Йозеф Гайдн
написал множество концертов для разных солирующих инструментов, но их
ждала довольно странная судьба. Многие произведения утеряны (в их числе
концерты для баритона (виолы ди бардоне), для фагота, для контрабаса,
для валторны и дуэта валторн, для скрипки, для флейты, для
виолончели...). Но при этом до наших дней дошло немалое число концертов,
которые исполняются как гайдновские, хотя их авторство весьма
сомнительно...
Предлагаю вашему вниманию наиболее полную подборку
концертов, известных к настоящему моменту и считающихся гайдновскими с
самой разной степенью достоверности.
В своём списке концертов Гайдна я буду следовать
общеизвестному каталогу Хобокена. В этом каталоге концертам посвящены
три раздела: концерты для разных инструментов (Hob. VII), концерты для
баритона (Hob. XIII, все три концерта утеряны) и клавирные концерты
(Hob. XVIII).
Итак, начнём с Hob. VII.
Hob VIIa - Скрипичные концерты. Из
четырёх концертов, перечисленных у Хобокена, сохранились три (№№1, 3,
4). Предлагаю их послушать в исполнении Райнера Куссмауля и
Амстердамских Баховских Солистов. Запись 1993 г.
Hob VIIb - Виолончельные концерты. Сохранилось
три концерта. Концерт №1,обнаруженный около полувека назад, несомненно
принадлежит Гайдну. Концерт №2 раньше приписывался Антону Крафту, богемскому
виолончелисту и композитору, соратнику Гайдна по работе у князя
Эстерхази. Однако даже найденный в 1951 г. автограф Гайдна не расставил
все точки над "i". Технические требования к солисту и стилистика второго
концерта столь разительно отличаются от того, что мы находим в первом
концерте, что современные специалисты не исключают: в концерте №2 мы
имеем дело с совместным произведением Гайдна и Крафта. Наконец, третий
сохранившийся концерт (Hob VIIb:4) приписывают как Йозефу Гайдну, так и
его младшему брату Михаэлю, а также Джованни Баттиста Констанци
(1704-1778). В трёх из четырёх известных манускриптов этого концерта автором назван
Гайдн (неясно, какой), а в четвёртом - "синьор Констанци". Споры об
авторстве этого произведения идут по сей день. Концерты №1 и №2
звучат в исполнении Аннера Билсмы и оркестра "Tafelmusik" под
управлением Жанны Ламон. 1989 г. Концерт №4 исполняет Мария Клигель в
сопровождении Кёльнского камерного оркестра. Дирижёр Хельмут
Мюллер-Брюль. Запись 2000 г. Hob VIId - Концерты для валторны (корно да качча). В
каталоге указаны четыре концерта. Концерт №1 утерян, как и концерт №2
(для двух валторн). Концерт №3 явно гайдновский, насчёт аутентичности
концерта №4 однозначного мнения специалистов нет. Известен также концерт
для двух валторн, который приписывают не только Йозефу, но и Михаэлю
Гайдну, хотя чаще всего его автором считается Антонио Розетти (в
каталоге его произведений этот концерт значится как Murray C56Q). Этот
двойной концерт иногда некорректно обозначают под номером пять (Hob
VIId:5), хотя Хобокен не включал его в своей каталог. А в других случаях
он значится как Hob VIId:2, что тоже неверно, ибо музыка утерянного
концерта №2 для двух валторн была совершенно иной (в каталоге Хобокена
даны его начальные такты). Как бы то ни было, концерт Гайдна-Розетти
является несомненной жемчужиной в репертуаре концертирующих
валторнистов. Предлагаю вам послушать все три сохранившихся концерта в
исполнении Германа Баумана и оркестра "Academy of St. Martin in the
Fields". В двойном концерте партию первой валторны исполняет Тимоти
Браун. Дирижирует его сестра, Айона Браун. Запись 1988 г.
Hob VIIe. Концерт для
трубы Это, пожалуй, самый популярный концерт Гайдна.
Но интересно, что практически всегда данный концерт исполняется без
каденций, хоть это и противоречит традициям исполнительства гайдновской
эпохи. Поэтому предлагаю вашему вниманию редкую запись, где
каденции-таки исполняются. Их автором выступил солист-трубач, Людвиг
Гюттлер. В этой записи 1981 г. оркестром "Новый Баховский Коллегиум
музикум" дирижирует Макс Поммер. Hob VIIf. Флейтовые концерты Концерт
ре мажор (Hob. VIIf:1) на данный момент считается утерянным. В
приложении к каталогу Хобокена приводится ещё один ре-мажорный флейтовый
концерт (Hob. VIIf:D1), который, судя по всему, написан современником
Гайдна Леопольдом Гофманом (Хоффманом). Впрочем, в некоторых источниках
не исключается, что этот концерт - результат совместного труда Гоффмана и
Гайдна. В записи 1991 г. этот концерт исполняет Бартольд Кёйкен и
оркестр "Tafelmusik" под управлением Жанны Ламон.
Hob VIIg. Концерт
для гобоя
Единственный гобойный концерт (Hob.VIIg:C1) Хобокен приводит в
приложении к каталогу из-за сомнений в авторстве. Сейчас однозначно считается, что концерт действительно не гайдновский. Однако истиннный автор до сих пор не установлен. Исполняют: Лайош Ленчеш и Симфонический оркестр Штуттгартского радио.
Дирижёр Невилл Мэрринер. 1990 г. Hob VIIh.
Концерты для "lira organizzata". Лира органидзата -
это лира с вращающимся колесом, струнами и
маленьким органным устройством. Этот необычный струнно-духовой
клавишный инструмент, помесь органа и колёсной лиры, был любимым
музыкальным инструментом короля
Неаполя Фердинанда. Именно по заказу Фердинанда Йозеф Гайдн в 1786 г.
написал пять концертов для дуэта лир с оркестром. В наши дни эти сочинения
исполняются крайне редко, а если исполняются, то с заменой солирующих
инструментов (например, флейтой и гобоем). Существует единственная запись сорокалетней давности, где
все пять концертов исполнены именно на лире - но и то в данной записи лишь
одна солирующая лира, а не две. Насколько я знаю, до сих пор только
концерт №1 был записан в строгом согласии с авторским замыслом, именно
тем составом, для которого и писался. Итак, концерт №1 иполняют Matthias Loibner & Thierry Nouat (лиры
органидзата) , а также Ensemble Baroque de Limoges & Quatuor
Mosaiques. Запись 2006 г. Концерты №№2-5исполняет Хуго Руф (лира) и ансамбль "Штуттгартские
солисты" под управлением Сузанны Лаутенбахер. Записи 1966 и 1970 гг.
В качестве примера исполнения этих произведений на альтернативных
инструментах прилагаю также запись концерта №2 с двумя солирующими
гитарами вместо лир. Солируют Ида Прести и Александр Лагойя. Им аккомпанирует
камерный оркестр "Pro Arte" (Мюнхен). Дирижёр Курт Редель. Транскрипция
А.Лагойи.
Кроме того, я уже публиковал на Погружении
три кларнетных концерта, которые известный современный кларнетист Дитер Клёкер считает принадлежащими перу Гайдна: http://intoclassics.net/news/2009-11-28-11445
Спасибо! Кто то у нас хотел на необитаемый остров всего Гайдна взять, а поскольку не понятно кто что написал, то под шумок ещё с десяток других композиторов можно пронести
Помню такой исторический анекдот, что когда сам Гайдн на старости лет решил составить каталог своих симфоний, то включил в него и ряд чужих, а какие-то собственные не включил... Мол, столько их понаписал, что уже и не помнил, какие свои, а какие чьи-то ещё...
Ух ты! Телемана еще не успел переварить как следует, а тут такое! Концерты для валторны, которых мне как раз и не хватало! :appl: Стоит правда добавить к коллекции клавирные и органные концерты. Купмановские (нещадно критикуемые многими) варианты, кстати, могу выложить, если кому нужно. По-моему слушать можно. Ну а такие как № 3, 4, 9, 11, полагаю, есть у всех и не в одном варианте. А Денису решпектование и уважуха!
Этточно, не убежит Вообще, честно говоря, Тон Копман как клавесинист производит на меня очень странное впечатление... А его гайдновский сет - вообще сплошное недоумение... И зачем я его купил на свои кровные в далёкие студенческие годы, когда каждая копейка на счету была?..
Спасибо огромное! Наконец-то благодаря Вам нашел исполнение, где бы не затягивали бы allegro. Гюттлер молодец! Кстати. он воспроизвёл в каденции к финалу главную тему первой части, и это вписалось. И в следующем H. VIId N°3 для валторны в каденции тоже проскальзывает тема певой части концерта для трубы! Крепкая тема, увлекательная!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".