Призраки, демоны, ведьмы и прочая нечисть в программе адских оркестровых фаворитов. Исполняют дирижёр Эйдзи Оуэ и симф. оркестр Миннесоты
1. «Мефисто-Вальс» - эпизод из «Фауста» Ленау, к которому Лист написал музыку. Сюжет такой: беззаботные люди гуляют в кабачке, где Мефистофель начинает играть на скрипке свои дьявольские трели, и сатанинская сила музыки увлекает парочку - Фауста и Маргариту из кабачка в лес, где ими овладевают сверхестественные силы любви, свободы, и лесной магии. Типичные архетипы немецкой прогрессивной романтики: лес, дьявольщина, освобождение, музыка как средство трансформации в сверхестественное существо.
2. "Проклятый охотник" Cезара Франка написан по поэме немецкого поэта Готтфрида Августа Бюргера. В центре поэмы образ аристократа, который дерзнул отправиться на охоту в нарушение религиозных ограничений. По мере того как он углубляется в лес, демонические силы поглощают его. Поэма естественно завершается описанием сатанинской оргии.
3. Баба-Ягу все знают. Это старая страшная бабка, которой пугают маленьких детей. Она может быть слепой на один глаз, хромой, черной, растрепанной. В симф. картине Лядова это «нечто» проносится в стремительном Presto в течение 3-х минут, хлопая тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми. Так и не успеваешь понять кого это пронесло мимо...
4. О своём сочинении расскажет сам Мусоргский: «С Вами я побеседую о моих ведьмах..Ведьмы — вульгарное название, так сказать, кличка моего произведения — есть в сущности «Иванова ночь на Лысой горе»,— как видите — вещица крещеная. Насколько меня память не надувает, ведьмы собирались на эту гору (Лысую, не краснейте, у Вас голова, а не гора Лысая), сплетничали, шашничали и поджидали набольшего — Сатану. По его приезде, они образовали круг около трона, на котором восседал, в виде козлища, набольший, и воспевали ему славу. Когда сатана достаточно в ярость приходил от ведовской славы, то открывал своим приказом шабаш... Так я и сделал... Форма и характер моего сочинения российски и самобытны. Тон его горячий и беспорядочный. В сущности шабаш начинается с появления бесенят, п. ч. поганая слава входила по сказаниям в состав шабаша, но я назвал (в содержании) эпизоды отдельно для большей легкости запечатления музыкальной формы:1. Сбор ведьм, их толки и сплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане. 4. Шабаш. В Шабаше я сделал оркестр разбросанным различными партиями, что будет легко воспринять слушателю, так как колориты духовых и струнных составляют довольно ощутительные контрасты. Думаю, что характер Шабаша именно таков, т. е. разбросанный в постоянной перекличке, до окончательного переплетения всей ведовской сволочи; так, по крайней мере, Шабаш носился в моем воображении.— Я что-то много болтаю о своей Ночи, но это, полагаю, происходит по той причине, что я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение, ненавеянное германским глубокомыслием и рутиной, а как Савишна вылившееся на родных полях и вскормленное русским хлебом».
5. Пляска смерти — аллегорический сюжет, существующий со времён средневековья, служащий зловещим напоминанием о бренности человеческого бытия. Вот что пишет слушатель о Пляске Смерти Сен-Санса: "Ночь. Звон арфы, бьющей полночь, вся нечисть просыпается, обретает силу и власть... Вступает солирующая скрипка - очень четко рисуется образ Смерти, высокой старухи с косой, облаченной в черную мантию с глубоким капюшоном. Затем скрипку подхватывает весь оркестр, тянет потрясающей красоты мелодию и Смерть кружится в своем триумфальном вальсе. Всё продолжается ее грациозным шествием. Все расступаются перед ней в поклонах, уступая дорогу, тем самым оказывая честь. А она остается непреклонна - деликатными движениями косы, обрывая человеческие жизни, продолжает свой путь. Включенный в оркестр ксилофон, создает эффект лязга костей скелетов, которые, пританцовывая, сопровождают свою повелительницу и насмехаются над горем людей. Мы можем слышать мольбу скрипки соло о пощаде и гневный ответ Смерти... Выполнив свою ночную миссию, в грозном вихре скрипок, освещенная луной, Смерть уходит на покой, оставляя за собой невосполнимые потери... И в лунном свете, смотря ей вслед, мы видим тянущийся шлейф поганой нечисти..."
6. Ученик чародея Поля Дюка написан по мотивам одноимённой баллады Гёте о юном ученике мага, который подсмотрев некоторые обряды своего учителя, но не поняв их сущности, вызывает к жизни некие темные силы. Но это единственное, что он может сделать: он не знает ни как отправить их обратно, ни как справиться с ними. Он смог заставить простой веник носить воду, но сам чуть не утонул в потоках воды, ибо, сумев вызвать духа, позабыл те волшебные слова, которыми можно было его остановить.
7. Увертюра Арнолда Малькольма «Тэм О'Шентер» получила своё название в честь героя стихотворения Роберта Бернса об английском фермере О‘Шентере, отчаянном пьянице, больше всего на свете боявшемся своей сварливой жены. Однажды, он засиделся в трактире до поздна, а по пути домой ему пришлось несладко. Читайте сами http://www.politika.su/lit/burns/tamosh.html
8. Завершает программу полька "Люцифер" И. Штрауса. Вообще-то, в самом названии нет ничего зловещего. У отцов церкви Люцифер - «сын зари», "звезда утренняя", то бишь планета Венера, хотя с другой стороны музыка настолько пошла, что вспоминаешь одно из имён Дьявола в позднем христианстве - «светоносный». И возможно рукой композитора водил сам Сатана.
Mephisto & Co.: Eiji Oue, Minnesota Orchestra
1. Ференц Лист (1811-1886) - Мефисто-вальс (13:05) 2. М.П.Мусоргский (1839-1881) - Ночь на Лысой горе (11:48) 3. А.Лядов(1855-1914) - Баба-Яга (3:24)
Ага, не достаточно дьявольски. но мне кажется это правильно - там смерть такая...гламурная что ли. Чик - и всё) Зато в других пьесах зажгли адски Хороший дирижёр и оркестр
Вот ещё материал с ними http://www.intoclassics.net/news/2010-01-01-12596
Да, отдельное спасибо за Сезара и Тэма О'Шентера. Вообще-то, Данс Макабр редко кто зажигательно исполняет (уж во всяком случае не Орманди-американцы, наверное, что-то в этом не понимают...)
Ваши слова натолкнули на мысль, что и "Прялку Омфалы" я только один раз в жизни слышал в вихревом зловеще-соблазняющем исполнении-а вот чьем, я так и не знаю. Все остальные тускнели, были пресными...
В смысле намёк? Выложить что ли?) Рекомендую для начала диск с Дютуа, П.Роже и Лондонской симфониеттой http://s002.radikal.ru/i197/1001/f6/04bdc28ff764.jpg Там Прялка Омфалы, Фаэтон, Макабр и Карнавал ж-х мп3 http://www.mediafire.com/?5fwwtdoenm2 Вот тут в лосслесс http://intoclassics.net/news/2010-01-03-12652
Спасибо, обожаю такие тематические сборники! Только вот исполнение показалось чересчур гламурным, ухарским. И все композиторы прозвучали в единой манере, что ли... Но, может, так оно и надо?
Спасибо, что обратили внимание на "Экзотические танцы". А сэр Арнольд действительно слух заинтересовал. Просто часть вещей раньше не слышал вовсе... И слилось всё в единый шабаш
Я мужик не компанейский. Да и в гости не зовёт Меня что-то Мефистофель. В одиночку водку пьёт?
Или демоны и ведьмы, Разных призраков толпа (Одним словом русским - нечисть) И иная шантрапа С Мефистофелем пируют? Я тем паче не пойду. Лучше я себе русалку В тихой заводи найду!
Уважаемый Олег, у Вас не будет этой выкладки в каком-нибудь "лось-лис"? Единственный блог, где лоселис этого диска был доступен, недавно стал закрытым.
Скачал как-то лосслесс из осла, но оказалось, что он из мп3 сделан и звучит хуже. По-моему в блоге был такой же, а сейчас и с блогами напряжёнка. Я бы тоже от диска не отказался - мне эти трактовки нравятся
За неимением "лоселисов" этого диска, воспользуюсь просто "лосями", за что Вам спасибо. И напомню о существовании хорошей записи "Охотника" в исполнении Оркестра де Пари п/у Д. Баребойма в записи ДГ, которую в сети пока что не найдешь.
Австралийский диск "Cesar Franck: Redemption, Nocturne, Le Chasseur maudit, Psyché, Les Éolides", в частности, с записью "Le сhasseur maudi" 1976 п/у Д. Баренбойма наконец-то появился на рутрекере. Ищите и обрящите!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".