|
Ваш Шостакович
| |
legoru | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 02:23 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Сознавая известную двойственность Шостаковича, обусловленную политическим, общественным и культурным контекстом и современные реалии, создаю эту тему
Ваш Шостакович - какой он? У каждого - свой?
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Furtwangler | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 07:38 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
| Quote (legoru) Шостакович - какой он? У каждого - свой? »
Лучше всех о Шостаковиче как человеке сказал Зощенко:
"Вам казалось, что он - "хрупкий, ломкий, уходящий в себя, бесконечно непосредственный и чистый ребёнок". Это так. Но, если бы было только так, то огромного искусства (как у него) не получилось бы. Он именно то, что Вы говорите, плюс к тому - жёсткий, едкий, чрезвычайно умный, пожалуй, сильный, деспотичный и не совсем добрый (хотя от ума добрый). Вот в таком сочетании надо его увидеть. И тогда в какой-то мере можно понять его искусство" (Зощенко - Шагинян. 50 писем Шостаковича).
По-моему очень точно. Даже когда я не знал этих слов,Шостакович мне всегда представлялся именно таким. Парадоксальный и гениальный. А если о музыке,то - бесконечно уважаемый и по-настоящему любимый. На поверхности нередко простой и даже банальный,но тем кому получается пробраться сквозь эту поверхностную плёнку открывается бесконечная глубина. Политика из музыки Шостаковича уйдёт,уже сейчас можно сказать что ушла. Молодое поколение зачастую вообще не имеет понятия о многих перипетиях его жизни и том, в каких условиях сочинялись те или иные произведения. Останется музыка и уверен,что она будет жить столько, сколько будет существовать человечество.
Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
|
|
| |
igor120765 | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 09:30 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 349
Статус: Offline
| В 2006 был на конференции в Мариинке,посвященной 100летию... Уважаемые и прекрасные люди - Слонимский,Сокуров итд,всё время говорили о музыке Шостаковича в контексте его времени,о том,что он был летописцем эпохи В перерыве подошел к Слонимскому. я. Знаете,я уверен,что главное в Дмитрии Дмитриевиче - красота и совершенство музыки.Потрясающая красота,упоительная...От Бога он. Вы,молодой человек,ничего не понимаете.Шостакович - это великий публицист!Он помогал нам остаться живыми! я. Согласен,но красота - несравненно важнее Не знаю ни одного композитора,кроме Моцарта,который писал бы столь красивую,упоительно красивую музыку,от которой вся душа входит резонанс.. Знаю лишь одно произведение,которое может сравниться по совершенству с его 15 симфонией - 23 фп концерт Амадеуса Шостакович = это красота и совершенство,настоящее классическое искусство,он навсегда Публицистика - да,уже ушла.Спасибо Константину за прекрасно изложенные мои мысли.
|
|
| |
деспот | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 10:33 | Сообщение # 4 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| По-моему, в этом слове "Публицистика" колоссальное неуважение , отсутствие со-чувствия к миллионам человеческих существ, которые пытались выжить тогда. Неужели же вам, как минимум, не жаль их всех? Ведь это ваши бабушки и деды, отцы и матери! Они ценой бесконечных усилий, которые вам и не снились, сделали возможным ваше существование. Хотя бы поклонитесь их мучениям. Для меня музыка Шостаковича - лишь одна из иллюстраций. Ведь нам всем было сказано: суббота для человек, а не человек для субботы!
|
|
| |
Furtwangler | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 10:50 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
| Quote (деспот) в этом слове "Публицистика" колоссальное неуважение »
Пожурите за это Слонимского,это его словечко. По-моему,самое примитивное это видеть в музыке Шостаковича лишь публицистику. Это тоже самое,что видеть в музыке Вагнера лишь антисемитизм,в Чайковском голубизну,в Моцарте легковесность,в Бахе христианский аскетизм итд итп. Эти ярлыки оскорбительны сами по себе. Конечно, музыка Шостаковича до некоторой степени больше чем музыка. Как он сам, якобы, говорил,что все медленные части его симфоний начиная с Пятой посвящены невинно убиенным. Но даже и в этих инструментальных реквиемах заложено гораздо больше, чем оплакивание жертв сталинского режима.
Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
|
|
| |
консерватор | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 11:47 | Сообщение # 6 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 269
Статус: Offline
| Странная музыка у Шостаковича. В ней нет красоты, но она заставляет человека сопережевать. Никогда не гнался за музыкальными эффектами, но его музыка ошеломляет. Музыка рождалась при совершенно звериной атмосферой, но при внутренней свободе. Как-то Шостакович сказал, что он бы хотел умереть при музыке Малера "Песнь о земле". ПРи этом сам себе сочинил реквием: соната для альта и фортепиано за месяц до смерти. Добавлено (21 Февраль 12, 11:47) --------------------------------------------- Я бесконечно люблю его 4-ю симфонию. И 5-ю, и 6-ю, 7,8,10. Бабий яр, т.е. 13 симфонию всегда предпочитаю слушать от начала до конца. 15 симфония - самая необычная, почти шаманская. Когда слушаю, приходит на ум волхвование. Форт. трио неотразимо. Форт. концерты обалденны. Что еще, вспомнил то, что хорошо знаю.
|
|
| |
деспот | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 12:57 | Сообщение # 7 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| Увы мне - "...оплакивание жертв сталинского режима..."! Люди убивают людей. Глумятся над себе подобными, и это доставляет удовольствие. По-моему, своей музыкой Шостакович пытается донести до нас собственное восприятие сущности человеческой, и высот её и глубин. В очередной раз обратить наше внимание на то, что все мы и палачи и жертвы. Я пытался обратить Ваше внимание на отсутствие со-чувствия, хотя было уже сказано: "нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать". И кто же тут жертва?
|
|
| |
Furtwangler | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 15:55 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
|
Люди убивают людей со времён как они вообще появились. В мире ничего не меняется. Шостакович здесь не при чём. Кто сейчас вспоминает,что Колизей это арена для гладиаторских боёв? Для всех это произведение античной архитектуры,а не место глумления людей над людьми.
Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
|
|
| |
деспот | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 18:24 | Сообщение # 9 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| Что Вы говорите? Не может быть... . Не верю!
Сообщение отредактировал деспот - Вторник, 21 Февраля 12, 18:26 |
|
| |
Stravigor | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 19:35 | Сообщение # 10 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Полностью солидарен с Константином. Quote (Furtwangler) Политика из музыки Шостаковича уйдёт,уже сейчас можно сказать что ушла. Останется музыка и уверен,что она будет жить столько, сколько будет существовать человечество. » И ещё: Шостакович - истинно русский художник, жизненная (не политическая, а нравственная) позиция для него так же важна, как и творческая. Недаром он любил повторять пушкинское: "Гений и злодейство - две вещи несовместные". В этом отношении Шостакович - удивительно гармоничная личность.Добавлено (21 Февраль 12, 19:35) --------------------------------------------- Часто говорят - у Шостаковича трагизм, мрак. А ведь ещё Аристотель писал о трагедии, которая очищает и дарит эстетическое наслаждение. Когда доходишь до финала 8-й, 13-й, 15-й симфоний в голове только одно слово остаётся: "очищение".
|
|
| |
консерватор | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 22:13 | Сообщение # 11 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 269
Статус: Offline
| Для меня каждая нота в партитуре Шостаковича многое значит. И, кстати, автор темы обозначил, что вы думаете о музыке Шостаковича лично. А вы приводите чьи-то слова. Своих мнений не хватает?
|
|
| |
ru222 | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 22:38 | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
| Для меня музыка ДДШ это до сих пор не до конца разгаданное послание нам всем. И тем, кто жил в его время и тем, кто живёт сегодня, и тем, кто ещё не родился. Что я имею ввиду? Обилие цитат из музыки других авторов, из собственный музыки, а также квазицитат, которые должны помочь нам понять посыл автора. Этих цитат очень много, а найдена, и разгадана только их часть. До сих пор не существует ни одной серьёзной музыковедческой работы, где бы было поставлено целью пооотгадывать все загадки, заданные нам ДДШ хотя в его симфоническом, или хотя бы в квартетном жанре. О работе, которая бы анализировало всё творчество ДДШ с этой точки зрения я и мечтать не смею. Говоря (музыкальным) языком Эзопа Дмитрий Дмитриевич расчитывал на определенный уровень подготовки своих слушателей. Как настоящих, так и будущих. К огромному сожалению этот уровень сегодня в целом не настолько высок, чтобы понять подсказки автора. Но было сказано "Товарищ, верь!" Вот я и верю и буду терпеливо ждать. Одно дело читать " Имя розы" как хорошо написанный занятный детектив, а совсем другое , если читатель владеет всем культурным пластом европейского средневековья. Одно дело получать от вина процент алкоголя, а другое- букет и неподражаемость. "Мой" Шостакович ждёт , когда его ПОЙМУТ.
P.S. Чтобы не быть голословным: тут вспоминали "Альтовую сонату". А всем ли известно, что в этой сонате ДДШ цитирует 14 из своих 15 симфоний!? Причём по порядку!! Думаю, что это известно даже не всем альтистам, игравшим это сочинение.
|
|
| |
консерватор | Дата: Вторник, 21 Февраля 12, 22:52 | Сообщение # 13 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 269
Статус: Offline
| Совершенно согласен по-поводу альтовой сонаты. Вторая часть сонаты почти целиком построена на основе музыки из незавершенной оперы " Игроки" по Гоголю. Здесь же появляется тема прелюдии из юношеской Сюиты для двух фортепиано. Этой автоцитатой открывается и третья часть Сонаты. В третьей части проходит начальная тема первой части 14-й симфонии Шостаковича. В конце первой части звучит тема финала Трио Уствольской. Там есть и фрагмент из сонаты для скрипки и форт. Бетховена оп.47. Ну, вообщем, пока все. Добавлено (21 Февраль 12, 22:52) --------------------------------------------- Да, чуть не забыл! И лунная соната тоже!
|
|
| |
Furtwangler | Дата: Среда, 22 Февраля 12, 05:42 | Сообщение # 14 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
| Quote (ru222) А всем ли известно, что в этой сонате ДДШ цитирует 14 из своих 15 симфоний!? »
Вам нужно срочно подать заявку в нобелевский комитет.
Quote (консерватор) Да, чуть не забыл! И лунная соната тоже! »
И Вам тоже.
Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
|
|
| |
консерватор | Дата: Среда, 22 Февраля 12, 09:46 | Сообщение # 15 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 269
Статус: Offline
| А заявку на премию вы будете принимать лично?
|
|
| |
|
|