Народный артист Российской Федерации Художественный руководитель и главный дирижер Волгоградского академического симфонического оркестра Основатель (1987), главный дирижер и художественный руководитель Волгоградского академического симфонического оркестра. Выдающийся российский дирижер, Народный артист России (1990). Профессор (2002). Председатель Музыкального общества Волгоградской области. Награжден Орденом Почета (1998) и Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2006). Родился 9 сентября 1937 года в Москве. Профессиональное призвание Эдуарда Серова определилось ещё в детстве, когда в 1944 году он был принят в только что образованное А.В. Свешниковым Московское хоровое училище. После окончания училища в 1954 году Эдуард Серов поступает на отделение хорового дирижирования ГМПИ им. Гнесиных. Но дойдя до IV курса, молодой музыкант осознаёт своё истинное призвание - дирижирование симфоническим оркестром. Не окончив курса, он поступает в Киевскую консерваторию в класс проф. М.М. Канерштейна. Карьеру симфонического дирижёра Серов начал уже в возрасте 22 лет, когда первокурсником консерватории он начинает работать сразу в нескольких оркестрах: Киевского хореографического училища, оперной студии консерватории, оркестра Украинского радио. Полный курс обучения он прошел за три года, а в 1961 г. произошло ещё одно важнейшее творческое событие в его биографии - поступление в аспирантуру Ленинградской консерватории в класс великого дирижера Евгения Мравинского. Спустя ещё год, в 1962, Серов становится ассистентом Мравинского, а затем дирижером Заслуженного коллектива республики, симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Там он работает с 1962 по 1968 и с 1985 по 1990 годы. Широкое международное признание пришло к дирижеру в 1969 году, когда он стал лауреатом III премии 1-го Международного конкурса дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Западном Берлине. В 1970 г. он удостоен почетного звания "Заслуженный артист РСФСР", в 1973 - "Заслуженный деятель искусств РСФСР". Тогда же начинается его активная концертно-гастрольная деятельность в России и за рубежом. Выдающиеся артистические и организаторские качества Э. Серова проявились в создании и многолетнем руководстве российскими и европейскими оркестрами, с которыми он добивался больших творческих достижений. В 1968 г. он основал и до 1977 г. возглавлял симфонический оркестр Ульяновской филармонии, также поставив своеобразный "возрастной" рекорд и став одним из самых молодых главных дирижеров в Европе. В 1974 - 1985 гг. был главным дирижером Ленинградского камерного оркестра старинной и современный музыки, который под его руководством выдвинулся в число ведущих оркестров страны. С 1991 по 1996 гг. он главный дирижёр оркестра г. Оденсе (Дания). В 1995 - 2003 гг. руководил оркестром Саратовской филармонии. Согласие Эдуарда Серова в 1987 году создать и возглавить новый концертный коллектив Поволжья - Волгоградский симфонический оркестр - стало неоценимой удачей для всей музыкальной жизни и культуры Волгограда. Наш город, крупнейший центр Поволжья с богатейшим историческим прошлым и современной инфраструктурой европейского "миллионника", в течение долгих десятилетий испытывал настоящий "музыкальный голод". Почти до конца ХХ века здесь отсутствовала симфоническая культура, а стало быть, находились в состоянии глубокого застоя и все сопутствующие, смежные сферы профессионального музицирования. С момента образования оркестра начался отсчет нового этапа в культурной жизни города и области, открылись яркие перспективы и художественные горизонты. В лице Эдуарда Серова оркестр приобрел безупречного лидера - музыканта с высочайшим творческим авторитетом, международной известностью и огромным художественным потенциалом. И главное, руководителя, горячо заинтересованного в настоящем подъеме музыкальной жизни города. По инициативе и при участии Эдуарда Серова в Волгограде за последние 20 лет произошло много свершений. Организовано два музыкальных вуза - Государственный институт искусств и культуры и Муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова. Сам дирижёр преподавал в обоих вузах, сейчас является профессором кафедры инструментального исполнительства ВГИИКа. С 1988 г. под эгидой оркестра проводится конкурс молодых музыкантов Волгоградской области. В 1995 г. учрежден Международный конкурс юных музыкантов-исполнителей "Симфония", в настоящее время проведено 5 конкурсов, в которых Эдуард Серов является бессменным председателем Объединенного жюри. Также Э. Серов - один из основателей международного конкурса молодых пианистов им. П.А. Серебрякова и дирижер концертов лауреатов. При творческом содействии симфонического оркестра и лично Э. Серова в Волгограде в 1992 году была основана Волгоградская оперная антреприза - первый в истории города оперный театр (ныне - театра "Царицынская опера"). Здесь Серов выступил дирижёром-постановщиком спектакля "Евгений Онегин" (реж. О. Иванова, 1995). Э. Серов - организатор и художественный руководитель множества фестивалей классической музыки в Волгограде, среди них "Музыкальные вечера на Волге" (1997), "Скандинавская музыка" (2000), "Пушкинские оперы - концертные исполнения к 200-летию поэта" (1998-2000) "Презент-Стейнвей" (2002), "Tabula rasa" (2001, 2003, 2005), "Царицынский вокзал" (ежегодный с 2002, проведено 5 фестивалей) и др. Возглавляемый Э. Серовым оркестр стремительно преодолел этапы становления, накопления мастерства, выработки собственного творческого облика. Э. Серов выступал с оркестром в Дании, Швеции, Финляндии, Италии, Испании, Германии, Австрии, Словакии, Франции, Голландии, Бельгии, Швейцарии, США, причём во многих странах - неоднократно. Исполнительский репертуар Э. Серова уникален по широте и жанровому универсализму. Он включает более 1000 сочинений разных эпох, стилей, национальных школ и направлений. Превосходное чувство стиля позволяет ему одинаково убедительно трактовать как музыку старых мастеров (Бах и его современники), сочинения классиков (в его репертуаре все симфонии Бетховена, им неоднократно исполнен беспримерный по масштабам цикл из 41 симфонии Моцарта), так и музыку романтической эпохи (Чайковский, Рахманинов, Брамс, Малер), и творчество композиторов ХХ века. В России и во всём мире он известен также как один из лучших интерпретаторов скандинавской музыки - произведений Нильсена, Нёрхольма, Сибелиуса. В последнее время репертуарные предпочтения Серова лежат в области масштабных концептуальных творений, в том числе произведений для оркестра и хора. Более 60 произведений классиков и современных авторов записано дирижером на грампластинки на Всесоюзной фирме "Мелодия"; фирмами Olympia, Kontrapunkt, Unicorn - Kanchana, ES, Leningrad Masters, Stylin Art, Northern Flowers и др. издано около 50 его CD. Э. Серов - автор множества российских премьер сочинений западных композиторов, а также первый исполнитель 70 новых партитур отечественных и зарубежных мастеров (некоторые из них посвящены Серову). К числу бесспорных творческих достижений дирижёра относятся концертные циклы, исполненные им в Волгограде. Среди них: "Бетховен и Чайковский" (1988-1989), "Чайковский - к 150-летию со дня рождения", (1989 - 1990), "Великие имена" (1990 - 1991), "Музыкальная классика и современная музыка" (1992 - 1993), "Римский-Корсаков, его друзья, ученики и современники" (1993-1994), "От Моцарта до Мессиана - музыка трёх столетий" (с 1994 - три года слушания), "Музыкальные путешествия по странам мира", "Великий мастер П.И. Чайковский", "Пушкин и музыка" (1998 - 1999), "Музыкальное послание в XXI век" (1999 - 2000), "Все симфонии Моцарта и шедевры мировой классики" (с 2000, пять лет слушания), "Концерты главного дирижёра" (с сезона 2001-2002 - постоянный абонемент оркестра). Дирижёр Эдуард Серов удостоен титула "Человек года" в конкурсе "Провинциальная муза" (Волгоград, 1995). Неоднократно удостаивался почетных званий и наград множества зарубежных биографических институтов и обществ в Англии, США и других странах.
П.И.Чайковский. Симфония №6 "Патетическая"
Adagio - Allegro non troppo Allegro con grazia Allegro molto vivace Finale. Adagio lamentoso - Andante
Волгоградский Академический Симфонический Оркестр Дирижер - Эдуард Серов запись 1993 года, ЦКЗ, Волгоград.
Послушал вчера Башмета. Странное ощущение. Исполнение 3-4 частей удовлетворило на порядок больше первых двух. Ощущение, что торопились поскорее доиграть до 4-й части. Просто не успевал слушать музыку, находить в ней что-то новое. Поэтому в 1 части больше всего понравилась ПП. Исключение 3-я часть: лишний раз убедился, что ее быстрым темпом не испортишь. Ну и финал понравился больше всего, особенно эпизод между первым и вторым проведением ГП в репризе. Жаль, что записать мне не удалось, по техническим причинам. Одна надежда: может, кто записал и выложит?
Как-то раз Серов давал концерт в Ульяновске, играл в том числе эту симфонию. Играл гениально и без партитуры, а в самом конце было даже непонятно, когда закончилась музыка. Ближе к последним тактам он начал постепенно поднимать вверх обе руки и потом под стихающие на нет звуки очень медленно опускал в течение секунд 30. Музыки уже давно не было и после того, как его руки опустились, зал еще минуту приходил в себя, а потом начал потихоньку апплодировать. Такого впечатления от музыки в Ульяновске никогда не было, и, наверное, не будет...
А мне Башмет не понравился. на первую часть я опоздал, вторая часть, ну ходо-бедно нормально, в третьей неслись непонятно куда, струнные я вообще не понял, кларнет совсем забили...вобщем какая-то каша получилась, я представляю как у концертмейстера голова кругом шла а в финале я чуть не уснул. Вообще, на мой взгляд как-то надуманно все. И не искренне. Я был разочарован.
З,Ы, (0) "В 1868 году у Чайковского было неудачное увлечение итальянской певицей Дезире Арто. С 1976 года композитор завязывает переписку с Надеждой Филаретовной фон Мекк (Фроловской). " Это ... сильно. Понятно, что так в первоисточнике http://notline.narod.ru/chaikovskiy.htm , но всё-таки.
Больших текстов без опечаток не бывает. Трудно править на экране, вот и перескакивают буковки. В издательствах, подписывая материал в печать, ставят штамп: "ОШИБОК ИСКАЖАЮЩИХ СМЫСЛ НЕТ. - Алексей, спасибо за интересный во всех отношениях материал!
(10) Да, изменил своё мнение. В данном случае смысл не только не исказился, но и как бы подчеркнут: общение с курвой-дезирой отбило охоту на 100 лет. Исправлять не надо. Палыч, руку!
И всё-таки, про Серовскую версию кто-нибудь, что-нибудь. А то у нас тут полно монстровых исполнений, "закрывающих вопрос".
походу никто не скачал и не послушал, а только прочтиали очень не удачный текст. Чтож, простите, не посмотрел, когда выполнял операцию "копировать - вставить", поскольку очень торопился.
Вообще, я выкладывал для того, что бы поделиться редкой записью. А все только к тексту придираются. Чтож, удалю, так и быть.
Что касается меня, то эта запись одна из моих любимых.
Уважаемый Алексей, подскажите, а что такое с качеством записи? Первая часть - всего лишь 64 кбит в секунду (очень-очень жаль; мне понравилось исполнение), Третья и Четвёртая - 128, Вторая - какой-то переменный битрейт, судя по всему. Возникают вопросы о происхождении этой записи и нет ли нигде возможности взять лучший вариант? Есть в продаже диск с этой симфонией с Серовым и Волгоградским оркестром, но там указан не 1993, а 2003 год (впрочем, нельзя исключать, что это ошибка, потому как у этого производителя ошибок пруд пруди....)
(13) Этот диск http://www.bolero.ru/product-22322262.html?SID=56138421d15215316612b6fe4870d8df ? Исполнение хорошее поэтому мы должны найти и рипнуть получше.
(0)и (12). Алексей наша благодарность за отрытие! Весьма, весьма.
Послушал. Понравилось. Хорошо. Выше среднего. Первые 1-2 минуты были многообещающими. ГП начали с большим чувством. Потом мне показалось инструменты играли не вполне синхронно, но, может, и показалось. Хорошо ушел вниз кларнет-фагот в конце экспозиции: действительно 5 piano (или сколько их там?). Хорошо бабахнули начало разработки: я подпрыгнул (не во всех исполнениях здесь подпрыгиваю, так что это, в своем роде, тест). Люблю, когда удар происходит на долю секунды раньше, чем ждешь. Эпизод перед репризой ПП: у медных интонация, на мой взгляд, была слишком пафосна; струнные, как и в большинстве исполнений, немного провалились по громкости. Кстати, недостаточно яркое звучание струнных ощущалось на протяжении всего произведения (например, на кульминациях марша в 3-й части); это, наверно, - не к исполнителям и точно не к степени сжатия MP3, это - к звукооператору или к его аппаратуре. Признаюсь, 2-ю часть слушаю обычно очень бегло, с перемотками, или вообще не слушаю: не люблю ее слушать слишком часто. То же и в третьей части: пол-минуты от начала - и сразу мотаю на середину. В третьей части не очень люблю, когда перед кульминацией сбрасывают темп (исключение - записи середины прошлого века, Фричай например, где это сделано откровенно и умышленно, так что получается довольно "прикольно"). В данном исполнении волнообразные переклички между струнными и духовыми от этого эмоционально провисли. Больше всего во всей записи понравились первые пару минут финала своей непривычной для этого места манерой исполнения на струнных. Очень свежо! Это не то, к чему я привык здесь, хотя ни в коем случае не скажу, что мне так больше понравилось: слишком уж далеко уводит от моих представлений о содержании финала. Но в этом и прелесть: ведь я никогда раньше и представить себе не мог, что в финале 6-й можно услышать... шум моря! Последние такты финала - действительно умирание, причем от старости... Здорово. Еще раз спасибо за пополнение интерпретаций 6-й симфонии и впечатлений от нее.
Я же обычно слушаю либо целиком симфонию, либо, если нет времени или нужного на всё произведение настроя - только 1-ую часть. Здесь она, в целом, прелестна. Самое для меня приятное - это ощущение естественного музыкального движения (что у меня напрямую ассоциируется также с убедительностью и искренностью) и наслаждение красотой тембров (как жаль, что всего 64кбит!). И особенно бы хотел в этом плане отметить побочную партию (как в экспозиции, так и в репризе) и переходы к ней - почему-то у меня нередко возникает внутри некоторая... непонятость ("швы"?) или ощущение чего-то "не того", а у Серова - искренне, просто и красиво Необычна фразировка "Со святыми упокой" - и, опять же, естественный после неё переход и убедительный дальнейший подход к кульминации. Пожалуй, могу согласиться про кульминацию - тромбоны тоже показались затянуты немного излишне, ощущение некоторый несбалансированности, из-за чего по-другому расставляются смысловые акценты. ПП в репризе (как я уже писал) и Кода - очень понравились.
Уже из-за одной 1-ой части эта запись является очень достойной. Остальное послушал только совсем мельком - потому что хочу найти несжатый вариант и послушать в нём с полным погружением всё целиком.
Юра всё-таки нашёл тот CD и выложил в APE ! http://www.intoclassics.net/news/2009-11-02-10471 Есть нюансы (см. там)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".