Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 08:46
Главная страница » 2010»Апрель»16 » ЭМИЛЬ ГИЛЕЛЬС НА ФЕСТИВАЛЕ «ФЛОРЕНТИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАЙ». КОНЦЕРТ ВО ФЛОРЕНЦИИ 11.06.51
ЭМИЛЬ ГИЛЕЛЬС НА ФЕСТИВАЛЕ «ФЛОРЕНТИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАЙ». КОНЦЕРТ ВО ФЛОРЕНЦИИ 11.06.51
22:14
I. Моцарт. Соната inс, KV457
1. Allegro
2. Adagio
3. Moltoallegro
II. Бетховен. Cоната №23
inf, ор.57 («Аппассионата»)
4. Allegro
assai
5. Andante
con moto
6.Allegro
ma non troppo
III. Прокофьев. Соната №2 ind, ор.14
7. Allegromanontroppo
8. Scherzo. Allegromarcato
9. Andante
10. Vivace
11. Рахманинов.
Музыкальный момент inDes, op.16 №5
12. Балакирев.
«Исламей»
АРЕ 112 МБ
files.mail.ru/TH3FEY
Первый послевоенный концерт главного пианиста страны Советов
на территории капиталистического Запада. Тогда в Италию выехала целая
делегация, в которую входилиМ.Михайлов,
З.Долуханова и многие другие, чтобы ошеломить, покорить и воочию показать
преимущество соц.культуры перед всеми другими. И ведь удалась акция, да еще
как! И в этом не последнюю роль сыграл мощный, блистательный пианизм Э.Г. уже
тогда начинавший обретать контуры всепобеждающей значимости, державности. Его
выступление во Флоренции – неумолимый шквал, напор не ведающего сомнений атлета-победителя
(как и положено представителю супердержавы), самый что ни на есть музыкальный
штурм публики загнивающего капитализма. Вся программа тщательно продумана от
первой до последней ноты и подана как постепенное, неукоснительное нагнетание
чудовищной раздавливающей энергетики. Моцарт – пристрелка, Бетховен – выход на
огневые рубежи, Прокофьев – стремительная атака, «Исламей» – Победа!!! Только
победа!!! Иного выхода для любимого пианиста Отца всех и вся и быть не могло. За
этим всем действом так и слышится риторический вопрос с восточным акцентом, заданный
одному из подчиненных в ответ о невозможности выполнения задачи: «А вы знаете,
сколько весит наша 1/6 часть суши со всеми заводами, танками, городами,
эскадрильями?» И Э.Г., знаяэто все, не
подкачал, оправдал «на все 100» оказанное ему высокое доверие, представил, так
сказать (и весьма достойно!) . В таких демонстрациях он однозначно был сильнее
и надежнее Оборина, Софроницкого, Зака (Флиер уже не выступал) и многих других.
Но тут вот приходят на память рассуждения Нейгауза о «великолепной музыкальной
плоти» Гилельса, которая «одухотворялась» со временем,в результате непрерывной работы над собой, но общем-то не так быстро,
как бы хотелось, «постепенно». Судя по этому концерту Г.Г. где-то прав,
Действительно, духовная составляющая, скажем, в медленных частях всех сонат (по
сравнению с Гилельсом конца 50-х, 60, не говоря уже о 70-х и 80-х) крайне
невысока. Погружений в безбрежность музыкальных пространств, равно как и
парений в интеллектуальных высотах, философских изысков кот наплакал. Возьмем
Анданте Прокофьева- оно у Гилельса здоровое,
с четкими конурами, теплое по звучанию, но это скорее чисто физический роздых
перед свершениями в финале, некий обязательный контраст, формальная
необходимость сонатного цикла. В Анданте моцартовской сонаты Э.Г. стилистически
зажат, он не нашел еще той своей неповторимой интонации, которая приведет его к
невероятным достижениям в музыке этого автора в начале 70-х. И ставка делается
на изумительный аппарат, скрывающий нечеловеческие возможности (моторику в
первую очередь), что, впрочем, находится в полной гармонии с природными
инстинктами его пианизма. Но с другой стороны можно возразить Нейгаузу – какое
к черту одухотворение, когда надо все время подтверждать звание первого, когда
висит ответственность, политическая ответственность за деяния на эстраде, когда
обязательно должен быть не просто успех – триумф!!! И Гилельс считает для этого
необходимым использовать в первую очередь природный потенциал, расставляя
смысловые акценты на финалах и окончательно «взрываясь» в «Исламее». Ну и что,
в конце-концов? Тогда вот он был таким. А каким стал позднее, мы все знаем.
Спасибо - за концерт, и остроумное, эрудированное предисловие! Может мне так кажется от того что о Гилельсе я и сам много размышлял, и вы нашли слова моим ощущениям, но в точности, отточености формулировок Вы превзошли себя. Сижу и перевожу для друзей!
Добавил бы что в середине 50-х он прекрасно играл К. 570 Моцарта (по моему вы даже упоминали его исполнение как выдающееся в недавней выкладке) - выложу пожалуй в недалеком будущем.
А мне кажется, что в комметарии упущен один важный момент, который совершенно иначе расставляет акценты. Программа-то, в общем - ТРАГИЧЕСКАЯ! что моцартовская соната, что Аппассионата, что Вторая Прокофьева... Ну Исламей - ладно, надо же подтверждать реноме первого виртуоза... И хотя, конечно же, позже Гилельс вырос в совсем другого пианиста, но и здесь уже можно почувствовать то трагедийное начало, которое так характеризует Гилельса в отличие от многих...
"Позже Гилельс вырос в совсем другого пианиста" В "совсем другого" звучит не вполне точно. Уместней было бы написать - иного плана. Чтобы с этим согласиться, достаточно послушать: Grand Etudes after Paganini No.3 in g-sharp "La Campanella"(Live-recording in Moscow, 1951)
Программа да, формально трагическая, хотя 2-ю Прокофьева отнести к сугубо трагическим сочинениям можно с очень большой натяжкой. Но что это меняет? Я бы никогда не рискнул причислить Гилельса к исполнителям трагедийного плана типа Софроницкого или Микельанджели, С.Нейгауза. Он был подобно Рахманинову крайне суров, замкнут,предельно сдержан, величественно недоступен, но говорить о его трагедийности, как отличительной черте - это, простите, явный перебор. Под трагедийностью, как главной примете некоторых художников, мы подразумеваем прежде всего то, что многие произведения, которые ну уж никак не тянут на трагедию под их руками становятся таковыми, причем сгущение эмоций, погружение во мрак происходит уже на подсознательном уровне. А Гилельс всегда в этом отношении был здоровым человеком - он в плане эмоций скрупулезно следовал автору, и не более того. Что,кстати видно и в данном концерте. Никаких сгущений, психопатизма, нагнетаний черноты нет и в помине. И слава Богу.
7.Хуан Антонио Самаранч (huan) (17 Апреля 10 16:26)
[Материал]
Согласен с Владиславом. Гилельс есть Гилельс, и не нуждается в исскуственной прибавке глубины за счет столь "весомого" эпитета.
Having said that...
Мне кажется о чем-то вроде трагического мироощущения можно говорить под конец его жизни, в 80х. Меня не оставляет впечатление что играет смертельно больной человек. Выбор репертуара - в первую очередь Хаммерклавир и Симфонические Этюды - suggests скорее волевую борьбу эпических (очень не хочется ввязываться в аналогии с греческими жанрами, тут я очень маленький эксперт) маштабов, с катарзисом (тьфу!) и разрешением в мажоре чем бесспросветный мрак: скорее 9-я Бетховена чем "Шаги на Снегу" в исполнении Ведерникова или Микельанджели... Однако в миниатюрах - ля минорный Этюд Мендельсона*, Ария Скарлатти - проскальзывают настроения которым нет "контра" в мажорном финале Этюдов и фуге Хаммерклавира...
*насколько отличается интерпретация Гилельса от эталлонной записи Рахманинова! надо выложить.
Спасибо большое! Не думаю, что Гилельс так уж трагедиен, или, не трагедийнее других, а тем более, 50-х годов. Там он более "спортивен", чем всё остальное, да и с чего ему, обласканному, печалиться? С таким же успехом, почти всю классическую музыку можно отнести к трагедийной, но это ведь не так? можно ведь и "Осеннюю песню" Чайковского сыграть так, что обрыдаешься! А мы склонны его игру 80-х связывать с мотивами смерти, но он-то об этом не знал. Возможно, чувствовал... как убеждал недавно Варгафтик о шестой Чайковского, традиционно трактуемой как реквием себе, автор намеревался ещё вволю пожить и никакие такие мысли его не посещали.
И эта ссылка умерла, однако. Даже в исправленном виде не работает.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".