Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
В.А.Моцарт - Струнный квартет (Kv421), Фортепианный квартет (Kv478). О.Каган, В.Третьяков, Ю.Башмет, Н.Гутман, С.Рихтер (ape) [аудио]
Лучший концерт 2010. Б.Сметана. "Моя Родина". "Консертгебау", Николаус Арнонкур [видео]
An English Treasury - Музыка Дауленда, Пёрселла, Скотта, Бакса и Уолтона [аудио]
Календарь новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Суббота, 16 Декабрь 17, 00:57
Главная страница » 2010 » Март » 23 » Римский - Корсаков. Опера "Моцарт и Сальери". Самосуд
Римский - Корсаков. Опера "Моцарт и Сальери". Самосуд

Николай Андреевич Римский -  Корсаков.

(1844 - 1908)


"Моцарт и Сальери"

Опера в двух сценах

(по одноимённой трагедии Пушкина)

(премьера Москва, 6 (18) ноября 1898 года).

Действующие лица:

Моцарт (тенор),

Сальери (баритон),

Слепой скрипач (без пения).
Во второй сцене (картине) закулисный хор (по желанию).

(Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача)

История создания:

В начале 1897 года Римский-Корсаков положил на музыку небольшую сцену из «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери». Летом композитор написал еще две сцены, а в августе того же года завершил оперу. Многие причины побудили его обратиться к этому сюжету.

«Лучшей биографией Моцарта» назвал А. К. Лядов пушкинскую трагедию. Содержательность ее мыслей при лаконизме изложения поразительна: здесь поэтически точно и рельефно воссоздан облик великого музыканта, поставлены важные вопросы о сущности искусства, о роли этического начала в нем, охарактеризован творческий процесс художника. «Какая глубокая и поучительная трагедия, — восторженно писал о ней В. Г. Белинский. — Какое огромное содержание и в какой бесконечно художественной форме!» Помимо того, она свидетельствует и многосторонних познаниях поэта: он отлично знал творческую судьбу Моцарта. Известна ему была и биография его старшего современника итальянского композитора Антонио Сальери, жившего в Вене. Смерть Моцарта, его похороны до сих пор окутаны романтической тайной, что дало пищу для различных толкований причин, приведших его к гибели. Среди них бытовала и окончательно еще не опровергнутая версия о том, будто Моцарта отравил Сальери. Пушкин воспользовался этой версией: его увлекла мысль противопоставить гению, которому все подвластно, мучительные сомнения завистливого соперника.

Пушкинская драма, шедевр высокой поэзии, законченная в 1830 году (первые наброски, по-видимому, относятся к 1826 году), неоднократно ставилась на сцене (премьера в Петербурге в 1832 году).

Римский-Корсаков преклонялся перед Пушкиным. Особенно пленяла его мудрость поэта в прославлении оптимического, этически совершенного начала в деятельности человека. Сам композитор стремился отразить в своей музыке светлые стороны жизни. Неудивительно поэтому, что его привлек лучезарный облик Моцарта. Вместе с тем одной из ведущих тем творчества Римского-Корсакова явилось воспевание могучей созидательной силы искусства. Так возник образ благородного Левко в «Майской ночи», или пастуха Леля в «Снегурочке», или гусляра Садко в одноименной опере. Разработке этой темы посвящена и «маленькая трагедия» Пушкина. Обратившись к ней, композитор хотел также решить еще одну, на сей раз специфически музыкальную задачу.

В эти годы Римский-Корсаков особое внимание уделял мелодической выразительности, следствием чего явилось создание около 50 романсов. В той же манере была задумана и опера. «Сочинение это, — указывал композитор, — было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего; сопровождение, довольно сложное, образовалось после, и первоначальный набросок его весьма отличался от окончательной формы оркестрового сопровождения». Образцом композитору послужил «Каменный гость» Даргомыжского, также выдержанный в ариозно-речитативной манере. Подобно Даргомыжскому, Римский-Корсаков писал музыку на почти неизмененный пушкинский текст (только внес в монологи Сальери небольшие сокращения). Вслед за ними к «маленьким трагедиям» Пушкина обратились Ц. А. Кюи («Пир во время чумы», 1900) и С. В. Рахманинов («Скупой рыцарь», 1905).

В ноябре 1897 года Римский-Корсаков показал «Моцарта и Сальери» у себя на дому. «Всем понравилось. В. В. Стасов много шумел», — позже отмечал композитор. Публичная премьера состоялась 6 (18) ноября 1898 года на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова). В роли Сальери выступил Ф. И. Шаляпин, имевший большой, все более возраставший успех. Гениальный актер очень любил эту роль и, по его желанию, опера часто давалась русскими музыкальными театрами. (На сцене петербургского Мариинского театра впервые была поставлена в 1905 году).



СЮЖЕТ

Сальери, упорным трудом достигший славы и признания, предается тяжким раздумьям. Его путь к искусству был труден и тернист. Сначала он «поверил алгеброй гармонию», потом стал творить, добился видного положения в музыкальном мире. Но покой его нарушен — явился Моцарт. Все легко дается ему, ибо он гений. Мучительно завидует Сальери. К нему приходит Моцарт в отличном расположении духа; с ним старый скрипач, который наигрывал на улице популярные мелодии из его опер. Но Сальери раздражает неумелая игра старика — он гонит его прочь. Моцарт садится за фортепиано, играет свою новую фантазию. Сальери потрясен ее глубиной, смелостью, стройностью… Решение созрело: Моцарт должен погибнуть — «не то мы все погибнем, мы все, жрецы, служители музыки»…

Сальери пригласил Моцарта отобедать с ним в трактире. Но тот задумчив, пасмурен. Недобрые предчувствия угнетают его. Как-то пришел к нему человек, одетый во все черное, и заказал заупокойную мессу — реквием. И кажется Моцарту, что этот реквием он пишет для себя, что недолго ему осталось жить. В это время Сальери украдкой бросает яд в его стакан с вином. Моцарт выпивает его, играет отрывок из реквиема, потом уходит. И вновь мучительными сомнениями объята душа Сальери: неужто, как вскользь сказал Моцарт, «гений и злодейство две вещи несовместные?».


МУЗЫКА

«Моцарт и Сальери» — самая лаконичная опера Римского-Корсакова. Ее отличает тончайшая психологическая разработка образов, что вызывает непрерывную текучесть музыкальной ткани. Однако отдельные эпизоды действия четко обрисованы. Богатством мелодического содержания отмечена эта опера.

Краткое оркестровое вступление передает сосредоточенно-печальное настроение. Возникает первый монолог Сальери «Все говорят: нет правды на земле! Но правды нет и выше». Еще ничто не предвещает трагической развязки: это раздумья человека, прошедшего большой жизненный путь. Центральное место монолога приходится на слова «Я, наконец, в искусстве безграничном достигнул степени высокой» — в этом месте звучит печальный мотив вступления. Приход Моцарта характеризуется более светлой музыкой, которую завершает мелодия арии из моцартовского «Дон-Жуана» (ария Церлины «Ну, прибей меня, Мазетто»), исполненная уличным скрипачом. Следующий важный эпизод — фортепианная фантазия, сочиненная Римским-Корсаковым в духе Моцарта. Содержание ее определяется следующими словами: «Я весел… Вдруг: виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое…» Второй монолог Сальери насыщен большим напряжением; под конец звучат драматические эпизоды из фантазии Моцарта.

В оркестровом вступлении ко второй сцене (картине) использованы начальные, светлые страницы той же фантазии: так усиливается контраст к последующим эпизодам, в которых все более нагнетается трагический колорит. Зловеще, как приговор Сальери, задумавшему убить Моцарта, звучат слова последнего: «Гений и злодейство две вещи несовместные». После исполнения отрывка из Реквиема проникновенной теплотой выделяются слова: «Когда бы все так чувствовали силу гармонии! Но нет: тогда б не мог и мир существовать». Заключительный краткий монолог Сальери, предельно драматичный, завершается торжественно-мрачными аккордами.

М. Друскин



"Памяти А. С. Даргомыжского" - так значится на титульном листе этой оперы. Это авторское посвящение. В нем глубокий смысл. Это признание Римским-Корсаковым огромной заслуги Даргомыжского в создании жанра камерной оперы. Но не только этого. Даргомыжский положил начало "озвучиванию" гениальных пушкинских "маленьких трагедий", написанных, можно смело сказать, как идеальные оперные либретто. И это посвящение - также знак признательности за это.

К сожалению, это замечательное произведение Римского-Корсакова недооценено: его стремятся слушать (и смотреть) на большой оперной сцене. При этом слушатель почти всегда испытывает разочарование от отсутствия оперно-театральных эффектов, да и оркестр был преднамеренно взят композитором уменьшенного состава, тогда как оно производит гораздо большее впечатление в камерной - если не сказать, домашней - обстановке. Кстати, свидетели рождения этого шедевра, в частности, замечательная певица Н. И. Забела (жена художника М. А. Врубеля), исполнявшая все женские лирические партии в операх Римского-Корсакова, восторженно отзывались именно о камерном исполнении этой оперы (правда, речь идет о таких корифеях, как Ф. Шаляпин, исполнивший в такой обстановке обе партии, и С. Рахманинове, аккомпанировавший на рояле). В этом смысле заслуживают внимания слова самого композитора: "Боюсь, не есть ли "Моцарт" просто камерная музыка, способная производить впечатление в комнате с фортепиано, без всякой сцены и теряющая свое обаяние на большой сцене. Ведь таков почти и "Каменный гость"; но тот все-таки несколько более декоративен. Там все-таки Испания, кладбище, статуя, Лаура с песнями, - а у меня комната, обыденные костюмы, хотя бы и прошлого столетия, и разговоры. Отравления Моцарта никто даже и не заметит. Слишком все интимно и по-камерному. Может быть, и инструментовать-то его вовсе не следовало; по крайней мере, это мне приходило много раз в голову". Как бы то ни было, если желать дать оперный спектакль, не прибегая к сценическим ухищрениям "большой" оперы, трудно найти произведение более благодарное, чем "Моцарт и Сальери".

А. Майкапар

Содержание
1. Вступление и монолог Сальери: "Все говорят нет правды на земле…"
2.  Приход Моцарта и диалог Моцарта и диалог Моцарта и Сальери: "Ага! Увидел ты"
3. Исполнение Моцартом отрывков нового произведения
4.  Диалог Моцарта и Сальери: "Ты с этим шел ко мне?…"
5.  Второй монолог Сальери: "Нет, не могу противиться я доле судьбе моей"
6.  Вступление и диалог: "Что ты сегодня пасмурен?…"
7.  Исполнение Реквиема Моцарта: "Недели три тому пришел я поздно домой…"
8.  Диалог Моцарта и Сальери: "И полно, что за страх ребячий!"
9.  Фрагменты Реквиема Моцарта

10. Последний диалог и финал: "Ты плачешь?…"


Исполнители: 

Иван Козловский, тенор,- Моцарт

Марк Рейзен (Райзен), бас, -  Сальери

Хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Самуил Самосуд.

Запись 1951 года

---------------------

Формат: МР3 (256)

Объём: 77 Мб.

СКАЧАТЬ:

http://files.mail.ru/4D9SOT

- (опера)

Файлы будут храниться до 6 мая 2009 года, каждое скачивание файлов продлевает их срок хранения еще на 30 дней.

--------------

обновлено

Также "Моцарт и Сальери" + бонус

1 - 10 «Моцарт и Сальери» 

Bonus: Марк Рейзен поет романсы на стихи А.С.Пушкина 

11. А.Бородин 
«Для берегов Отчизны дальней…» 
Абрам Макаров, ф-но (1938) 
12. А.Даргомыжский 
«Мельник» 
Соломон Брикер, ф-но (1938) 
13. А.Глазунов 
«Что смолкнул веселия глас?» 
Абрам Макаров, ф-но (1938) 
14. А.Даргомыжский 
«Ночной зефир» 
Абрам Макаров, ф-но (1938) 
15. Н.Римский-Корсаков 
«Пророк» 
Оркестр Большого театра 
дир. Василий Небольсин (1949) 


Формат: аре и cue
Размер: 201 Mb 
СКАЧАТЬ:
http://files.mail.ru/DFCCB330333511E2BC93002590069718

См. по списку:
"Моцарт и Сальери (Козловский, Рейзен - Самосуд, 1951).rar"


(комментарии в оценке исполнения  приветствуются)

Категория: аудио | Просмотров: 7388 | Добавил(а): sav2403
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 23
1. Utreda (utreda)   (06 Апрель 09 11:47)
Огромное спасибо и за оперу любимого Римского-
Корсакова, и за содержательный, прекрасно оформленный пост. :) bravo

2. Соболев (sav2403)   (06 Апрель 09 14:39)
Насчёт немецких фамилий здесь есть специалисты по языку?
Я могу прочитать фамилию Reizen и как Райзен (так она указана на диске) и как Рейзен.
Так же как и фамилия Weil может читаться и Вайль и Вейль.

3. Иван (az_az_az)   (06 Апрель 09 15:56)
Lossless могу добавить сюда же, чтобы не делать отдельный пост. У меня еще бонус к диску - романсы в исполнении Райзена-Рейзена :)

4. гарик (гарик)   (06 Апрель 09 16:20)
Прекрасная опера. Где-то я слышал, что не Райзен, а Райцен.

5. Олег (OlegTheMath)   (06 Апрель 09 17:44)
Иван (az_az_az), пожалуйста!
Очень хочется lossless!

6. Иван (az_az_az)   (06 Апрель 09 17:58)
Да я знаю, что Рейзен :) Сейчас выложу.

7. Сергей (Sergey0807)   (06 Апрель 09 20:24)
А есть еще и изумительная запись с Борисом Гмырей и Константином Огневым!

8. Ирина (Geriknas)   (06 Апрель 09 22:19)
А у меня эта опера в исполнении С. Лемешева и А. Пирогова с тем же оркестром и дирижером. Интересно было сравнить двух великих теноров своего времени.
Благодарю.

9. savta (savt)   (06 Апрель 09 22:52)
Ох, хорошо бы послушать Гмырю с Огневым...

10. Admirador (iura)   (06 Апрель 09 23:31)
По записи Гмыри-Огневого познакомился с этой оперой-очень хороши они оба, хотя Борис Романович "вольничает" с темпами, а Котик-ласкательное прозвище Константина Дмитриевича Огневого -просто был создан для этой роли.
Марка Осиповича Рейзена в России никому бы в голову не пришло называть Райзеном или ещё как, а вот в Германии быть бы ему Райзеном-именно так читается немецкое "ei".В русскоязычных странах давно укоренена неправильная традиция читать это самое "ei" как "эй". Отсюда и Гейне-на самом деле "Хайнэ", "Фрейшютц"-фрайшютц (Freischutz) и несть числа.

11. Панов (Boy123)   (07 Апрель 09 00:25)
Ирине.
Запись оперы с пироговым и лемешевым под управлением Самосуда была сделана в 1948 году. причём с оркестром музыкального театра станиславского. так что оркестры разные.

12. Anna (nochka)   (07 Апрель 09 15:19)
В немецком сочетание -еі- читается, как -ай- (спец. курсы немецкого языка)...Но по традиции и мелодичности для русского языка произносится -ей- ...Такие придирки здесь на музыкальном сайте... :)

14. Lis Lis (__Lis__)   (29 Апрель 09 01:40)
а z читается как "ц"

13. Anna (nochka)   (07 Апрель 09 15:22)
А опера замечательная - спасибо!!! :)

15. (lomaster)   (14 Август 09 09:14)
Спасибо за замечательную музыку!
К сожалению, ссылка на files.mail.ru не работает, а очень бы хотелось скачать оттуда...
По поводу исполнителей. Существует запись монологов Сальери в исполнении Ф.И.Шаляпина. Она не очень известна, в конце 80- х была издана на пластинке с записями, на выход которых сам Ф.И. не дал согласия по каким- то причинам. Звучит изумительно, несмотря на посторонние звуки (запись с концерта), очень рекомендую.
Эти записи есть и на этом сайте- там, где полное собрание записей Ф.И. Вот только преодолеть momupload.com мне пока не удалось..

16. pochitatel (kubra)   (14 Август 09 11:51)
Уважаемый Ломастер, напишите автору поста в личку с просьбой обновления поста.

17. olda_ku (verik1913)   (23 Март 10 22:40)
Спасибо большое!!!
bravo bravo bravo appl appl appl

18. (soho1983)   (25 Март 10 10:45)
Мне кажется , что давно доказано что Сальери Моцарта не травил...
Музыка в этой опере не такая уж что бы и замечательная, так что вполне ее можно предать забвению что бы не ввожить в заблуждение будущие поколения.

19. (soho1983)   (25 Март 10 11:36)
не надо передергивать и утрировать

20. почитатель (kubra)   (25 Март 10 14:46)
Г-на soho1983 просим прекратить провокационные комментарии.

21. Соболев (sav2403)   (27 Март 10 09:51)
Всю "неправдивую" литературы на свалку :D
Останемся жить без неё.. %)

22. да нет (не_знаю)   (05 Апрель 10 11:32)
Спасибо! appl appl appl

23. Соболев (sav2403)   (14 Май 14 10:56)
!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.