Музыка и имя Гайдна вдохновляли композиторов разных стран и эпох на создание оригинальных сочинений. Предлагаю в день рождения великого австрийца послушать некоторые из них - самые известные
Тема Вариаций Иоганнеса Брамса взята из второй части Дивертисмента для духовых Й. Гайдна. Эта простая церковная мелодия - «Chorale St.Antoni» - песня паломников. В своём произведении композитор проводит развитие темы через несколько эпох: это и эпоха Барокко с характерными ей полифоническими приёмами, и эпоха Классицизма с её «классическими» особенностями, и, наконец, эпоха Романтизма со своими тенденциями. Первая вариация основана на развитии темы, вторая - на приёмах полифонической имитации, в третьей - тема дана в мелодическом распеве, в четвёртой вариации - также используются вокальные формы, в пятой и шестой - приёмы, характерные для скерцозных жанров, седьмая вариация выдержана в стиле грациозного старинного танца, восьмая – полностью противопоставляется светлому и жизнерадостному характеру 7й, утверждая трагический образ. Финал представляет собой грандиозную полифоническую форму, основанную на развитии двойной фуги. Вариации на тему Гайдна опубликованы Брамсом в 1873 году в двух версиях - для оркестра и для двух фортепиано Предлагаю послушать обе в исполнении Бруно Вальтера, Мюррея Перайи и Георга Шолти
Johannes Brahms (1833-1897)
Variations on a Theme by Joseph Haydn for Orchestra, Op 56a Thema. Chorale St Antoni. Andante (2:03) Var I. Poco piu animato (1:31) Var II. Piu vivace (1:09) Var III. Con moto (2:03) Var IV. Andante con moto (2:04) Var V. Vivace (1:03) Var VI. Vivace (1:22) Var VII. Grazioso (2:15) Var VIII. Presto non troppo (0:55) Finale. Andante (4:13)
В 1909 году вся мировая музыкальная общественность отмечала 100-летие со дня смерти Гайдна и по этому случаю уполномочила трёх знаменитых французских композиторов-импрессионистов написать по пьесе в дань уважения австрийскому классику: Клод Дебюсси сочинил «Посвящение Гайдну», Морис Равель «Менуэт на имя Г-А-Й-Д-Н», а Поль Дюка "Элегическую прелюдию" в духе Гайдна. Во всех этих пьесах помимо чисто художественных достоинств французские классики проявили находчивость избрав в качестве темы имя Гайдна как мотив - во французской транскрипции ГАЙДН = B-A-D-D-G. Несмотря на то, что повод по которому написаны эти сочинения кажется печальным, но достаточно вспомнить последние слова Гайдна, сказанные им перед смертью - "Бодритесь, дети! Я чувствую себя хорошо.", и грусть сразу проходит. Исполняют Жак Феврье, Вальтер Гизекинг и Маргарет Фингерут
Pieces for Haydn’s Centenary Composed for La Revue Musicale, 1909
Claude Debussy (1862-1918) Hommage A Haydn (2:29) Jacques Fevrier, piano
Maurice Ravel (1875-1937) Menuet sur le nom d'Haydn (2:01) Walter Gieseking, piano
Paul Dukas (1865-1935) Prelude elegiaque sur le nom de Haydn (4:41) Margaret Fingerhut, piano
Норман Делло Джойо (1913-2008) - американский композитор, ученик Хиндемита. Его Фантазия на темы Йозефа Гайдна для оркестра (соч.1968) состоит из 3х частей - двух скерцозных и одной лирической. Темы взяты из фортепианных опусов Гайдна. Исполняет Оркестр Тактических Военно-воздушных сил США (!!! :) ) дирижёр Лоуелл И.Грэхэм
Norman Dello Joio (1913-2008) Fantasies on a Theme by Haydn for wind orchestra (1968) I. Lo Stesso Tempo (3:40) II. Adagio (4:51) III. Allegro, Molto Spiritoso (3:32)
Джордж Бенджамин - (родился 31 января 1960г.) - английский композитор, ученик Мессиана, также как его французский учитель в своих сочинениях тяготеет к "богатой и необычной цветастой звучности". Медитация на имя Гайдн - это вторая часть его фортепианного цикла "Три этюда для ф-но". Исполняет автор
George Benjamin (b.1960) Three Studies for Solo Piano I. Fantasy on Iambic Rhythm (1985) (12:47) II. Meditation on Haydn's Name (1982) (3:16) III. Relativity Rag (1984) (5:36)
"Moz-Art a la Haydn" (1977) Альфреда Шнитке - причудливое, полное реминисценций из венских классиков произведение постмодернистского разлива, названное самим композитором "музыкальной игрой для двух скрипок, двух маленьких струнных оркестров, контрабаса и дирижера". Своего рода инструментальная сатира, где то и дело узнаются куски симфоний Моцарта и Гайдна.
Альфред Шнитке (1934-1998) Moz-Art a la Haydn (12:09)
Гидон Кремер, скрипка, дирижер Татьяна Гринденко, скрипка Камерный оркестр Европы
В 1805 году кто-то нечаянно распустил слух о том, что папа Гайдн умер. Слух этот оказался ложным, но итальянский композитор Луиджи Керубини успел таки написать прекрасную траурную кантату, посвященную памяти Гайдна - «Chants sur la mоrt de J.Haydn»
Luigi Cherubini (1760-1842) Chant sur la mort de Joseph Haydn (Kantate für 3 Solostimmen und Orchester) (17:34) NDR Chor FestspielOrchester Göttingen Nicholas McGegan, cond.
«Tod ist ein langer Schlaf» ("Смерть - это долгий сон”) – это первые слова канона Гайдна из его «Двадцати четырех канонов», который композитор Эдисон Денисов выбрал в качестве основы для Вариаций для виолончели с оркестром. Сочинение приурочивалось к юбилею Гайдна - к 250-летию со дня его рождения. В оригинальном виде канон появляется только в репризе у струнного оркестра, на 9й минуте, когда виолончель начинает играть быстрые пассажи. А так, с самого начала и, практически, до самого конца, он везде непрерывно и по-разному деформируется: то растягивается до развернутой двенадцатитоновой темы, то, напротив, сжимается до темы, состоящей из одних малых секунд.
Эдисон Денисов (1929-1996) Вариации на тему канона Гайдна «Tod ist ein langer Schlaf» для виолончели с оркестром (1982) (14:20) Михаил Мильман, виолончель Камерный оркестр "Амадеус", дирижёр Валентин Зверев
Ну и самое главное: Петер Хейдрих, Гидон Кремер и «Кремерата Балтика» "Happy Birthday" Variations: Variation Nach Joseph Haydn(1:17) http://files.mail.ru/D08DL6
Я знал Брамса, импрессионистов и Шнитке. Всё остальное обнаружилось при "оборзении" архивов. В любом случае это познавательно, местами весело, а как повод вспомнить Гайдна - вообще замечательно.
пс. и американца не забыл Гайдн крепит дружбу между народами
Я специально такую нашёл. Там ещё описание первоапрельское, хотя подозреваю, что всё это на полном серьёзе
"Миниатюрный пинчер является абсолютно точной миниатюрой среднего пинчера без признаков карликовости. Это элегантная собака квадратного формата с короткой гладкой шерстью. "
Some sources state the Divertimento was probably written by Ignaz Pleyel, but this has not been definitely established. Некоторые(!) источники утверждают, что Дивертисмент, возможно(!) написан Плейелем, но это достоверно не(!) установлено.
Написано же - темой вариаций (в том числе и в Дивертисменте) стала "старинная песня паломников". Остальное уже не важно, особенно сегодня. Брамс всех разыграл
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".