Жизнь и творчество Обрехта,
подлинно нидерландского мастера вместе с тем могут служить ярким примером
художественного взаимодействия северного, нидерландского и южного, итальянского
начал, взаимодействия, некогда столь важного для Дюфаи и вновь ощутимого на
новом этапе развития творческой школы. Не следует думать, что только
нидерландцы испытали на себе это взаимодействие. Пути итальянской музыки,
итальянской полифонии строгого стиля в XVI веке в большой мере связаны с
плодотворным примером нидерландских мастеров, в том числе и обосновавшихся в
Италии, как Адриан Вилларт. Историки изобразительного искусства признают, что
уже в XV столетии нидерландские живописцы Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер
Гус и Иосс ван Гент, выполнившие ряд работ для Италии, в некоторых отношениях
повлияли на итальянских мастеров более молодого поколения, внушив им внимание к
интерьеру, к домашней, "вещной" среде человека (См.: Виппер Б. Р.
Итальянский Ренессанс, т. 2, М., 1977, с. 5-7). Обрехт входит в эту же
историческую полосу плодотворных связей, образовавшихся в его время. Он
достаточно сильный художник, чтобы не стать подражателем, не потерять
творческого лица и принадлежности к своей школе - и вместе с тем не замкнуться
в чрезмерной обособленности. Эпоха Возрождения побуждала его современников не
оставаться глухими и слепыми ко всему передовому в развитии искусства, и те из
них, у кого хватило высокой одаренности и проницательности ума, совладали с
новыми задачами и остались самими собой, обогатив, однако, свое творчество
свежими и жизнеспособными идеями. Обрехт ни в коей мере не стал итальянцем, но
близкое соприкосновение с современным итальянским искусством помогло ему найти.
и выявить в собственном творчестве импульсы к дальнейшему развитию, казалось
бы, уже сложившегося стиля полифонической школы.
Якоб Обрехт родился 22 ноября 1450
года в Бергене-оп-Зом. О его музыкальных занятиях в юные годы ничего не
известно. Первые биографические сведения относятся ко второй половине 1470
годов: о возможности встреч с Эразмом Роттердамским в Утрехте в 1476 году, о
работе в капелле Бергена-оп-Зом с 1479 года (где он был певцом, учителем пения,
хормейстером до 1484 года). Затем Обрехт работал в капеллах Камбрэ (1484-1485)
и Брюгге. Далее его путь лежал в Италию: в 1487-1488 годах он находился при
дворе герцога Эрколе д’Эсте в Ферраре, где Обрехта очень ценили. Вернувшись на
родину, он работал в капеллах Антверпена, Бергена-оп-Зом, Брюгге и снова
Антверпена. В 1504 году опять отправился в Италию ко двору д’Эсте. В 1505 году
Обрехт умер от чумы в Ферраре.
Казалось бы, пребывание Обрехта в
Италии было слишком недолгим в сравнении со многими годами жизни в своей
стране. Но, по-видимому, его знакомство с итальянской музыкой не было
ограничено только краткими периодами жизни в Ферраре. Он мог знать итальянских
музыкантов, мог владеть нотными рукописями или видеть их у своих коллег.
Состояние итальянского музыкального искусства в 1480-е годы, когда Обрехт
получил возможность непосредственно наблюдать его, требует специальных
оговорок. Исполнение хоровых сочинений в церковных и придворных капеллах было
вне сомнений образцовым: искусство пения в Италии, избранный состав певчих,
высокая их музыкальная культура - все этому порукой. Что же касается новых
сочинений, то Италия переживала тогда период затишья после расцвета в эпоху Ars
nova, деятельности композиторов начала XV века - и перед большим подъемом
музыкального творчества в XVI столетии. Крупных новых имен пока не было. К
концу столетия на первый план вышло искусство непритязательное, имевшее успех и
при дворах (в Вероне, Флоренции, Ферраре), и в более широких городских кругах.
Его представляла ранее всего фроттола - трех- четырехголосная песня по
преимуществу аккордового склада, с четкими членениями формы, порой с чертами
танцевальности, несложного лирического или шуточного содержания. Так или иначе
она была связана с бытовой традицией, возможно с преемственностью от лауды,
быстро приобрела популярность и, весьма способствовала гармоническому пониманию
многоголосия. С начала ХVI века в Венеции, Риме, Флоренции появлялись
многочисленные сборники фроттол, стали известными имена многих авторов. Начало
этого процесса мог застать в Ферраре Обрехт, когда впервые прибыл туда. В 1504
году фроттола находилась в расцвете. Но это уже мало значило для творчества
Обрехта, поскольку ему недолго оставалось жить. Таким образом, в Италии
композитор мог вплотную соприкоснуться с высокой хоровой культурой, с
полифонической традицией, идущей от композиторов XIV и раннего XV века, и с
современной ему фроттолой - новым жанром и новой трактовкой многоголосия.
Всего Обрехтом создано 25 месс,
около 20 мотетов, 30 полифонических песен. От своих предшественников и старших
современников он унаследовал высокоразвитую, даже виртуозную полифоническую
технику, принципы сочинения на cantus firmus, все растущее значение
имитационно-канонических форм многоголосия. От достигнутого ими уровня он
двинулся вперед, охватывая в своем творчестве всю сумму насущных тогда проблем
полифонии. Перед ним встали и новые задачи, связанные, например, с
ладогармонической и конструктивно-ритмической стороной формообразования в
полифонической композиции. Обрехт стремился разрешать их, следуя новым,
передовым тенденциям своего времени, в частности таким, которые проявились в
художественной атмосфере итальянского Возрождения.
Принято думать, что именно
итальянская музыка последней четверти XV века, в частности ее песенные жанры
помогли Обрехту обновить стилистику (и отчасти - формообразование)
полифонического искусства. Доля истины в этом есть. Но если бы композитор не
тяготел сам к новым приемам и выразительным средствам, если б его не побуждали
к этому образные искания, он мог бы и не прислушаться к скромному голосу
итальянской фроттолы.
Творчество Обрехта поднялось на
хорошо подготовленной исторической почве, на прочной основе богатой
полифонической традиции. Вместе с тем оно в полной мере перспективно. Обрехт
стоит уже на пороге XVI века: он предвосхищает многое из того, что станет Из книги Т. Ливановой "История западноевропейской музыки до 1789 года"
Jacob
ObrechtMissa "Salve diva
parens"
Marienmotetten "Salve regina", "Beata es, Maria", "Ave
regina coelorum"
Ensemble Weser-Renaissance Bremen:
Maria Skiba, Superius
Andrea Brown, Superius
Jan Strömberg, Tenor altus
Detlef Bratschke, Tenor altus
Johan Linderoth, Tenor
Christian Wegmann, Tenor
Job Boswinkel, Bass
Jörg Gottschick, Bass
William Dongois, Zink
Simen van Mechelen, Posaune
Yuji Fujimoto, Posaune
Henning Plumeyer, Posaune
Jacob
ObrechtMissa
"
Caput / Salve Regina"
Oxford Camerata - Jeremy Summerly Naxos 8.553210
Contents:
Salve Regina
à 4
Venit ad Petrum (chant, mode 8) Missa Caput
Kyrie
Gloria
Credo
Sanctus
Agnus Dei
Salve Regina
à 6
Performers: Carys-Anne Lane, Alison Coldstream, Rebecca Outram,
Lisa Beckley, Deborah Mackay, Robin Blaze, James Gilchrist, Steven Harrold,
Robert Evans, Julian Smallbones, Matthew Brook, Michael McCarthy
То есть изначально было в мп3..Чудная музыка. Вчера на melomaniacos нашел еще 2 мессы Обрехта: Si Dedero и Pfauenschwanz, вот, думаю опубликовать здесь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".