"Одна из тех личностей, с чьими именами
связано глубокое обновление всего строя русской музыкальной культуры во
второй половине XIX века"
Ю. Келдыш
"Всякое новое открытие было (для него)
истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собой в пламенном порыве
всех товарищей своих"
В. Стасов
Балакиревым были задуманы в начале 60-х годов сразу три симфонии. Первоначально возник замысел симфонии "Русь", которую композитор обозначил третьим номером, второй должна была быть программная симфония "Мцыри" по поэму Лермонтова, но эти замысли остались неосуществлёнными. Работа на Первой симфонией была завершена только во второй половине 90-х годов.
Обратившись к симфонии в 90-х, Балакирев сохранил весь материал первой части без изменений. Без изменений остались также основные темы третьей части и финала. "однако, - как пишет Ю.В. Келдыш, - длительный промежуток времени сказался роковым образом на судьбе произведения: появись симфония своевременно, она стала бы событием в русской музыке как первый крупный образец кучкистского симфонизма. Но на исходе столетия, в новых исторических условиях развития музыкальной культуры она представлялась уже несколько запоздалой".
На титульном листе партитуры первой части автор написал: "эпиграф из молоканской песни о Святом Духе". Балакирев надеялся, что его симфония внесёт новый национальный элемент в русскую музыку - "элемент новорусский, религиозный, молоканский". Композитором был использован слышанный им в молодости духовный стих.
Эпиграфом симфонии является начальная фраза вступительного Largo, из которой вырастает весь тематический материал первой части. Его сменяет второй мотив - сурово-архаичная тема вступления. Этим два мотива становятся основой главной и побочной партий. В пространной разработке, более чем в трое превышающей экспозицию, обе темы непрерывно изменяют свой облик, в результате чего рождается новая мелодия. Динамическая реприза, трансформирующая основные образы (главная тема звучит торжествующе, побочная приобретает светлый колорит), перерастает в стремительную коды, утверждающую темы побочной партии.
Вторая часть - лёгкое, изящное скерцо с напевной серединой - благодаря оригинальным тембровым находкам напоминает живую народно-жанровую сценку.
В основу третьей часть (Andante) положена мелодия, слышанная Балакиревым на Северном Кавказе в 1862 году. По мере развития широкая лирическая тема приобретает более ярки характер, сменяясь в середине новой темой.
Финал симфонии объединяет русские и восточные элементы. В основе главной партии лежит шуточная русская народная тема "Шарлатарла из Партарлы", имеющая общие интонации с темой-эпиграфом. Побочная партия соединяет две темы восточного характера. В репризе Балакирев воспроизводит приём, применённый Глинкой в финале "Руслана и Людмилы", проводя одновременно русскую и восточную темы в контрапункте. Венчает симфонию блестящая кода, в которой песенная главная тема приобретает характер полонеза.
Анна Русакова
Симфонический оркестр Московской Государственной Филармонии.
Не чаял уже услышать! Всю русскую музыку монополизировал Е.Ф. Светланов. Но Первая симфония Балакирева у Кондрашина звучит интереснее - заострены контрасты, выделены интересные тембры. Большое спасибо!
Огромное спасибо! Присоединяюсь к мнению Палыча. Кондрашин - великий дирижер. а Балакирев - один из моих любимых композиторов, музыка которого ныне, к сожалению, крайне редко исполняется.
Кто не слышал этой симфонии, тот просто ОБЯЗАН её услышать! Лично я считаю, что это лучшая симфония 19 века... Господа, да вы послушайте Andante! Это же чудо какое-то!!! Но мне больше нравится эта симфония в исполнении Караяна... В Светлановском совсем не нравится, почему-то...
Спасибо! Галина Александровна! Посмотрите мой комментарий к текстам Сабанеева, там как раз об этой симфонии. Интересно будет узнать Ваше мнение (о тексте)
Мощная, красивая русская музыка. Всё в ней есть, печаль и радость, широта и выразительность русской природы. От анданте сердце щемит, как хорошо, прекрасно, душевно.
Исполнение изумительное, бережное, идущее за музыкой. Спасибо за выкладку.
НОвая ссылка: http://files.mail.ru/8K8LT58K8LT58K8LT58K8LT58K8LT5XX
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".