Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Вторник, 05 Ноября 24, 15:49
Главная страница » 2010»Апрель»1 » Йозеф Гайдн - ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ КОНЦЕРТОВ. Часть 2-я и последняя: Hob XVIII (12 клавирных концертов, 36 версий исполнения)
Йозеф Гайдн - ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ КОНЦЕРТОВ. Часть 2-я и последняя: Hob XVIII (12 клавирных концертов, 36 версий исполнения)
В основной части каталога произведений Гайдна, в старом добром
Хобокене, дан список из 11 клавирных концертов. Ещё несколько концертов
сомнительного авторства даются в приложении. Между тем, и по поводу
сочинений из основной части очень мало ясности. Во-первых, сама
атрибуция эти концертов Гайдну вызывает сомнения и споры как минимум в 6
случаях из 11-ти. Автограф Гайдна сохранился вообще лишь для одного
концерта (№4)... Во-вторых, не очень ясно, какому именно инструменту
композитор предназначал главную партию. Лишь в отдельных случаях
исследователи сходятся по этому вопросу (например, что концерт №1
всё-таки органный). Впрочем, и это не исключает исполнения данных
концертов на других инструментах. Наконец, многие концерты дошли до
нас в разных версиях оркестровки. В каких-то источниках партию солиста
сопровождают лишь две скрипки и бас, в каких-то - тот же самый концерт
вдруг расцвечивается партиями гобоев и валторн, а то и трубами в
компании с литаврами... И установить, какая именно оркестровка является
авторской, а какая пестрит более поздними добавлениями со стороны
третьих лиц, почти невозможно - опять же, из-за отсутствия авторских
манускриптов. А сами понимаете, музыка, исполненная на клавесине в
сопровождении струнного трио, производит са-авсем другое впечатление,
чем та же музыка, сыгранная на органе с большим оркестром, духовыми и
литаврами...
Так или иначе, представляю вашему вниманию все 11
концертов из основной части каталога Хобокена + концертино фа мажор,
которое из всех произведений, данных Хобокеном в приложении, считается
гайдновским с наибольшей степенью вероятности.
Концерт №1. Хотя
солирующий инструмент в данном случае ясен, относительно оркестра
ясности нет. Поэтому даю две разные исполнительские версии: 1) для органа, струнных и 2 гобоев (солист Тон
Копман, 1979 г.); 2) для органа, струнных, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007
г.).
Концерт №2. В одном из манускриптов
приписывается Бальдассаре Галуппи, однако считается гайдновским. Обычно сольная партия поручается органу, хотя возможны варианты, как свидетельствуют следующие исполнительские версии: 1) для органа и струнного оркестра (солист Антон
Хольцапфель, 2007 г.); 2) для пианофорте, струнных, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) - см. БОНУС. 3) для современного
фортепиано в сопровождении струнного
оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) - см. БОНУС. *Исполнение на клавесине представлено здесь и здесь. Концерт №3. Редкий
случай, но в авторстве Гайдна никто не сомневается :) Концерт был
написан около 1765 г. и опубликован в Париже в 1784 г. Берлинский
манускрипт 18 века содержит партии двух валторн, которые, вполне
вероятно, написаны не Гайдном. Поэтому представляю следующие версии: 1) для клавесина и струнных (солист Тон Копман, 1982
г.); 2) для фортепиано, струнных и 2 валторн (солист Себастьян Кнауэр, 2008
г.). 3) для пианофорте, струнных и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) - см. БОНУС. Концерт №4. Единственный концерт, для
которого сохранился авторский манускрипт. Однако и здесь есть сомнения в
оркестровке. В 1784 г. этот концерт был опубликован вместе с партиями
гобоев и валторн, авторство которых оспаривается. Отсюда несколько версий: 1) для пианофорте и струнного
оркестра (солист Андреас Штайер, 2004 г.); 2) для клавесина, струнных, 2 гобоев и 2 валторн (солистка Ясуко Мицуи,
1987 г.). 3) для пианофорте, струнных, 2 гобоев, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) - см. БОНУС.
Концерт №5. Возможно, написан
Гайдном, но также присывается Вагензайлю. Из обилия вариантов исполнения
предлагаю три: 1) орган со струнным
оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.); 2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007
г.); 3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) - см. БОНУС. *Исполнения на клавесине представлены здесь и здесь.
Концерт №6. Единственный двойной концерт
Гайдна (за возможным исключением концертов для 2 валторн и 2 кларнетов
крайне сомнительного авторства). Обычно обозначается как концерт "для
скрипки и чембало", но может исполняться и на другом клавишном
инструменте, о чём свидетельствуют три исполнительских версии: 1) для скрипки и клавесина со струнным оркестром
(солисты Михаил Вайман и Алла Жохова; точный год записи не указан, но это застойные советские времена); 2) для скрипки, органа и струнного оркестра (солисты Зузанна Шольц и
Антон Хольцапфель, 2007 г.); 3) для скрипки и пианофорте со струнными (солисты Готфрид фон дер Гольтц
и Андреас Штайер, 2004 г.).
Концерт №7. Содержит
гайдновскую музыку, но композитором, вполне возможно, был не Гайдн.
Такой вот парадокс. Этот концерт представляет собой переработку одного
из фортепианных трио Гайдна (Hob. XV:40), но кто её сделал - неясно. В
оригинальном манускрипте в качестве автора указан Вагензайль. Здесь
духовых инструментов в оркестре нет, только струнные. Но вот сколько их
должно быть?.. Исполнительские версии таковы: 1)
орган в сопровождении лишь струнного трио (солист Мартин Хазельбёк,
1982 г.); 2) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.); 3) фортепиано со струнным оркестром (солист Михаил Плетнёв, 1996 г.). *Исполнение на клавесине представлено здесь. Концерт
№8. Несомненно, написан для органа (поэтому его иногда назвают
органным концертом №2). Автор, вероятно, Гайдн, хотя в оригинальном
манускрипте композитором назван Леопольд Гофман (Хоффман). Партии двух
валторн или труб, как и партия литавр, сохранились в берлинском
манускрипте, но отсутствуют в других источниках. Плюс к этому,
сохраняется неопределённость количества струнных инструментов. Отсюда
три варианта: 1) для органа со струнными
(солист Тон Копман, 1979 г.); 2) для органа, струнного трио, 2 труб и литавр (солист Антон
Хольцапфель, 2007 г.); 3) для органа с большим оркестром (солист Фердинанд Клинда, 1975 г.).
Концерт №9. По поводу аутентичности концерта
споры идут до сих пор. Кто-то считает его гайдновским, кто-то - нет.
Концерт почему-то исполняется крайне редко, поэтому даю два разных исполнения с одинаковым составом инструментов: 1) современное фортепиано в сопровождении струнного
оркестра (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.) 2) современное фортепиано в сопровождении струнного
оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) - см. БОНУС.
Концерт
№10. Вероятно, написан Гайдном. В единственном сохранившемся
манускрипте автор обозначен как
'Heyden'. Партий духовых в оркестре нет. Исполнительские
версии: 1) орган со струнным оркестром
(солист Тон Копман, 1979 г.); 2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007
г.); 3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист
Филипп Антремон, 1995 г.) - см. БОНУС. Концерт №11. Самый популярный клавирный
концерт Гайдна. Авторство несомненно, как и то, что партии двух гобоев и
двух валторн в оркестре написаны самим Гайдном. Варианты возникают лишь
в связи с солирующим инструментом: 1) клавесин (солистка Эльжбета
Стефаньска-Лукович); 2) пианофорте (солист Йорг Демус, 1969 г.); 3) современное фортепиано (солистка Марта Аргерих, 1994 г.). Интересна также исполнительская версия, где солирует пианофорте, но в оркестре присутствует и клавесин континуо: 4) (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) - см. БОНУС. Концерт
Hob. XVIII:F2. Это небольшое произведение (его нередко называют
концертино) написано для камерного состава. Варианты исполнений: 1) клавесин и струнное трио (солист Тон Копман, 1980
г.); 2) орган и струнное трио (солист Оливье Верне, 2008 г.); 3) фортепиано и струнное трио (солист Харальд Козик, 2008 г.); 4) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист
Филипп Антремон, 1995 г.) - см. БОНУС.
Подробнее об исполнителях и произведениях см. в
тэгах файлов и в прилагаемых сканах.
Общая длительность - 7 час 39 мин 26 сек. (+ бонус 2 час 23 мин 30 сек)
Ура! Очередной поклон Денису! Что ж, очень радует, что продолжаем весьма достойно поминать "Папу Йосифа" и после недавнего 200-летия! А так, неплохо . Все концерты, все фортеп. трио, все для баритона, все мессы, симфонии, струнные квартеты, вся клавирная музыка (Шорнсхайм), почти все оперы и оратории. Для начала очень неплохо! Ну и у меня тоже есть кой-чего нового для "Погружения..." по части Гайдна. Буду стараться выкладывать.
Как хотелось,чтобы бесконечно длилось Adagio концерта 7,тихая и нежная музыка,классический идеал красоты и гармонии жизни..и приоритетным исполнением стал орган и струнное трио Хазельбёка,даже не превосходный Плетнев,который великолепно ориентирует на выразительные возможности фортепиано...и как увлекателен Кнауэр в концерте 3 для фортепиано,просто увлекательные формы красоты..
Спасибо, Денис! У Гайдна есть ещё арфовый концерт. Я скачал его осликом по частям. Очевидно, это часть диска с концертами для арфы разных композиторов. Скачать можно отсюда: http://narod.ru/disk/17768554000/Haydn-harp_concerto.zip.html
Что касается кларнетных концертов, то имхо не Франца Йозефа они. Нет неожиданных вторжений минора и других изюминок, столь характерных для Ф.Й. Мелодичная, более сглаженная напевность, как бы несколько упрощённый Моцарт. Уж не Михаэль ли Гайдн это?
Ещё нашёл гитарный концерт Гайдна. На торрентах нашёл целый диск, где играет Словацкий камерный оркестр, гитарист - Милан Зеленка. Вот этот концерт с диска: http://narod.ru/disk/17770787000/Haydn-Guitar%20Concert.zip.html
Ну, видимо, Милану Зеленке для солидности захотелось назвать это концертом Это всего лишь струнный квартет (Hob. III:8), версия для лютни и струнного трио из Аугсбургского манускрипта. Причём в оригинале два менуэта обрамляют центральное адажио, Зеленка почему-то выкинул первый менуэт. Может, тоже для солидности, чтобы по структуре симфонию напоминало
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".