Это произведение одно из немногих, которое по силе музыкального воздействия захватывает слушателя целиком. Даже сам композитор признавался, что все, что он насочинял до "Кармины", можно вычеркнуть из его музыкального наследия.
О нападках. Некоторое время назад я был очень заинтригован, приобретя диск с другим сочинением Орфа, "Триумф Афродиты", из серии Elite Classics. В буклете анонимный автор пишет буквально следующее: "Относительный успех Орфа обусловлен в первую очередь тем, что он, при своем незначительном композиторском таланте, вольно или невольно потакал вкусу не самой интеллигентной части публики обращением к примитивным эмоциям и "примитивным формам музыкального поведения" - так сказано в одной уважаемой зарубежной энциклопедии. Нельзя отрицать, что Орф тем самым занял определенное место в истории современной музыки... Он - характерный пример одного из тупиков, в которые классическую музыку нельзя заводить. Для большинства слушателей, исключая больших оригиналов, знакомство с произведениями Орфа принесет, надеемся, пользу уже тем, что поможет отличать действительные ценности от ложных, навязанных чужим авторитетом и запоздалой, как всегда у нас, модой". Вот так, ни больше, ни меньше. Из контекста статьи ясно, что речь идет не только о конкретном произведении "Триумф Афродиты", но о всем творчестве немецкого композитора. Вот вам и "нападки". Я не специалист в области музыковедения и не могу выступать здесь судьей. Но процитированная выше фраза ввела меня в недоумение.
Просто приговор. Да уж, попадётся такое на глаза-жить не захочется. Думаю, это несправедливо по отношению к нему. Тут немало поспособствовала и "разгильдяйско-студенческая" тематика "Кармины бураны".
Читал, что запись Айхорна можно рассматривать практически как свидетельство авторской воли, поскольку он - ученик Орфа - записывая целый цикл орфовских сочинений, получал как одобрение, так и прямые указания от автора. А то, что процитировал Максим, можно понять. В эстетике 20-30-ых годов вообще был соблазн отказа от высокой культуры старой Европы, десублимации, так сказать. Время-то было переломное. Эта кантата, кстати, ведь была популярна в нацистской Германии. Вот что пишут по этому поводу: "Завистники, которых у Орфа было, да и остается немало, в один голос утверждают: музыка Орфа носит прикладной характер, представляя собой в лучшем случае стилизацию, в худшем - сознательно сконструированное сочинение в духе "наивного" искусства, будящего в европейце архетипы бессознательного путем воздействия примитивной магии ритма, подобно тому, как это происходит в ряде форм джаза - и одновременно с тем чередования ультрадоступных образов. Словом, дьявольский "рецепт", искушающий доверчивого слушателя - отсюда, следовали подчас и обвинения Орфа во мнимом "пособничестве" варварской, неоязыческой эстетике Третьего рейха" Так что, аргументация ясна. Другое дело, соглашаться или нет
Ну, в пособничестве нацистам кого только не обвиняли, и заслуженно, и не очень. Караян, Фуртвенглер... Возможно, среди "завистников" есть и просто снобы, которые на дух не приемлют музыкальные произведения, которые рассчитаны на восприятие широкого спектра слушателей, он искушенных знатоков, до едва разбирающихся в музыке. Нет слов, что музыкальный язык "Кармина Бурана" доходчив и для его освоения не требуется работа слушателя, как например, для восприятия сочинений Пендерецкого. А достоинство это или недостаток - вопрос открытый. Лично мне "Кармина Бурана" нравится.
Орф - замечательный психолог, великий "программист сознания". Его музыка - множество гениальных находок в области инструментовки, драматургии, основанной на длительных ритмических остинато, соединения музыки, текста и сценического действия, вызывающих чувство сгущения рядом мистического, трансцендентного. Кто помнит саундтрек к сериалу "Мастер и Маргарита", легко найдет там много заимствований из Орфа. Это относится также и к версии Юрия Кары. В общем, сочинители церковных месс могут отдыхать. Замечательная музыка, спасибо! P.S. Лучше слушать кантату с текстом на руках. Если кто пожелает - могу выложить текст на латыни с русским переводом. Все действо становится понятнее и сильнее.
Н-дя, видео не для детей :). Не толерантно, знаете ли: черти скочут с ангелами в обнимку Ссылочки нету - есть диск, надо рипать, а енто дело хлопотное. Но чего для хороших людей не сделаешь...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".