К 50-летию замечательного североирландского пианиста
Из Википедии:
Ба́рри Ду́глас (англ. Barry Douglas; род. 23 апреля 1960, Белфаст) — британский (североирландский) пианист. Обучался игре на фортепиано, виолончели, кларнете и органе в Белфастской школе музыки, затем в Лондоне в Королевском музыкальном колледже у Джона Барстау и частным образом у Марии Курчо, ученицы Артура Шнабеля, совершенствовался в Париже у Евгения Малинина. Дуглас дебютировал с сольным концертом в Лондоне в 1981 году, а через некоторое время — в Карнеги-холле в Нью-Йорке. В 1985 Дуглас занял третье место на конкурсе Вана Клиберна в Техасе, а год спустя получил мировую известность, победив на восьмом Конкурсе имени Чайковского в Москве. С этого времени Дуглас ведёт активную концертную и преподавательскую деятельность, делает записи, выступает в качестве дирижёра с основанным им в 1998 оркестром «Камерата Ирландия». Основа репертуара Дугласа — масштабные работы Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева. Его исполнение отличается глубиной мысли, динамизмом и хорошим чувством формы. Среди его записей — «Картинки с выставки» Мусоргского, пять фортепианных концертов Бетховена и другие произведения. Дуглас является художественным руководителем Международного фортепианного фестиваля в Манчестере и Клэндбойского фестиваля. В 1988 Дуглас снялся в фильме «Мадам Сузацка» в одной из ролей второго плана. Самому пианисту посвящён документальный фильм Би-Би-Си «Белфастская рапсодия».
Разве не прошёл? Странно. А тут в Википедии пишут... "победитель", вроде бы как. Кажется, он просто не взял первое место. С чего бы ему такая слава с тех пор, почёт и зелёный свет в карьере, если он не прошёл даже во 2-й тур? Что-то тут не так...
Ну-ка - посмотрим на сайт "Все пианисты", основанный на справочнике 1990-го года издания... (минуточку)
Ага!.. Цитирую:
[quot] В 1982 году Барри Дуглас впервые приехал в советскую столицу, но его первая попытка на Конкурсе имени Чайковского закончилась крахом: он не прошел даже на второй тур. Однако пианист не расстался со своей мечтой. "После неудачи в Москве я сказал себе, что рискну приехать вторично, только когда буду совершенно готов. Тогда же мне явно не хватило ни мастерства, ни опыта".
Ступеньками к достижению заветной цели стали награды, полученные на конкурсах имени А. Рубинштейна в 1983 году (пятая премия) и имени В. Клиберна (1985 год, третья премия), участие в молодежном Интерфоруме в венгерском городе Кестхее и на фестивале в Локерхаузене (Австрия). Это принесло бесценный опыт, однако пробиться на большую концертную эстраду не помогло. "Мне трудно было найти себе импресарио,- вспоминает Дуглас.- Они просто не интересовались мною. Писал письма с предложением дать концерты, но в лучшем случае они были готовы покрыть часть расходов, а уж о заработке нечего было и думать. Играл часами, не получая за это ничего. Решил заняться преподаванием, но учеников найти не удалось".
Однако Дуглас добился своего. Он вторично приехал в СССР и на сей раз опередил всех конкурентов. Член жюри конкурса С. Доренский так оценил это достижение: "В лице Барри Дугласа мы имеем яркую художественную личность, а именно это - лучший залог большого творческого будущего. Мне приходилось слышать его неоднократно, в том числе и в Москве четыре года назад. За последнее время он, несомненно, сделал резкий рывок вперед в своем творческом развитии. Рельефно очертилось индивидуальное лицо музыканта, в нем открылась настоящая артистическая жила - самое главное качество в человеке, который решил что-либо поведать публике... Во всем том, что теперь Дуглас делает за инструментом, чувствуется глубокая убежденность, уверенность, а это позволяет ему вести за собой зал. Лучше всего удались пианисту "Картинки с выставки" Мусоргского, но немалое впечатление произвела и серьезная, масштабная трактовка Первого концерта Чайковского. При всем том, были ощутимы и определенные стилистические просчеты победителя, неровность его звуковой палитры. Во всяком случае, все сопоставления и сравнения с молодым Эмилем Гилельсом, которыми увлеклись некоторые наши обозреватели, представляются совершенно безосновательными".
И тем не менее - факт: Конкурс имени Чайковского круто изменил судьбу артиста. Перед ним открылись двери лучших залов, его наперебой стали приглашать оркестры и дирижеры, он получил возможность делать записи. Последние, правда, не дают пока оснований для больших восторгов, но подтверждают: Дуглас сегодня - солидный и серьезный музыкант. ______________________________________________________________ Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.[/quot] (с) http://www.allpianists.ru/duglas.html
----------------------------------------------------- Значит: не прошёл он в 1982-м году, но прошёл в 1986-м. Теперь всё понятно. Всё встало на свои места.
Именно так! В 1982-м году он спотыкнулся на Бахе, так было обидно, просто ужасно! Я была маленькой девочкой, я заболела его "звуком", расстроилась тогда ужасно. Зато в 1986-м году всё встало на свои места.
А мне очень импонирует, так сказать, "мироощущение" Дугласа. Оно какое-то глубокое и в этой глубине широкое и, в то же время, нежно приподнятое, воздушное, светлое, очень и очень одухотворённое, по-доброму и слегка поэтическое. Просто заряжаешься от него этим, от его игры. Целительное, растворяющее мир во всей его красоте мироощущение. Есть что-то в нём от образа и раскаявшегося Раскольникова Достоевского, и от (страшно сказать!) Пола Маккартни. (ИМХО, конечно.) Обожаю Барри Дугласа!!! (и его игру) :)
------------------------------------------------------------- Вот и в этой записи обращают на себя внимания крики "Браво!" и продолжительные тёплые аплодисменты в конце выступления. Любят у нас Барри Дугласа, любят!
К сожалению, телеканал "Культура" не указал время-дату этого концерта. Может быть, кто-то из погруженцев знает? ... Ага. Сама нашла - среди видеороликов "Новостей культуры". Это было 12 февраля 2008 года.
Конечно трудно добиться большого успеха сразу. распыляясь на разных инструментах.Долго определялся,поэтомув.наверное, поздно созрел.Однако спасибо за выкладку ,послушаем.
Мне-то вот запомнились, как ничьи, его исполнения трансценентных этюдов Листа на 8-м конкурсе Чайковского. Это вообще его "общее место" - он берёт сразу такой сдержанный темп, такой психологический подход, что с первых же звуков кажется, что он тебя, как картошку, зарытую глубоко в земле, одним лихим копком из-под земли каааак ... подкапывает, короче, и ... на божий свет и выворачивает. Вот ни у кого такого нет. Такое немного ещё у старика Керрера просматривалось. Но не то ещё. Звук у дугласовского рояля (точнее - аура его, звука этого) идёт от рояля как бы по полу сцены, стелится по нему - как взрывная волна от атомного гриба - покрвывая собой всё вокруг, снизу покрывая - просачиваясь-пробираясь под ваше кресло, под ваши ноги, спущенные с него, и забирает вас целиком - с душою вашей вместе. (Так вот примерно.) Молодец, одним словом, Барри!!
Не хотел критиковать. . . Пишу только о романсе. Игра тяжёлая и скучная, особой мысли, тем паче чувства просто не просматривается. Своего рода "месиво" из звуков. Послушал дальше. Впрочем, Равель такой же. Брамса слушать боюсь. Не буду. Не буду больше плохим мальчиком и даже удалю пост, только намекните. . .
Так ведь весь Шуман такой! Причём тут Дуглас? Я и сама так его играю. Сплошные аккорды. Только в ритме просто. Скукота, в общем! ... ... Люблю у Шумана избранное только. ... ... Иногда такие вот мысли на ум приходят: жил бы Шуман попозднее, в условиях большей конкуренции, так сказать, да и вообще - в условиях большей продвинутости взыскательности требований публики и ея общественного мнения (опять же: так сказать) - постеснялся бы он столько-столько вот такой вот однообразно-аккордной музыки нагора выдать бы, поостерёгся. Но... время было ещё не то тогда и не такое ещё. Вот и писал Шуман - музыку свою - искренне, видимо, полагая, что гений он, и всё, что не пишет он, имеет непреходяще гениальную ценность. А другие теперь за ним расхлёбывают, понимаете ли... Так-то вот... ИМХО, конечно.
А с другой стороны... ... Нет, не буду лучще...
А Брамса послушайте. Непеременно послушайте! Хоть мне, в силу моей неосведомлённости, и не с чем сравнивать, однако, Дуглас тут, как всегда, великолепен. (Опять же, ИМХО, клнечно.)
Кстати, Вы очень верно подметили, написав, что игра Дугласа "тяжёлая". Именно так. В этом и есть одна из сторон её своеобразной (оригинальной) прелести. У Керрера ещё тяжелей, кстати. С такой тяжестью особенно хорошо должны звучать монументальные произведения. Например: фуги-сонаты (или: сонаты-фуги) Д. Скарлатти. Ведь обычно Скарлатти играют легко. А это не всегда верно. В его фугах - это совсем неуместно. Их надо играть как на большом органе: очень тяжело и основательно. Вот как Дуглас. ... Или вот, скажем, сонату ля минор Моцарта. Все играют её легко - как все прочие сонаты Моцарта. Только Рихтер на недавно выложенных тут видеозаписях осмелился сыграть её более-менее тяжеловато. А надо бы и ещё тяжелее! Как Дуглас, в общем.
------------------------------------------------------------- Ещё. Такие вот соображения на ум пришли. "Тяжесть" у Дугласа не простая. Она как бы "отпущенная", "свободно отпущенная", "отпущенная на свободу". Или так: он играет так, запуская "басы" духовного, что при этом "верхняя часть души" летит свободно поверху, над происходящим, без усилий, позволяя всему идти своим ходом и только созерцая происходящее как бы со стороны и сверху. Всё течёт как бы само собой. Что и позволяет увидеть и услышать в музыке, в её "втором плане" то, что ускользнуло бы от нашего внимания, если было бы искусственно "впихиваемым" нам или "деланным". Вот в этой широте, глубине ощущения и свободе - своеобразие и прелесть Дугласа.
Уважаемая Земля! не надо в угоду Дугласу, хоть он и прекрасный пианист, сомневаться в величии Шумана. Всему есть время и место, и я похохмить люблю, но эти детско-наивные рассуждения об "однообразной-аккордной музыке"...не надо. Шуман-один из столпов фортепиано, наряду с Бетховеном и Шопеном, и если Вы не слышите его музыку, почитайте хоть Сабанеева, что-ли. Это очень ценное качество-укрощать собственную демагогию. Во всяком случае-такие рассуждения не для этого сайта. О времена!-адвокат для Шумана!
Да, я это чувствую за собой: свою шумановую безграмотность. Спасибо за наставления! Постараюсь над собою поработать.
(но всякий раз, когда я слышу очередную мажорно-бодрую аккордовую пьесу Шумана, я внутренне съёживаюсь, приготавливаясь как-нибудь перетерпеть несколько минут чего-то малоприятного, знакомого и неинтересного. Люблю же я у Шумана то, где красиво, лирично, психологично, изобразительно, страстно и даже психоделично. Вот там он не скучен и воистину (ИМХО) гениален.)
А у Бетховена тоже есть скучная музыка! Это контрадансы с экозесами, например.
Запись скачал и удалил слушать невозможно в таком качестве! Впервые прочитал такое мненио, что Шуман скучен??? Не всем он дается. Концерт для ф-но я запомнил в исполнении Гилельса. Больше никто не впечатлил пока не услышал М. Учиду. .Арабеска интересная пьеса, индикатор. также лучше Гилельса не слышал.Сходное мнение меня преследовало в юношеские годы о Брамсе (по поводу скуки). Помню даже ушел с концерта Д. Башкирова. Он исполнял сонаты Брамса. Долго считал Брамса "шарлатаном", хитрым фокусником, способным сделать из ничего кое-что. почему-то неприятное ощущение оставалось после прослушивания его произведений. Мнение несколько изменилось когда стал играть сам. Нужно было погрузиться самому в эту музыку. Но все равно мне кажется,что Брамса нужно слушать очень дозированно. Также как и в концерте его должно быть немного...
Никто не писал тут, что Шуман скучен. Напротив (писали мы тут и раньше ещё). Скучен же Шуман в мажорно-бравурных вещах своих, построенных на аккордах в каком-то ритме. Точно так же и по нотам если эти вещи играть. Если, конечно, не брать в расчёт "самолюбование" от достигнутых успехов или от успешного преодоления трудностей.
Насчёт качества - можете через поиск (как я тут обнаружила позавчера) найти эту передачу "Культуры" в рамках цикла "Выдающиеся пианисты современности (Березовский, Мацуев, Дуглас, Кисин)" на паре платных ТВ-хранилищ. Кажется, расценки там такие: 9 руб. за просмотр, 15 руб. за скачивание. Видеокартинка по качеству там будет точно то, что надо. Насчёт звука - не знаю. Может быть, не лучше. Может быть, хуже. Гула фоном точно не будет. Но и звук суше будет. Без акустики. Обычное телевизионное же качество тут! Вы по телевизору музыку тоже не слушаете никогда?
После того как погрузился в этот сайт. Не слушаю по телевизору. И вообще его не смотрю. Есть интернет. Конечно записи нашего телевидения ни в какое сравнение не идут с тем ,что я нашел на сайте. Превосходны записи М. Учиды. Но если иметь ввиду рояль. это постоянная тоска по красоте звука этого инструмента. Но видимо сложно записать. Тут еще передачу посмотрел, опять же с Культуры. о В.Горностаевой. Конечно было неприятно когда играл ее внук и в басах звучало черт знает что (инструмент не строил), Я думаю это невозможная ситуация на немецком телевидении. Все почемуто гордятся тем, что профессионал может играть на чем угодно. Разве может быть выдающаяся интерпретация на разбитом инструменте?
Говорят, Рихтер, приезжая в сибирские таёжные уголки и обнаружив там вместо более-менее приличного инструмента разбитое пианино, у которого могло не хватать клавиш и струн, играть не отказывался, а когда в ходе выступления выяснялось, что местная будто бы малокультурная публика очень внимательно слушает, распалялся и вместо было уже спланированной как сокращённая программы выступления выдавал полноценную да ещё и с бисами. Значит, и на никаких инструментах можно не только играть (даже гению), но и слушать, и слышать Музыку.
На Сайте Рихтера в воспоминаниях В. Чемберджи написано,что в поездке по Сибири в бригаде был мастер настройщик который готовил инструмент. Одно делов в далекой Сибири, друге дело равнодушие и непрофессионализм на центральном канале. Насчет малокультурной публики...Меня поразил случай во время службы в армии. Случайно раздобыл проигрыватель и пластинки с записями В. Клайберна.Слышу стук в дверь и на пороге солдат (работал в свинарнике) попросился послушать музыку.. оказалось что он очень любит Рапсодию на тему Паганини Рахманинова, второй концерт и прочеее. Сам он из деревни из простой семьи...здесь наверно не в образованности,а в том чем Бог наградил, какой душой и восприимчивостью к красоте...
У меня имеется запиленная пластика с 1 концертом Брамса с исполнением Барри Дугласа на конкурсе Чайковского, где он занял первое место. Пластика эта для меня святая, так как она открыла для меня мир классической музыки. Тогда я был просто потрясен его игрой, хотя классику слушал впервые. Прошло лет 20 и вот сейчас пытаюсь найти эту запись в лучшем качестве и не нахожу:( Помогите найти!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".