|
Советская музыка.
| |
ksena | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 21:45 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
| Вот интересно. Когда-то было чёткое понимание слова советская. То есть Наша. Соцлагеря. По законам определённой идеологии. Теперь изучая музыку XX века как-то неопределённо становится сознание этого слова. Пытаются часто заменить его на "Российская(русская) музыка такого-то периода". Из-за скромности или стыда? Или не всё так просто? Была музыка советская и несоветская? А может советской музыки вообще не было, а была музыка? Просто музыка в общечеловеческом мировом масштабе? Вот последняя публикация здесь. Очень много вопросов возникает и даже удивляют некоторые моменты: Quote во Франции идет Год России. Quote представлены творцы «социалистического реализма». Кто они? Все или одиночки? Шостакович? Кабалевский? Шнитке? Quote Фестивальная программа была открыта советской классикой: фильмами «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Новый Вавилон» Григория Козинцева с музыкой Дмитрия Шостаковича (оркестр Французского радио под управлением Дмитрия Яблонского и Франка Штробеля) и «Аэлитой» Якова Протазанова с новой музыкой Дмитрия Курляндского (ансамбль «2Е2М» под управлением Пьера Рулье).Кинопрограмму дополнил документальный фильм 1927 года «Колыбельная Москве» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина. Музыка к нему написана четырьмя московскими композиторами: Юрием Каспаровым, Дмитрием Курляндским, Антоном Сафроновым и Кириллом Уманским (ансамбль МАСМ под управлением Алексея Виноградова). Каждый композитор, создав свое собственное звуковое пространство, изменял акценты зрительного ряда в зависимости от своего собственного мировосприятия. И это: Quote Удивительно, сказал со сцены Кристоф Руа, виолончелист ансамбля «Алеф», что российские молодые композиторы увлекаются техниками семидесятых годов, а их сочинения заряжены довольно грустно и мрачно. Ну что же, будем ждать, когда появится веселый новатор. Добавлено (03 Ноябрь 10, 21:45) --------------------------------------------- Похоже,что я не ошибаюсь. Не любят говорить на эту тему. Как-то не удобно... Но ведь это Наша история - и не плохая! А история музыки связана с историей общества, хотим мы этого или не хотим. Видела учебники по музлитературе для ДМШ. Там бывшая советская музыка стала - отечественной музыкой. Правильно ли это? И вообще - не хотят ли некоторые стереть из памяти важные в истории моменты? Может не следует вообще задаваться подобными вопросами? Пусть Кто-то решает - выпускает - обучает - называет. А мы в стороне - нам всё равно...
Сообщение отредактировал ksena - Среда, 03 Ноября 10, 21:01 |
|
| |
oleggureev | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 21:56 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
| Quote (ksena) А история музыки связана с историей общества, хотим мы этого или не хотим. » И с любовью к ярлыкам... того же самого общества...
— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
|
|
| |
Cassis | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 22:17 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2323
Статус: Offline
| Это кризис самоидентификации.
Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
|
|
| |
ksena | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 22:45 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
| Ярлыки - ярлыками. Да. есть. Но здесь не только это, на мой взгляд. Что понимать под словом "советская"? Каждый своё разумеет: 1. определённый исторический период России 2. идеологически заказную музыку 3. конкретных композиторов и их творчество А что на самом деле? Исключать этот термин совсем? Мне думается, что это стирает важный информационный слой с культурного объекта. Я не права? Добавлено (03 Ноябрь 10, 22:19) --------------------------------------------- Cassis, вот я об этом и волнуюсь. Не смываем ли важную индивидуальную часть Нас? Из-за стыдливости или желания быть такими, как Кто-то другой? Добавлено (03 Ноябрь 10, 22:45) --------------------------------------------- Аааа. Я поняла. Всё деньги,господа! Советская музыка будет плохо продаваться! А так русская национальная культура,замученная и подневольная! Уууу
Сообщение отредактировал ksena - Среда, 03 Ноября 10, 22:18 |
|
| |
Джорджий | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 23:17 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 150
Статус: Offline
| Радует то, что в Украине есть весёлые новаторы... даже очень весёлые и не всегда увлекающиеся техниками 70-х, но ведут свою "родословную" от гораздо более древних корней... (Зажитько, Ярунский, Безбородько...)
Гоша, он же Жора...
|
|
| |
Inkognito | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 23:27 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
| ksena, могу Вас утешить. Есть ещё поклонники советской музыки: http://www.sovmusic.ru/ Но судя по тематике каталога, туда входят исключительно про-советские произведения - про партию, комсомол, пионеров, родину, но не отнюдь то,что раньше относилось - вся музыка, написанная в те времена и одобренная Советами. Добавлено (03 Ноябрь 10, 23:27) --------------------------------------------- И ещё. К Вашему перечню пониманий слова "Советская" я бы добавил: 4. музыка, отвечающая принципам социалистического реализма.
Сообщение отредактировал Inkognito - Среда, 03 Ноября 10, 23:32 |
|
| |
nixelle | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 00:10 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1351
Статус: Offline
| Вау! Инкогнито, поделитесь секретом - как это отвечающая принципам социалистического реализма? Даже преподаватель истории КПСС не смог этого сделать на конскльтации к экзамену
|
|
| |
ksena | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:14 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
| Inkognito, спасибо. Что-то припоминаю такое... nixelle, по прошествии времени можно сказать,что это (прынцып соц.реал-а) - то,что в сказках - "ищи то, не знаю что"... Но в документах по факту (искать в 1932 году у Горького): на трёх основаниях - партийность, народность, социалистический гуманизм.
|
|
| |
nixelle | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:19 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1351
Статус: Offline
| На лекции яснее не сказали. Может, Инкогнито добавит что-то попонятнее...?
|
|
| |
oleggureev | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:33 | Сообщение # 10 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
| Quote (nixelle) Может, Инкогнито добавит что-то попонятнее...? » Вот-вот, Вы попали в точку. Именно так называемая "непонятность" их и злила и пугала. Всегда нужен был однозначный финал о победе "наших". Это и было "партийностью" и всем остальным соцреалистическим набором. Другое дело, что всё не так просто, как может показаться с этих слов на первый взгляд. И многое созданное в это время, создавалось не "благодаря", а "вопреки" тем самым принципам.
— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
Сообщение отредактировал oleggureev - Четверг, 04 Ноября 10, 01:45 |
|
| |
legoru | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:39 | Сообщение # 11 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Была советская музыка - музыка сочинявшаяся с оглядкой на цензуру, ограждённая от современных влияний. Это интересный эксперимент, местами породивший неплохие сочинения. Quote как это отвечающая принципам социалистического реализма ну то есть музыка написанная с учётом советской действительности. А действительность нельзя было изображать, потому что она грустная довольно была и нелепая, вот и большинство пряталось за этот придуманный партией соцреализм - то есть упрощённый бодрячок. Вспомните аннотации к советским симфониям - чуть где мрачное место, так это воспоминания о минувшей войне, не о действительности же, при социализме же не грустят! Оптимизм поощерялся! Поощерялись сочинения о героях. Они были, что скрывать. И любовь к Родине поощрялась. Но к партии любовь - больше поощерялась! Конечно, нельзя отрицать, что консерваторы, пытавшиеся управлять искусством (как выяснилось это возможно) стремились сохранить традиции Чайковского и кучки и поэтому ограждали советского композитора от влияний современных техник итп. Но плохо, что в итоге такого неумелого и ненужного руководства академичный советский стиль стал не продолжением традиций, а превратился в общей массе в выхолощенные общие места. А всё потому, что советская музыка сочинялась советскими людьми. Быт накладывает отпечаток, даже если вы пишите в стиле разрешённого Глинки и Бородина. Они ведь не учились в советской школе и не ходили на демонстрации и не стояли в очередях с авоськами
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Четверг, 04 Ноября 10, 01:44 |
|
| |
nixelle | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:46 | Сообщение # 12 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1351
Статус: Offline
| 7я Прокофьева - это соцреализм? А 9я Шостаковича? Чего-то и Вас куда-то заносит... Музыку не сочиняю - не способна к этому Я лучше в рифму...
Сообщение отредактировал nixelle - Четверг, 04 Ноября 10, 01:52 |
|
| |
legoru | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:55 | Сообщение # 13 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Последние сочинения Прокофьева не очень люблю, как раз вещи написанные с оглядкой на цензуру. Шостакович начал писать правильную 9ю, но у него не получилось. И вообще - были и люди, и среди них и композиторы, которые не любили советскую власть, и при этом держали фигу в кармане. Были и запуганные (композиторов как вы знаете наказывали, вплоть до тюрьмы), были и просто инфантильные Кстати, в советском Китае шли дальше - в годы культурной революции тамошних композиторов часто привлекали к физическим работам, за основной труд (сочинение) не платили, исполнение многих классических произведений запрещали, исполняли только упрощённые сочинения иллюстрирующие лозунги партии, даже фортепиано запрещали и уничтожали инструменты, а влияния европейской и русской классики уничтожались. Какое уж тут свободное творчество
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Inkognito | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 02:03 | Сообщение # 14 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
| Quote (nixelle) Может, Инкогнито добавит что-то попонятнее...? » nixelle, слово "одобрямс" - слышали? Если Он одобрямс, то и значит музыка соответствует указанным принципам. А Он - это в каждом случае определённый Товарищ с широкими, то есть далеко идущими взглядами на сегодня и будущее страны и её народа, Товарищ - указующий перст. А иногда группа товарищей с лидером. Так что когда мы говорим "социалистический реализм" - это значит "одобрямс". Попонятнее? Добавлено (04 Ноябрь 10, 02:03) ---------------------------------------------
Quote (legoru) вещи написанные с оглядкой на цензуру » Это всегда должно быть - внутренняя цензура, внешняя тоже. Но цензура - как женщина. Плохо совсем без неё. НО с ней тоже не весело.
|
|
| |
legoru | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 02:17 | Сообщение # 15 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Да уж чего тут весёлого. У нас не было ни барокко ни классицизма самобытного. Сразу начали с романтиков - и хорошо ведь стартанули вплоть до модерниста-Скрябина. Оригинальная русская линия закончилась на Прокофьеве и Мясковском - людях февральской революции, всё что дальше - Шостакович, Шнитке - немецкие композиторы из России. А Жданов в 48 доказывал, что в немецком стиле лучше писать, чем в русском. Советский цензор – очень недалекий закомплексованный человек, уверенный, что он знает истину в последней инстанции, что он знает как надо. Но самое смешное, что внутренне он ни в чем не уверен. И от этого ещё более перестраховывается кромсая партитуры. Не нужно нам таких
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Четверг, 04 Ноября 10, 02:20 |
|
| |
|
|