Польский композитор Кароль Шимановский (1882-1937), чье истинное значение человечеству еще предстоит полностью уяснить, происходил из аристократического польского рода; родился на Украине, был в родстве с российскими музыкальными династиями - Нейгаузами и Блюменфельдами.
Это был человек с богатейшим воображением, с детства увлекавшийся рыцарскими романами, мифами и странствиями по далеким странам. Музыку он писал утонченную, непохожую ни на что (ну, может быть, можно было бы это назвать музыкальным импрессионизмом, хотя это не совсем верно). Не совсем верно потому, что он умел создать сплав самых разнородных пластов и культур; это был синтез всех впечатлений, которые могла отразить утонченная душа автора. Поэтическая музыка Шопена и влияния Скрябина, французские веяния и традиции старинной музыки, ориентальные образы из путешествий по Востоку, романов про крестоносцев и стихов персидского поэта и мистика Джалаледдина Руми, карпатский фольклор - все смешивается и образует собой редкий, драгоценный, утонченный сплав ощущений
Скрипичные произведения Шимановского, выдержанные в изысканно-ромнтическом и импрессионистическом стиле получили широкую известность ещё при жизни композитора, часто исполнялись прежде и продолжают интересовать ценителей музыкального искусства и в наши дни
В скрипичной сонате 22го летнего Шимановского заметны
увлечения композитора музыкой своего великого соотечественника -
Фредерика Шопена, русской музыкой (особенно Скрябина), а также влияния
немецких романтиков. В этом сочинении чувствуется уже рука мастера,
нашедшего свою манеру письма. Постоянно обращает на себя внимание
изысканность колористической трактовки и общая печать творческой
непосредственности.
Первый концерт для скрипки и оркестра (1924) - одно из красивейших произведений Шимановского. Концерт этот навеян стихотворением Т. Мициньского "Майская ночь". В нём преобладает взволнованная романтичная лирика, рядом с нею - драматизм, и это составляет внутренний смысл произведения. Вместе с тем, гармонический язык, приемы нарочито рафинированной скрипичной звучности и динамические оттенки близки звукописи Дебюсси. Уже вступление с его "вечерней музыкой" уводит слушателя в красивый переливчатый сон. И восточные экзотические видения возникают на страницах партитуры - это следы поездки композитора в Африку: Алжир, Бискра, Тунис
Второй концерт (1933) сочинен как лебединая песнь скрипача Павла Коханьского, друга Кароля Шимановского. Тут очень тонкий и изысканный сплав разных музыкальных миров: многое от гуцульского фольклора плюс музыкальный язык сложный, какой мог быть только в первой половине 20 века. Композитор проникает в те глубины, где находятся уже "праинтонации" славянской музыки. Не стилизация, а воссоздание звучаний скрипок, на которых народные виртуозы играют, повернув их декой к публике и держа не у подбородка, а почти на груди; воссоздание пения, резкого, горлового, но пленительного в своей первозданной свежести, от которой, как от студеной ключевой воды, ноют зубы. Духом народных ритмов, задором и лирической искренности наполнена партитура скрипичного концерта
"Мифы"для скрипки и фортепиано (1915) - три пьесы (Фонтан Аретузы, Нарцисс, Дриады и Пан), три
мерцающих музыкальных образа, все на тему превращений: девушка,
убегавшая от преследователя и превратившаяся в источник; юноша,
глядевшийся в воду и ставший цветком нарцисса; козлоногий бог лесов и
полей Пан, играющий на свирели из тростника, в которым некогда
обернулась отвергнувшая его нимфа..Близкие символизму Малларме, они
рисуют условный мифологический мир. Главное свойство музыки Мифов—колористичность, ей присущи сложность гармонического письма,
скрупулезность разработки фактурных деталей. Наибольшую известность
получила пьеса Фонтан Аретузы, где в обрамлении форте- пиано звучит
нежная и безмятежная мелодия скрипки. "Мифы", известнейший "Ноктюрн и
тарантелла" и другие скрипичные сочинения Шимановского - свидетельствуют
о сильном воздействии на творчество Шимановского музыки Дебюсси, что
проявляется в легчайшей ткани пассажей, тщательности разработки техники
сочетания диссонирующих созвучий, стремлении лишить музыку ее
«материальной» сущности. Пьесы Шимановского— типичный образец
импрессионистического искусства, и польский композитор подчас
превосходит своих французских коллег в создании утонченных и предельно
сложных произведений..
Среди камерных сочинений Шимановского известен, написанный в 1927 году 2й струнный квартет, в котором используются мелодии и ритмы гуральских танцев, близкие к тем, что звучат в балете Харнаси"
Кароль Шимановский (1882-1937)
Концерт для скрипки с оркестром № 1, op 35 (23:49)
Концерт для скрипки с оркестром № 2, op 61 (21:59)
Соната для скрипки и фортепиано ре минор, ор. 9 (1904) I. Allegro moderato, patetico (9:02) II. Andantino tranquillo e dolce (6:31) III. Finale: Allegro molto, quasi presto (5:18)
Песня Роксаны из оп. "Король Рогер" (1924), арр. для скрипки и ф-но (5:03)
1. Фонтан Аретузы (6:07) 2. Нарцисс (7:49) 3. Дриады и Пан (7:34)
Романс для скрипки и ф-но , Op. 23 (7:09) Танец
из балета "Харанаси" для скрипки и ф-но , Op. 55 (6:22)
Колыбельная для скрипки и ф-но , Op. 52 (4:33)
Курпиовская песня для скрипки и ф-но, соч.58 (4:35)
Ноктюрн и тарантелла для скрипки и ф-но , Op. 28
I. Lento assai (5:53) II. Presto appassi (5:19) Струнный
квартет No. 2, Op. 56 (1927) I. Moderato, dolce e tranquillo (7:57)
II. Vivace, scherzando (4:19) III. Lento (5:45)
Выдающийся польский композитор в исполнении выдающегося польского дирижера Спасибо вам огромное! Жаль, что Шопен так незаслуженно монополизировал польское искусство своими вальсами, да мазурками...
Пожалуйста! Кому как, а мне кажется такая музыка (слегка алколгольная, как экзотический коктейль) в старыйновыйгод - то, что доктор прописал . Всех, с праздником, наконец то последним
Как это последним праздником? Еще китайский Новый год на очереди! И вообще, "последний" нехорошее слово. Спасибо огромное! Вся скрипичная музыка Шимановского, не хватает только Ноктюрна с Тарантеллой. Валентин (valuy7780) - довольно оригинально в оценке скрипичных концертов говорить только о дирижере
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".