Минор и эстетика эпохи классицизма. Почему его было мало? - Страница 3 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 5«12345»
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Минор и эстетика эпохи классицизма. Почему его было мало?
Минор и эстетика эпохи классицизма. Почему его было мало?
maib4Дата: Пятница, 10 Декабрь 10, 17:27 | Сообщение # 31
Группа: Проверенные
Сообщений: 179
Статус: Offline
Моцарт минорен? Абсолютно не согласен. Да, минор у Моцарта встречается, но довольно редко. Он композитор солнечного мажора. Насколько помню, ещё Антон Рубинштейн говорил: "Солнечный свет в музыке имя тебе Моцарт". Кто не согласен? Вообще минор стал популярен в XIX веке, когда возник романтизм в музыке. Минор был необходим для выражения душевного одиночества, неразделённой любви, вселенской скорби. например, "Зимний путь" Шуберта. Но абсолютно минорным можно назвать только Шопена. Я бы сказал, что в XIX веке в музыке начинает доминировать субъективный элемент, личностное начало. На первое место выступает индивидуальность автора. Минор как нельзя больше подходил для выражения субъективных переживаний. В XVIII веке такого не было. Каждый композитор творил в рамках одного стиля, индивидуальность выражена ещё слабо.
 
TrompeteДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 19:01 | Сообщение # 32
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Если понимать минор более обобщенно - как образы тени, тоски, скорби, придавленности, то стоит вспомнить и про мрачноватый 17-й век. Особенно пессимистично выглядели немцы, пережившие бедствия 30-летней войны, - Шютц, Бибер, Букстехуде, Пахельбель. Но и у других композиторов тоже много нерадостного, даже в мажоре. Скажем, у Корелли. А про музыку Перселла кто-то очень точно сказал, что у него улыбка на лице и скорбь в глазах.
 
legoruДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 19:17 | Сообщение # 33
Группа: Проверенные
Сообщений: 4177
Статус: Offline
Вот ещё очень умная статья про мажор и минор как формулу музыкальных эмоций
http://www.psychologos.ru/%D0%9C%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D1%80_%D0%B8_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80

Жаль, что только Маламуту понравилась мысль про мажорно-минорный дуализм среди творческих людей, по моему перспективная тема :)


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
maib4Дата: Пятница, 10 Декабрь 10, 19:41 | Сообщение # 34
Группа: Проверенные
Сообщений: 179
Статус: Offline
Олег, я бы согласился с перспективностью идеи мажорно-минорного дуализма, но всё дело в том, что один и тот же человек может создавать как трагические, так и оптимистические произведения. Я вот не согласен с тем, что Шуберт минорный композитор. У него ведь достаточно много мажорных произведений. Много минора у него появляется в последние годы жизни. Или скажем Чайковский, он является автором жизнеутверждающего фортепианного концерта № 1, но одновременно с этим написал сумрачную и трагическую шестую симфонию. Но в отношении Пушкина и Лермонтова такой подход оправдан. Просто нельзя всех чётко разделить на такие пары. В примерах, которые вы привели этот дуализм очень часто сильно натянут.
 
FurtwanglerДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 19:42 | Сообщение # 35
Группа: Проверенные
Сообщений: 1778
Статус: Offline
Quote (maib4)
"Солнечный свет в музыке имя тебе Моцарт". Кто не согласен? »

Не забывайте,что солнце в Неаполе и солнце, скажем, в Хельсинки светит и воспринимается по разному.Солнце не перестаёт быть солнцем,но контекст его восприятия совершенно другой.Поэтому и неаполитанские песни не могли быть написаны Сибелиусом,а скажем 2я Симфония Сибелиуса не могла родиться у итальянца.

Моцарт для меня,да и не только для меня глубоко трагический композитор,что отнюдь не опровергает его солнечности.В этом парадоксе и есть загадка музыки Моцарта.Его мироощущение совершенно иное, чем у Гайдна и именно в паре с ним проведена параллель мажор-минор.С чем я абсолютно согласен.По сравнению с Гайдном Моцарт очень минорный композитор.Но, повторюсь,минор это не синоним грусти.Минор это ещё и чувствительность,которой лишён лапидарный мажор.Вспомните гениальную медленную часть 23го концерта для ф-но в очень редком фа-диез миноре или побочную партию первой части квинтета для кларнета.Только Моцарт мог написать такую музыку тогда.

Кстати, в этом смысле Чайковский очень близок Моцарту,в нём удивительно сочетались трагическое мироощущение и солнечная человеческая натура.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
maib4Дата: Пятница, 10 Декабрь 10, 19:57 | Сообщение # 36
Группа: Проверенные
Сообщений: 179
Статус: Offline
Я более всего ценю позднего Моцарта, где-то с 1781 года, а до этого времени он написал много музыки, которую мог бы сочинить и любой другой композитор той эпохи. Ранний Моцарт практически ничем не отличается от Иоганна Кристиана Баха. Если его слушаешь не зная, что это Моцарт, то легко можно спутать с кем-то другим. Поздний Моцарт совсем другое дело, такую музыку мог написать только он.
 
MalamuteДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 20:04 | Сообщение # 37
Группа: Проверенные
Сообщений: 1892
Статус: Offline
Мне кажется, в мысли о "минорноти" Моцарта что-то есть. Даже его мажорная музыка стоит слишком далеко от музыки Гайдна, отражающкей реальную жизнь с ее простыми человеческими радостями. 39-я Симфония - это какой-то танец Заратустры где-то очень высоко не только над реальной жизнью, но и над проклятыми философскими вопросами. Сказать, что эта музыка просто веселая и мажорная как-то не получается. :)

Grrr...Wough!
 
FurtwanglerДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 20:09 | Сообщение # 38
Группа: Проверенные
Сообщений: 1778
Статус: Offline
Quote (maib4)
Поздний Моцарт совсем другое дело, такую музыку мог написать только он. »

Совершенно верно.Если бы не его преждевременная кончина мир узнал бы совершенно иного Моцарта.

Добавлено (10 Декабрь 10, 20:09)
---------------------------------------------

Quote (maib4)
до этого времени он написал много музыки, которую мог бы сочинить и любой другой композитор той эпохи. Ранний Моцарт практически ничем не отличается от Иоганна Кристиана Баха. »

Не забывайте сколько Моцарту тогда было лет.У многих ранний период творчества заканчивается в возрасте,в котором Моцарта вообще уже не было в живых.Это музыка ребёнка,но кстати и в ней есть потрясающие прозрения.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
ЗемляДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 20:48 | Сообщение # 39
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
Quote (Furtwangler)
Вспомните гениальную медленную часть 23го концерта для ф-но в очень редком фа-диез миноре »

А "Прощальная" симфония Гайдна тоже в фа-диез миноре. У Баха с Генделем фа-диез минор тоже имеется. Даже в раннем возрасте (клавирная токката Баха). Никакой это не редкий минор, товарищи. Самый обыкновенный. До него от до мажора вообще три шага всего! Первый - в ля минор. Второй - в ля мажор. Третий - в он самый! - в фа-диез минор. Все так и шагали. Туда и обратно. Туда и обратно.
 
FurtwanglerДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 20:52 | Сообщение # 40
Группа: Проверенные
Сообщений: 1778
Статус: Offline
Quote (Земля)
У Баха с Генделем фа-диез минор тоже имеется. »

Вы только что с электрички? К чему столько слов не по делу? Речь о КЛАССИЦИЗМЕ.

Добавлено (10 Декабрь 10, 20:52)
---------------------------------------------

Quote (Земля)
Туда и обратно. Туда и обратно. »

Где то я уже это читал... Вы бы ушли в партизаны что ли,а то кто же будет бороться с империалистическими хищниками?


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
ЗемляДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 21:02 | Сообщение # 41
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
Quote (Furtwangler)
Речь о КЛАССИЦИЗМЕ »

Так я ж про Гайдна тож. Разве он не КЛАССИЦИСТ?
Quote (Trompete)
Особенно пессимистично выглядели немцы, пережившие бедствия 30-летней войны, - Шютц, Бибер »

Кстати, вы заметили? У Бибера все реквиемы, выложенные на Погружении, написаны в МАЖОРЕ. К чему бы это? scratch






Сообщение отредактировал Земля - Пятница, 10 Декабрь 10, 22:34
 
FurtwanglerДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 21:07 | Сообщение # 42
Группа: Проверенные
Сообщений: 1778
Статус: Offline
Quote (Земля)
Так я ж про Гайдна тож. Разве он не КЛАССИЦИСТ? »

Как говорят в Одессе фа-диез минор Моцарта и Гайдна это две большие разницы,о чём очень верно написал Маламут.
А редкий он не потому,что редкий,а потому что его гораздо меньше чем большинства других тональностей.Приведите ещё примеры музыки в фа-диез миноре у классиков.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
ЗемляДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 21:13 | Сообщение # 43
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
Но ведь фа-диез МАЖОР ещё реже, товарищи! Вот вы мне лучше пример фа-диез МАЖОРА привидите, товарищи. (Кстати, я знаю такой пример, но приводить воздержусь пока. Пусть другие помучаются!)
 
TrompeteДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 21:16 | Сообщение # 44
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Quote (Земля)
У Бибера все реквиемы, выложенные на Погружении, написаны в МАЖОРЕ. К чему бы это? »

Не ручаюсь на 100%, но в музыке немало образов, когда переселение в иной мир рассматривается как просветление и освобождение. Помните знаменитую басовую кантату Баха №82 "Ich habe genug" ("С меня довольно ..."), текст которой как раз посвящен теме ухода.

Добавлено:
В Вашем муз. примере из реквиема Бибера прекрасный возвышенный мажор. Разве это противоестественный образ, что верующий и праведный человек радуется переселению из Временного в Вечное. Для эстетики барокко это нормально - оплакивать Христа (Страсти), но радоваться собственной встрече с ним.

Сообщение отредактировал Trompete - Пятница, 10 Декабрь 10, 22:36
 
FurtwanglerДата: Пятница, 10 Декабрь 10, 21:19 | Сообщение # 45
Группа: Проверенные
Сообщений: 1778
Статус: Offline
Quote (Земля)
пример фа-диез МАЖОРА »

Тот же Менуэт в Прощальной Гайдна.А между прочим я всё объяснил раньше об малом количестве сочинений в тональностях с большим количеством знаков в доромантическую эпоху.

И кстати,отвечать вопросом на вопрос у интеллигентных людей считается неприличным.Ждёмс фа-диез минорные пьесы.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...

Сообщение отредактировал Furtwangler - Пятница, 10 Декабрь 10, 21:28
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Минор и эстетика эпохи классицизма. Почему его было мало?
Страница 3 из 5«12345»
Поиск: