года, однако успел поучаствовать в Парижской мирной конференции.
После этого политическая карьера Падеревского была сравнительно недолгой: условия договора были далеко не самыми благоприятными для Польши, и музыкант, поняв, что не сможет разобраться во всех политических тонкостях и опасностях, которые он сулил, подал в отставку в декабре 1919. Летом следующего года, когда войска Красной Армии двигались в варшавском направлении, Падеревский участвовал в Конференции послов, являвшейся по сути продолжением Парижской конференции, однако, вновь разочаровавшись в перспективах развития Польши, которые предлагала Антанта, окончательно ушёл из политики, вернувшись к концертам.
Первое после долгого перерыва выступление пианиста состоялось в Карнеги-холле и имело огромный успех. В рамках концертного тура по США музыкант дал ещё ряд концертов, всюду собирая полные залы. После этого он вернулся в Рион-Боссон, но уже в 1926 году, узнав о произошедшем в Польше Майском перевороте под предводительством Пилсудского, вновь заявил о своей активной политической позиции и выступил против Санации. В усадьбе Падеревского была подписана декларация членов оппозиции, получившей название «Моржский фронт» (по имени города).
В 1936 Падеревский снялся в фильме «Лунная соната», посвящённом его исполнительскому искусству.
Музыкант мало занимался преподаванием. Наиболее известным его учеником был польский пианист Витольд Малцужиньский, завоевавший вторую премию на Конкурсе имени Шопена. На рубеже 1920-30-х гг. в усадьбу Падеревского приезжала брать уроки группа польских пианистов, в которую входили, в частности, Зыгмунт Дыгат, Александр Брахоцкий, Генрик Штомпка.
После Польской кампании 1939 года восьмидесятилетний Падеревский решает вновь вернуться к активной общественной деятельности. В 1940 он входит в состав Польского народного совета, находящегося в Лондоне и возрождает свой Фонд. Чтобы обеспечить его деньгами, музыкант вновь даёт концертные туры в США, во время одного из которых он заболел воспалением лёгких, от которого и умер в 1941 году в Нью-Йорке.
Падеревский был похоронен на Арлингтонском национальном кладбище, а 5 июля 1992 года его останки были перевезены в Варшаву и торжественно перезахоронены в соборе Святого Иоанна.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".