Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Ваксман - Фантазия на темы из оперы Бизе - Кармен - Леонид Коган [видео]
Эдвард Григ, Концерт для фортепиано с оркестром соч. 16. Артур Рубинштейн (APE) [аудио]
Артур Рубинштейн в Будапеште: 2-й фортепианный концерт Брамса [аудио]
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Вторник, 21 Ноябрь 17, 17:05
Главная страница » 2009 » Июнь » 11 » "ИСПАНСКИЕ ФОЛИИ", или САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ МЕЛОДИЯ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ
"ИСПАНСКИЕ ФОЛИИ", или САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ МЕЛОДИЯ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ

Теги: Вивальди, Джеминиани, Сальери, Люлли, Куперен, Рахманинов, лист, Бах, фолия, Бетховен



Фолия - один из удивительнейших феноменов в истории музыки. Эта простая мелодия обладает поистине колдовской притягательностью. Недаром "фолия" буквально переводится на русский как "безумие, сумасшествие". Эта мелодия возникла в конце 15 века в Португалии и вот уже полтысячелетия сводит с ума и композиторов, и музыкантов, и простых слушателей. Изначально фолия была карнавальным "потешным" танцем. Пляшущие этот танец вели себя столь дико и шумно, что казались лишенными рассудка - откуда, судя по всему, и взялось название. К середине 17 века фолия обрела свою классическую форму, перешагнула границы Иберийского полуострова и начала своё триумфальное шествие по всей Европе. За последующие три с половиной века к этой мелодии обратилось свыше 150 (!) композиторов, в числе которых Люлли и д'Англебер, Марен Маре и Скарлатти, Корелли и Вивальди, Иоганн Себастьян Бах и его сын Карл Филипп Эмануэль Бах, Джеминиани и Сальери, Бетховен и Керубини, Фернандо Сор и Мануэль Понсе, Адан и Григ, Лист и Рахманинов... вплоть до современных композиторов, таких как Вангелис и Майкл Найман.

Предлагаю вашему вниманию сделанную мной подборку из 45 композиций на тему фолии. Самое раннее из этих сочинений было написано в 1490 г., а самое позднее возникло уже в 21-м веке.

Треклист:
1. (Guitar) Arcangelo Corelli (1700) - Folias (6:42)
2. Alessandro Piccinini (1623) - Partite sopra La folia aria Romanesca (4:19)
3. Alessandro Scarlatti (1723) Variazioni su La Follia (11:13)
4. Andrea Falconiero (1650) - Folias (A 3) Echa Para Mi Senora (4:29)
5. Anonimo (CMP 121) (c.1500) - Folias Antiguas (3:58)
6. Anonyme (1490) - Folia Rodrigo Martinez (5:34)
7. Antonio de Cabezon (1557) - Folias (Pavana con su Glosa) (2:08)
8. Antonio de Cabezon (1557) - Para quien crie cabellos (folia) (3:11)
9. Antonio Martin y Coll (1709) - Diferencias Sobre Las Folias (6:46)
10. Bernardo Pasquini (c.1697) Organ - Partite diversi di follia (7:21)
11. Bernardo Storace (1664) - Partite Sopra la Folia (4:22)
12. Cherubini (1813) - Gli Abencerragi - Ballet (8:50)
13. Corelli-Veracini (c.1729) - Sonata No. 12 'Folia' in G minor (0:40)
14. CPE Bach (1778) - 12 variations H263 (10:12)
15. d'Anglebert (1689) Suite No. 3 In D Minor- Variations Sur Les Folies d'Espagne (11:52)
16. Diego Ortiz - Recercada Ottava sobre la Folia (1553) (1:43)
17. Diego Ortiz - Recercada Quarta sobre la Folia (1553) (1:30)
18. Fernando Sor (c.1815) - Folies d'Espagne et un menuet, Op. 15a (5:58)
19. Foscarini (1640) - baletto detto l'imperiale (0:37)
20. Francesco Corbetta (1615-1681); Gaspar Sanz - Folias (3:14)
21. Gaspar Sanz (1674) Suite Espanola Folias (2:31)
22. Geminiani (1726) Concerto XII in d moll 'Follia' - Theme + Variations 1-8 (3:12)
23. Geminiani (1726) Concerto XII in d moll 'Follia' - Variations 09-14 (2:39)
24. Geminiani (1726) Concerto XII in d moll 'Follia' - Variations 15-25 (5:27)
25. Giovanni Paolo Foscarini (1640) - Folias per la X (4:20)
26. Giovanni Reali (1709) - Folia (7:47)
27. Girolamo Frescobaldi (1615) Partite 6 sopra l'Aria di Follia (5:55)
28. Girolamo Frescobaldi (1630) Se l'aura spira (Folia) Arie musicali Bk.1 No.15 (3:26)
29. Henrico Albicastro (1704) - Sonata 'La Follia' (11:48)
30. J.B.Lully-A.Philidor (1672) - Les Folies d'Espagne (3:20)
31. J.S.Bach (1742) Cantata BWV 212 №8 Aria Soprano Unser trefflicher lieber Kammerherr (1:32)
32. Joan Cabanilles (1694) - Diferencias De Folias (5:55)
33. Kapsberger (1694) - Gagliarda 12 (2:00)
34. Liszt (1867) - Spanish Rhapsody (12:56)
35. Lully (1672) - Les Folies D' Espagne (2:53)
36. MacGibbon (1740) - La folia (2:29)
37. Marais (1701) Folies d'Espagne (5:12)
38. Marais (1701) LES FOLIES D'ESPAGNE - 32 Variations (18:14)
39. Marc Roger Normand Couperin (c.1695) - Folies D'Espagnes (12:00)
40. Mattheson (1720) Der brauchbare Virtuose, Sonata XII - Sarabande (2:03)
41. Michael Nyman (1994) - A La Folie (Six Days Six Nights) (5:48)
42. Paganini (c.1815) Violin Concerto 6 'Grand Concerto' - III. Rondo (12:01)
43. Rachmaninov (1932) - Variations on a theme by Corelli in D minor Op 42 (17:33)
44. Salieri (1815) - Twenty Six Variations On La Folia De Spagna (17:55)
45. Santiago de Murcia (1732) - Folias Ytalianas (7:33)
46. Vivaldi (1705) Trio Sonata in D Minor RV63 Variations on La Folia (9:36)
47. Zimmermann and Mattes (2002) - Follias (5:29)

Общая длительность: 4 hours 56 minutes 13 seconds.

Исполнители указаны в тэгах файлов.


MP3 (474 Mb):


И в заключение - три совета.

Совет первый. Не слушайте всю подборку за один раз, не сходите с ума :) Помните про название мелодии :) Лучше слушать кусочками, понемножку, растянув это мероприятие на несколько дней.
Совет второй. Когда дослушаете всё до конца, не поленитесь - найдите Пятую симфонию Бетховена и поставьте вторую часть ;)
Совет третий. Если всё-таки сойдёте с ума, и фолия затянет вас без остатка - вам сюда: http://www.folias.nl :)

 
Категория: аудио | Просмотров: 20938 | Добавил(а): denis_kutalyov
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 35
1. Дядюшка (китай)   (11 Июнь 09 00:55)
Спасибо, интересненько :)

2. Антон (Anton)   (11 Июнь 09 01:17)
Действительно, в чем ее загадка..?

3. Виталий Кассис (Cassis)   (11 Июнь 09 01:22)
Шикарно(!!!!!!!!!!!), ИМХО, что из всего списка, Сальери замечательно выделяется, но лучше этого воспроизведения на тему фолии я никогда не слышал, запись не очень, но играют фантастически!
http://www.youtube.com/watch?v=0lvRCU00erQ&feature=related
(кто не согласен- пишите ЛС, будем разбираться! laugh >( )
Спасибо, буду слушать ещё раз!!! appl appl appl

4. Денис (denis_kutalyov)   (11 Июнь 09 01:26)
Да, Вариации Сальери - это нечто. Кстати, чуть ли не самое последнее оркестровое сочинение мастера.

P.S. А ссылка на Ютьюб ведёт на Джеминиани, не на Сальери :)


5. Виталий Кассис (Cassis)   (11 Июнь 09 01:35)
Так я и не утверждал, что Сальери лучше всего раскрыл душу мелодии, имхо, это исполнение Джеминиани на ютубе- самое то. :)

6. Денис (denis_kutalyov)   (11 Июнь 09 01:37)
Это вы ещё К.Ф.Э.Баха на тангентфлюгеле не слышали ;))

9. Виталий Кассис (Cassis)   (11 Июнь 09 01:42)
Тангенфлюгель это конечно замечательно, но всй палитры звуков барочного оркестра он всё-таки передать не в состоянии, а у Джеминиани музыка прямо искрится, горит, именно эту запись почитаю за эталон, остальное как-то не очень впечатляет, а там океан эмоций! :)

7. Татьяна (татьяна)   (11 Июнь 09 01:38)
Спасибо! Попробуем это коллективное сумасшествие! %)

8. qwer per (Owen)   (11 Июнь 09 01:38)
Красивая гитарная музыка.... не более

10. Денис (denis_kutalyov)   (11 Июнь 09 01:44)
Это Вы о сонате Верачини, об арии Баха или о фортепианной музыке Листа и Рахманинова?.. ;) Или о балете Керубини? Или о скрипичном концерте Паганини?..

11. Сныт (Alexei)   (11 Июнь 09 07:11)
Все-таки это, может быть, самая популярная мелодия среди композиторов, потому что это далеко не самая яркая тема, которая будет вертется у всех в голове.

13. Денис (denis_kutalyov)   (11 Июнь 09 11:33)
А кто говорил о яркости?

12. Lanchonok (Lanchonok)   (11 Июнь 09 11:19)
Спасибо! Ах, как меня занимал этот вопрос о фолиях три года назад, когда еще только училась пользоваться интернетом.... Но, как говорится, лучше поздно. Качаю, предвкушаю...

14. Земля (Земля)   (11 Июнь 09 12:36)
А разве "Фолия" - это мелодия? Разве это - не гармоническо-ритмическая последовательность? Ведь мелодию можно на эту последовательность варьировать (не так ли?). И, конечно же, это - не "самая популярная мелодия в истории" среди людей и слушателей. Это, скорее, "самая популярная по использованию тема среди композиторов последних от позднего Возрождения времён европейской части суши Земли". Или не так?
Но как бы то ни было - всё равно спасибо за интригующий опрос и замечательную подборку выразительнейшей музыки! appl

15. владимир (vladimir2008riv)   (11 Июнь 09 13:28)
Это мелодия,Юлия,-я впервые слышу этот термин и поэтому залез в муз.энц.словарь. Там фолия датируется даже не концом 15,а 14 веком.И трактуется как испано-португальская танцевальная песня (от португ. folia-бесшабашное веселье).Что-то вроде средневекового рок-н-рола. В общем "Осторожно,овеяно веками" :D ! Большое спасибо за интересный пост! appl appl appl

16. Земля (Земля)   (11 Июнь 09 14:48)
Из музыкального энциклопедического словаря (http://www.music-dic.ru/html-music-keld/f/6976.html):

"ФОЛИЯ (португ. folia, букв. - шумное веселье) - народный танец и танцевальная песня португальского происхождения. Впервые упоминается в 15 в., была карнавальным танцем, подобным мореске. Исполнялась мужчинами в жен. костюмах; сопровождалась погремушками, кастаньетами и др. инстр., производящими шум. Музыка ранних Ф. быстрая и темпераментная, с преобладанием мажора. Позднее по своему строю Ф. приблизилась к сарабанде, мажор сменился минором, темп замедлился. В кон. 16 - нач. 17 вв. популярна не только в Португалии, Испании, но и в др. странах Зап. Европы как танец любовного содержания, сопровождавшийся игрой на гитаре. Муз. размер 3/4. Стала излюбленной темой для инстр. вариаций (использовалась и обрабатывалась Дж. Б. Перголеэи, А. Вивальди, Ж. Б. Люлли, И. С. Бахом, Ф. Листом, С. В. Рахманиновым и др.).
Ward L., The folia, в кн.: Internationale Gesellschaft fur Musikwissenschafl. 5. KongreB 1952, KongreВbericht, Amst., 1953."

Из Большой советсткой энциклопедии (http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00084/63000.htm):

"ФОЛИЯ(португ. folia), старинный португало-испанский танец, близкий к чаконе, сарабанде. Известен с 14 в. Музыкальный размер 3/4. Первая запись мелодии Ф. принадлежит Ф. Салинасу ("Семь книг о музыке", 1577). Мелодия Ф. послужила темой многих инструментальных произведений (для клавесина, гитары, скрипки и др.), написанных в виртуозном стиле. Её классическую обработку дал А. Корелли. В этом виде мелодия Ф. была использована Ф. Листом – "Испанская рапсодия" для фортепиано, С. В. Рахманиновым – "Вариации на тему Корелли" для фортепиано Л. Керубини ввёл Ф. в оперу "Португальская гостиница", А. А. Алябьев – в балет "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты"."

Но, например, из этой вот обработки Фолии (в частности) - http://video.mail.ru/mail/bajb_ve/Thebestofclassicalguitar/126.html - видно, что это - гармоническо-ритмическая последовательность, а так называемая "мелодия" - это то, что само просится на ум и в руки при игре такой вот гармонической последовательности (наипростейший вариант обыгрывания гармоний, так сказать). Мне вот так вот кажется. Может быть, когда-то изначально это и была мелодия, но потом она нашла себе наивыразительнейшую гармонизацию, и эта гармонизация и стала после этого главной, самодавлеющей. Именно поэтому все так и падки на вариации на эту "тему" - по сути "тему гармоническую", а не мелодическую. Варьируют первым делом именно мелодию, оставляя за остов гармонию с ритмом или даже линию басов этой гармонии. Мне так кажется.


17. Денис (denis_kutalyov)   (11 Июнь 09 23:17)
Скорее наоборот :) Вначале это был танец и карнавальная песня - и мелодия могла быть разной. Сохранились РАЗНЫЕ фолии, написанные ренессансными композиторами (порой одному автору принадлежат несколько разных фолий). Но потом - в 17 веке - победила одна мелодия - в своём "образцовом" виде представленная у Люлли (есть в подборке). И именно на эту мелодию (обычно называемую "Испанские фолии") написано множество вариаций последующими поколениями композиторов. Хотя фолии с другими мелодиями тоже встречаются - к примеру, у Фукса и Зеленки в оркестровых сочинениях есть части, озаглавленные "фолия". И у Ф.Куперена есть пьеса "Французские фолии". Это всё фолии, но не те, которым посвящена выкладка :)

18. сё дрэгон (sirdragon)   (11 Июнь 09 23:34)
мням-мням, хрум-хрум,
большое спасибо

19. Игорь (andreevpiter)   (11 Июнь 09 23:47)
Спасибо за интересную выкладку!!

20. Иванович (ТимГен)   (06 Июль 09 03:11)
Давайте договоримся, что каждая музыкальная пьеса имеет свое музыкальное пространство (МП). Это тема пьесы. Это мелодия, когда она есть. Это форма произведения во всех ее проявлениях: оркестровка, метр, темп, ... Но самое главное, музыка должна иметь что-то вроде божественного откровения, она должна западать в душу слушателя.
Настоящим музыкальным произведением истинного композитора является произведение с новым МП. Совокупность МП разных произведений данного композитора составляет его МП. Когда мы, слушая незнакомую музыку можем угадать, кто ее создатель, это значит, что мы бывали в МП этого композитора. Народная музыка каждого народа имеет свое МП. Каждый слушатель музыки имеет своё принимающее МП.
Когда МП композитора, исполнителя и слушателя пересекаются, между ними возможен прямой контакт, приводящий к созданию МП этого контакта. Иногда такой контакт дает сильный эффект.
Когда я впервые услышал в хорошей записи 40 симфонию Моцарта, я пришел в какое-то помрачение. Я приставал ко всем знакомым и спрашивал, слышали ли они Симфонию, начинал превозносить ее красоту, вызывая недоумение - "Ну, конечно, слышал, ну и что, мало ли хорошей музыки". Но я еще долго сходил с ума.
"Франческа Даримини" - для меня одна из любимейших вещей Чайковского. Это очень сильное МП. Прислушайтесь к "Рассказу Франчески". Это трогает до слез. Думаю, что когда-то и наша любимая А.Н.Пахмутова тоже заблудилась в этом кусочке ада. Так появилась знаменитая "Нежность".
Но всё сказанное - это только преамбула. Теперь давайте о "Фолиях".
Где-то в XV или даже в XIV веке некий гениальный музыкант создал это МП. Это приходится допустить, потому что это случилось.
Но откуда все эти десятки (или сотни?) вариаций, фантазий и т.п.? Ясно, что мелодия не так уж интересна, чтобы стольким композиторам всех времен и народов захотелось отметиться в ее МП. Напрашивается такая версия.
Мелодия была: достаточно красива, чтобы нравиться многим в старые времена; достаточно проста для запоминания и освоения для исполнения; легко трансфоримируема для танца, пения, марша и т.п.
Тепеь остается вспомнить, что эти два века характерны массовыми переселениями народов Европы. Русско-татарские завоевания с образованием обширной империи, освобождение Руси от татарского ига, разгром Византии с образованием опаснейшей османской империи и её завоеваниями в Европе, "открытие" Америки, эпидемия чумы и т.д. и т.п. Огромные массы людей проходили тысячи километров в поисках земли для проживания.
Хорошая универсальная и простая мелодия очень даже полезна в таких странствованиях. По пути люди контактировали с местным населением, и те перенимали мелодию, осваивали ее. Песня приживалась и, таким образом, распространилась по всей Европе. Через века музыканты собирали фольклор (или еще каким-нибудь способом изучали местную музыку) и обнаружили одно и то же МП (с модификациями) в разных местах. Они создали различные его обработки. Позднее Фолии были замечены уже как профессиональные музыкальные произведения. Возник свой интерес, свое МП фолий, и композиторы обратились к нему со своими обработками. Мы получили то, что мы имеем.
В принципе, не трудно отыскать примеры других музыкальных "эпидемий". Важно заметить, что такие эпидемии всегда связаны с историческими моментами, когда большие массы людей перемещаются и перемешиваются. Например, войны, революции, природные катаклизмы и т.п. Появляется потребность в хорошей песне. А уж хороший музыкант всегда найдется, он и сочинит нужную музыку. Вспомним "Марсельезу", "Интернационал", "Вставай, страна огромная!" Относительно "Катюши" можно было бы высказать интересные соображения по взаимодействию русской и еврейской культуры на территории России после революции 1917г. Но я и так слишком размахнулся, прошу меня извинить.
Огромное спасибо за интереснейшую выкладку.

21. Александр (mav0312)   (15 Апрель 10 11:32)
Спасибо !

22. (FANART)   (08 Май 10 20:15)
Спасибо Денис! violin piano bravo bravo bravo

23. Алексей Медведев (Taleyran)   (08 Май 10 20:37)
Спасибо!
Вариации Сальери на эту тему обожаю appl

24. Иван Иваныч (Чакона)   (21 Июнь 10 05:09)
Кстати, по-моему, тема фолии использована также Альбинони во 2-й части 6-й соль минорной сонаты ор.2.

Почему тема так популярна?
Моя ИМХО-шная версия: помимо того, что она действительно довольно проста, привязчива, легко адаптируется к самым разным жанрам... Это же какая-то выраженная музыке формула абсолютного оптимизма! Практически идеальный вариант для озвучивания финала любой драмы...


25. Иван Иваныч (Чакона)   (21 Июнь 10 05:11)
P.S. Разумеется, хеппи-эндного финала... ;)

26. Никитас Кожемякис (Largamente)   (03 Октябрь 10 03:17)
Автору поста respect
Очень нравятся Вариации на фолию Франческо Тампони в исполнении Аккардо из фильма "Страдивари" (Variazioni sulla follia di Spagna (1983) by Franco Tamponi):
http://www.youtube.com/watch?v=L8KJKNM02ik
Жаль, нигде не могу найти целиком, хотя саундтрек издавался.

27. mifadoljfadolj qwerty (eszaq)   (07 Апрель 11 02:25)
Спасибо!

28. (nixelle)   (26 Июнь 14 00:29)
Благодарю appl appl appl

29. alex sidmak (sidmak)   (26 Июнь 14 10:14)
Фол и я

Мысль моя на грани фола:
Вот где отдых от футбола!!! :D

СПАСИБО!

30. Денис (denis_kutalyov)   (26 Июнь 14 14:51)
Хочешь фолию? Окей.
Но потом все на хоккей! :D

31. Сергей Федорович (sergfv)   (26 Июль 16 13:35)
Спасибо!

32. Денис (denis_kutalyov)   (01 Сентябрь 16 02:38)
Михаил Глинка. "Что красотка молодая...". Романс на стихи Дельвига. Прошу всех любопытствующих ознакомиться )))

33. alex sidmak (sidmak)   (01 Сентябрь 16 05:33)
А ссылка где? Кто исполняет?
Куда знакомиться бежать?
А то я скоро, как тот дядя,
себя заставлю уважать! :D

34. josif spartak (josif)   (01 Сентябрь 16 11:36)
Музыка Корелли, слова Дельвига :D

35. Денис (denis_kutalyov)   (01 Сентябрь 16 23:22)
А ещё у Римского-Корсакова есть вариации для гобоя с оикестром. Типа на мелодию Глинки :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.