Среди знаменитых скрипачей XVIII века таких как Арканджело Корелли с
его знаменитыми сонатами для скрипки и Concerto grosso и Антонио Вивальди,
скрипичные концерты которого впечатляют и в наши дни, в классическом
скрипичном искусстве XVIII века ярко заявил о себе замечательный
итальянский скрипач, композитор и педагог, а так же ученый методист
Джузеппе Тартини, продолживший школу Корелли и поднявший скрипичное
искусство на новую высшую ступень.
Тартини является последним крупным представителем итальянской
скрипичной школы XVIII века. В его творчестве уже начали появляться
начальные романтические тенденции.
Из произведений Тартини издана лишь незначительная часть, и он не
опубликовал свою школу для скрипки, но вспоминая его «Дьявольские трели»
(соната g-moll), «Искусство смычка» («50 вариаций на гавот Корелли»), или
известное «Письмо к ученице», в котором изложены основные методические
положения системы и педагогические советы мастера, его «Трактат об
украшениях», отражающий музыкально-эстетические взгляды Тартини в области
исполнительство, становится понятной необычайная одаренность и значение
Тартини, как композитора, скрипача и педагога.
Влияние Тартини можно обнаружить не только у его современников, таких
как Антонио Вивальди, Никколо Лауренти и Луиджи Боккерини, некоторые черты
его скрипичного стиля историки также находят и в творчестве молодого
Моцарта.
Скрипичное искусство многих стран развивалось под воздействием
исполнительских и педагогических принципов Тартини. Леопольд Моцарт в своей
«Школе для скрипки» не раз упоминает о Тартини: «Один из
славнейших скрипачей нашего времени».
Как писал Давид Ойстрах: «В музыке Тартини прежде всего привлекает ее
выразительность, искренность, теплота, мелодичность. Музыке этой поры
присущ декламационный, речитативный характер, когда кажется, только слов не
хватает, чтобы полностью передать воплощенные в ней чувства и переживания».
(Купить письма Тартини можно было за один шиллинг...) Инфляция,сэр!