Любимое занятие маэстро Рождественского – исполнять малоизвестные или напрочь забытые сочинения отечественных классиков. Послушайте несколько из них
"Скрипка Ротшильда" занимает уникальное место в наследии Шостаковича: это произведение Вениамина Флейшмана, которого Дмитрий Дмитриевич считал своим самым любимым учеником. В 1939 Флейшман начал писать одноактную оперу по повести А. П. Чехова "Скрипка Ротшильда", но в 1941 году в числе первых добровольцев с комсомольской бригадой ушёл на фронт и погиб в боях под Красным селом. Шостакович посчитал своим долгом закончить и оркестровать оперу, тем самым, обессмертив ее автора, так рано ушедшего из жизни. Сам факт подобной работы может считаться творческим и человеческим подвигом, тем более если учесть то, что она производилась во время войны, когда сам Шостакович находился в тяжелых условиях в эвакуации. Опера была окончена и оркестрована Шостаковичем к февралю 1944 года. Уже после войны Шостакович прилагал много усилий для постановки этой оперы, получая отказ за отказом, пока, наконец, 20 июня 1960 года состоялось первое концертное исполнение оперы во Всесоюзном Доме композиторов в Москве. В этом же году дирижер Г.Рождественский осуществил запись оперы на Всесоюзном радио. Затем опера была поставлена в Ленинградской Экспериментальной студии камерной оперы 24 апреля 1968 года, в рамках студенческого фестиваля «Молодые композиторы России». (Художественный руководитель Соломон Волков, режиссер Виталий Фиалковский, дирижер Юрий Кочнев.) Сразу же после постановки опера была названа «сионистской» и запрещена к дальнейшему показу. Слушая «Скрипку Ротшильда», можно без труда узнать стиль Шостаковича. Это естественно: во-первых, Флейшман, как ученик Шостаковича, находился под сильным влиянием творчества и личности своего великого наставника; во-вторых, окончательную редакцию и оркестровку делал сам Шостакович. Поскольку не сохранилось ни одного другого сочинения Флейшмана, сейчас невозможно определить, какие находки в этой опере безусловно принадлежат ему, а что родилось под влиянием и при непосредственном участии Шостаковича. Можно предположить, что все, связанное с еврейской тематикой, несомненно, принадлежит Флейшману, так как он воспитывался в религиозной семье, слышал службы в синагоге, сам играл в клезмерском оркестре на скрипке. Он не мог не впитать в себя самым естественным образом дух и богатую музыкальную культуру, освященную вековыми традициями своего народа. И здесь возникает обратная связь – влияние, которое оказал ученик на своего учителя. И влияние это несомненное – ведь именно в этот период в творчестве Шостаковича появляются еврейские мотивы. Работая над окончанием оперы Флейшмана, Шостакович пишет параллельно Фортепианное трио, где впервые в его сочинении звучит тема, явно еврейского происхождения. Это подтверждает и Владимир Зак, рассказывая о своей беседе с Шостаковичем в конце 60 годов: «Шостакович, говоря о своей приверженности к еврейскому фольклору, сказал, что вошел в этот мир благодаря своему ученику Вениамину Флейшману и работе над его оперой». Уникальность ситуации в том, что это оказалось не случайным явлением, а серьезным влиянием, определившим, в какой-то мере, творческую и гражданскую позицию великого Мастера. Интересно сопоставить цитату из «Скрипки Ротшильда» с высказыванием Шостаковича о еврейской музыке: «И этот проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно» (Скрипка Ротшильда); «…она может показаться веселой, тогда как на самом деле трагична. Почти всегда еврейская музыка – это смех сквозь слезы» (Шостакович). Это сочетание, свойственное еврейской музыке, оказалось сродни эмоциональному миру Шостаковича.
Вениамин Флейшман (1913-1941)
Скрипка Ротшильда, опера в одном действии по рассказу А. Чехова Оркестровка Д. Шостаковича (1944)
Анатолий Сафиулин, Алексей Мартынов, Александр Науменко,Наталья Бурнашева Камерный хор МК СССР, худ. рук. В.Полянский Симфонический Оркестр Министерства Культуры СССР дир. Геннадий Рождественский 1982
Дмитрий Шостакович (1906—1975)
Британские и американские народные песни для голоса с оркестром Елена Иванова, сопрано Сергей Яковенко, баритон Симфонический Оркестр Министерства Культуры СССР дир. Геннадий Рождественский 1989
3я симфония Шебалина (соч.1934-35 гг) посвящена Шостаковичу. В "скифских" маршевых темах первой части, протяжном лирическом Анданте, токкатных темах Vivo assai чувствуется влияние Прокофьева, в задумчивых моментах Шебалин продолжают линию симфонизма Мясковского, ему также как Николаю Яковлевичу свойственна серьезность, интеллектуальность, некоторая академичность стиля. Особенно впечатляет финал в форме Пассакальи, в котором полифония чередуется с темами широкого дыхания.
В пьесе "Блоха" (по Лескову), написанной Замятиным в 1924 году по просьбе МХАТа, традиции русского балаганного театра органично соединились с условностью итальянской комедии масок. Успех этой весёлой пьесы был огромен и в Москве, и в Петрограде - число постановок перевалило за три тысячи. Музыка к пьесе, написанная Юрием Шапориным, вышла выразительной и легкой и в ней встречается немало специфических музыкальных шуток. В 1928 г. была создана "Шутейная сюита" из Блохи для необычного исполнительского состава (духовые, домры, баяны, рояль и ударные инструменты) - "стилизация так называемого народного лубка", по словам самого композитора.
Симфониетта и 3я симфония Николая Ракова адресованы молодым слушателям. В этих сочинениях воплощены образы юности. Вот что пишет в своем очерке "Н. П. Раков" музыковед А. Соловцов: "Тонкий вкус, изящество и благородство стиля, зрелое мастерство, отличное владение средствами оркестра, богатство и вместе с тем простота музыкальной речи, прочно связанной с народными истоками, искренний теплый лиризм при господстве светлых оптимистических образов вот лучшие качества музыки Ракова". Виссарион Шебалин (1902-1963)
Симфония № 3 (1935) I. Allegro assai II. Andante III.Vivo assai IV. Andante - Allegro assai Симфонический Оркестр Министерства Культуры СССР, Геннадий Рождественский 1984
Юрий Шапорин (1889-1966)
Блоха, шутейная сюита (1928) I. Moderato assai II. Andante con moto III. Andantino IV. Andantino. V. Tempo di Valse VI. Moderato Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Рождественский 1982
Николай Раков (1908-1990)
Симфониетта для струнного оркестра (1958) I. Allegro moderato. Allegro molto II. Allegretto grazioso III. Vivo IV. Andante sostenuto V. Allegro con fuoco Симфония№.3 C Major "Маленькая симфония" для стр. оркестра (1962) I. Allegro moderato II. Andante III. Vivo IV. Andante sostenuto. Allegro
Большой симф. оркестр СССР, Геннадий Рождественский 1968, 1964
Ого, вот это подарок, даже Подарок! Огромное спасибо! Как раз на прошлой неделе был на концете Рождественского БЗК, на котором он он провел несколько российских премьер и одну мировую.
вот ссылки на весь бокс-сет для тех, кто рапиды не боится http://files.mail.ru/PUIL3N Симфонии Шостаковича выкладывались http://www.intoclassics.net/news/2008-11-10-1948
В буклете комментрий интересный иностранцев о Гене нашем родном - собственно говоря добавить нечего
The first Soviet conductor of whom it can truly be said that he is 'a citizen of the world’ Gennady Rozhdestvensky is a musician of catholic taste as this 10CD illustrates. His discography includes around 800 works! However, the Russian repertoire was at the core of his musical life. He is a conductor who’s podium style is undemonstrative – using only the most subtle and economic of gestures, and yet maintaining total control of the orchestra securing knife edge rhythms, sharp phrases and precision attack. He is without doubt one of the greatest conductors of our time, and Volume 1 of his recordings from Brilliant Classics allows the listener to experience the extraordinary genius of Rozhdestvensky over a characteristically wide and varied range of repertoire.
Между прочим, Вы слышали первый диск этого замечательного сборника, а именно: Joseph Haydn(1732-1809) attrib.: Cantata “Die Erwählung eines Kappellmeisters”, Hob XXIVa:11 ? Что-то чрезвычайное! Если бы не было написано, что это Гайдн, я подумал бы, что это Моцарт. А может и вправду Моцарт?
Я тоже Странно... Такая замечательная вещь и не понятно, почему авторство лишь приписывается Гайдну, хотя это "стопудовый" Моцарт? P.S. Отдельное Вам спасибо за замечательное оформление! Столько нового благодаря Вам опять узнал...
Об опере. Производит сильное впечатление. Ювелирное мастерство Д.Д.Шостаковича перекрывает всё! Его контрасты, голосоведение... И где тут Флейшман? Нужен микроскоп. А ощущение такое, что его там... ну на 20% (это мягко сказано) Спасибо, legoru!
Не "наверное", а точно. Если бы Вы прочли работу музыковеда Елены Силиной о "Скрипке Ротшильда", - то узнали бы интересное мнение о взаимовлиянии Учителя на Ученика и Ученика на Учителя (!).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".