Мария Юдина - философ, скульптор, поэт, пророк, изъяснявшийся звуками фортепиано. Она - глубоко верующий нонконформист - быть может, самое неожиданное воплощение тезиса ненавидимого и чуждого ей марксизма о свободе как осознанной необходимости.
"Внешняя" и "внутренняя" биографии Юдиной несхожи, как день и ночь.
Рождение в 1899 в городе Невеле, Псковской области. Учеба в Петроградской консерватории и ее окончание в 1921 году (класс Леонида Николаева), и одновременно - в Петроградском университете (историко-философский факультет). Служба в Петроградской (Ленинградской) (1921 - 1930), Тбилисской (1932 - 1934), Московской (1936 - 1951) консерваториях; Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1944 - 1960). Смерть в 1970 году. Таков жизненный "пунктир" Юдиной.
"Другая" жизнь - это дружба с Михаилом Бахтиным, Павлом Флоренским, Мариной Цветаевой, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым, Борисом Пастернаком, Николаем Заболоцким; участие в философских кружках (в частности, посещение собраний Алексея Лосева); переписка с классиками послевоенного музыкального авангарда Штокхаузеном и Булезом; исполнение классиков авангарда довоенного - Шенберга, Берга, Веберна. В этой другой жизни - письмо благодарному слушателю Иосифу Сталину, пожелавшему иметь пластинку с записью Двадцать третьего концерта для фортепиано с оркестром Моцарта, для чего эту запись спешно организовали - за одну ночь.
История такова.
Однажды Сталин позвонил в Радиокомитет, где заседали руководители нашего радиовещания. И спросил, есть ли пластинка фортепианного концерта Моцарта N23, которую он слушал по радио накануне. "Играла пианистка Юдина,"- добавил он. Сталину отрапортовали, что, конечно, есть. На самом деле ее не было. Концерт передавали из студии. Но Сталину смертельно боялись сказать нет. Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать. А поддакивать надо было сумасшедшему. Сталин велел, чтобы пластинку с концертом Моцарта в этом исполнении доставили к нему на дачу. В Радиокомитете паника. Вызывают Юдину. Собирают оркестр. Ночью устраивается срочная запись. Все тряслись от страха. Кроме Юдиной - ей море по колено. Она позднее рассказывала, что дирижера пришлось отправить домой. Он от страха ничего не соображал. Вызвали другого. Но и этот дрожал и только оркестр сбивал. Только третий оказался в состоянии довести запись до конца. Думаю, это уникальный случай в истории звукозаписи. Факт смены трех дирижеров в течение одной записи. К утру она была готова. На другой день изготовили единственный экземпляр пластинки. В исторически кратчайшие сроки. И отправили ее Сталину. Это тоже был рекорд. Рекорд подхалимажа.
Вскоре Юдина получила конверт, в который было вложено 20 000 рублей. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию Сталина. Тогда она написала Сталину письмо. Рассказ ее звучал неправдоподобно. Но она никогда не лгала. А писала она следующее: "Я буду о вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви". С Юдиной ничего не сделали. Сталин промолчал. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым.
Тираны и юродивые одинаковы во все времена. (c) Д.Д.Шостакович
В.А.Моцарт (1756-1791)
Концерт для фортепиано с оркестром №23, KV488
1. Allegro (9:43) 2. Adagio (7:30) 3. Allegro assai (6:29)
Мария Юдина, фортепиано Симфонический оркестр Всесоюзного радио Александр Гаук, дирижёр Москва, 1943г.
Спасибо, добрый чел classical. Позвольте обратиться с просьбой: разыскать и поместить в "общий доступ" концерт № 20, где Мария Юдина являет нам чисто православное понимание Моцарта. Если в "телеграфном" стиле - Мария Юдина как бы "возвращает" нам в моцартовский № 20 то, что увы, небезуспешно "изымал" из музыки Моцарта знатный пианист Глен Гульд. Еще короче: верится, что Мария Юдина мистическим образом узнала, как звучал утерянный Двадцатый моцартовский, - а не обработанный Бетховеном теперешний...
Да уж, история этой записи - это что-то с чем-то! И, правда, чувствуется, что единственный, кому там действительно было "море по колено" - это Юдина. Железное самообладание, помноженное на безоговорочную Веру - "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?". Чего не скажешь об оркестре: запредельный ужас музыкантов ощущаешь всеми, что называется, фибрами. Ну, и качество игры соответствующее. Трактовка, как и часто у Юдиной, во многом, скажем так, спорная. Темп 3й части - о-ё-ёй (бедный фаготист)! А 2я, наоборот, уж больно эпическая. Но послушать было любопытно. История наша, как-никак. 20-й Моцарта с Юдиной можно скачать на http://www.mariayudina.com/index.cfm
В.А.Моцарт (1756-1791) Концерт для фортепиано с оркестром №23, KV488 1. Allegro (9:43) 2. Adagio (7:30) 3. Allegro assai (6:29) Мария Юдина, фортепиано Симфонический оркестр Всесоюзного радио Александр Гаук, дирижёр Москва, 1943г. http://files.mail.ru/WJ8BXS flac http://files.mail.ru/1HNLGD mp3-192
Со страницы http://www.mariayudina.com/index.cfm : "The only surviving copy has been retrieved from his [Stalin] personal archive". Т.е. речь идет о сохранившейся пластинке. Тогда с магнитофонами было хорошо только у немцев. И у Штирлица. См. http://www.nkj.ru/archive/articles/9409/
31.Андрей Константинов (АК) (28 Марта 11 08:46)
[Материал]
Небольшая историческая неточность - "Рождение в 1899 в городе Невеле, Псковской области" - ну не было тогда Псковской области, а г. Невель был, и числился по Витебской губернии...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".