Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Суббота, 23 Ноября 24, 14:29
Главная страница » 2009»Декабрь»21 » Бела Барток - Концерты для скрипки с оркестром 1&2. Чудесный мандарин. Музыка для стр., уд. и челесты (Д.Ойстрах,И.Ойстрах,Г.Рождественский)
Бела Барток - Концерты для скрипки с оркестром 1&2. Чудесный мандарин. Музыка для стр., уд. и челесты (Д.Ойстрах,И.Ойстрах,Г.Рождественский)
Первый скрипичный концерт - одно из лучших сочинений молодого Бартока. был написан в 1909 году, но стал известен только в конце 50-х годов. С этим произведением связана романтическая история. Читайте здесь http://www.intoclassics.net/publ/7-1-0-40
Одноактный балет-пантомима "Чудесный мандарин" (1919) - одно из самых новаторских произведений Бартока. Музыкальный язык балета опирается на интонационную систему, присущую музыкальному фольклору Юго-Восточной Европы и значительно отличается от профессиональной европейской музыки. Это своего рода синтез греческой, персо-арабской, византийской мелодик, что, конечно, вызывало шок у слушателей. Сегодня же эта музыка поражает сочетанием экспрессионистской мрачности и человеческого тепла. Действие балета происходит в современном городе. Трое бродяг заставляют Девушку заманивать прохожих, чтобы их грабить. Первая жертва - Старый кавалер - оказывается без денег, его прогоняют. С Юношей происходит то же самое. Третий - экзотический китаец-Мандарин. Он приводит всех в ужас. Девушка танцует, и Мандарин начинает её преследовать. Бродяги всё-таки отбирают у него деньги и пытаются убить. Трижды он вырывается и снова начинает преследовать Девушку. И лишь когда она отвечает на его страсть, он умирает.
"Музыка для струнных, ударных и челесты" (1936) по построению приближающаяся к четырехчастной симфонии - одно из самых выдающихся симфонических произведений ХХ века. Барток ограничил себя струнным составом оркестра, посадив слева и справа от дирижера поделенную надвое струнную группу, а в центре фортепиано, арфу, литавры, другие ударные и челесту. I часть - строго традиционная фуга, медленная музыка задумчивого характера. С нею контрастирует по темпу и характеру II часть, Аллегро, написанное в сонатной форме. В следующей части Барток как бы переносит в условия современной музыки листовские приемы рапсодического "сказывания", импровизирование. Здесь много колористических неожиданностей: glissando литавр, особый прием звукоизвлечения у струнных, дающий почти флейтовую звучность, виртуозные диалоги фортепиано, челесты, арфы. В финальной части "Музыка" с наибольшей определенностью звучит по-венгерски; она пришла на родную почву. "Музыка для струнных, ударных и челесты" написана по заказу Базельского камерного оркестра в ознаменование его 10-летия. С тех пор она прочно закрепилась в репертуаре ведущих симфонических оркестров мира, в том числе и советских оркестров.
Музыкальной классикой XX века стал и написанный в 1937–1938 гг. Второй концерт для скрипки с оркестром, отличающийся мелодическим и интонационным богатством и эмоциональной заразительностью. «От мрака, ужаса и безысходности наших дней — к миру, свету и радости» - так можно было бы охарактеризовать скрытую программу этого шедевра Бартока. Концерт посвящён другу Бартока венгерскому скрипачу Золтану Секею, Секеем же и исполненный впервые 23 марта 1939 г. в Амстердаме. Первоначально Барток хотел написаь одночастный концерт в виде темы с вариациями, однако Секей настоял на традиционном 3х частном концерте. Интересно, что в этом сочинении Барток использует 12-тоновую тему, хотя в общем сочинение тонально и жёстким правилам серийной техники Барток не следует. Первая часть написана в сонатной форме в си миноре. Вторая - вышеупомянутая тема с вариациями в соль мажоре. Финал основан на темах первой части. Оригинальное окончание Бартока было просто оркестровым, но Секей возразил и против этого, поэтому композитор написал альтернативный финал где играет и скрипка и оркестр. Сегодня оба варианта окончания финала используются.
О, кстати, Алексей Не слышали голос Бартока? Интервью на американском радио 2 июля 1944 года http://www.youtube.com/watch?v=Hb7M68FMokQ Там Стравинский ещё рядом про Весну рассказывает. У обоих акцент ужасный и смешной )
Спасибо! Такие люди!! А я впервые услышал Концерт в исполнении малоизвестного Зариньша с латвийским оркестром п/у Синайского; но что интересно - и сыграно было отлично, и запись добротная. Может быть, Бартока трудно испортить?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".