Советская музыка. - Страница 2 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 13«12341213»
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Советская музыка. (Была или не была?)
Советская музыка.
nixelleДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 02:23 | Сообщение # 16
Группа: Проверенные
Сообщений: 1379
Статус: Offline
%) А я люблю именно 7ю симфонию у Прокофьева. Чего "правильного" в 9й Шостаковича чес-слово не понимаю. Вся поперёк тогдашних установок.
Инкогнито, вы повторяете слова нашего преподавателя по истории КПСС, только в ироническом варианте.
27я Мясковского, 5я Прокофьева, 14я Шостаковича,...раньше было понятно - на советскую тематику - значит, хорошо. Не на советскую тематику, значит: a) с критикой буржуазной действительности - хорошо; b) без критики - понятно, слепое раболепное поклонение, "тлетворное влияние Запада" :D
А 15я Шостаковича - советское произведение? Тищенки, Слонимские, Денисовы и Шнитке - советские композиторы? ;)
Что-то тут с "одобрямсом" того-с... ;)
 
oleggureevДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 02:29 | Сообщение # 17
Группа: Проверенные
Сообщений: 540
Статус: Offline
Quote (nixelle)
А 15я Шостаковича - советское произведение? »

Quote (oleggureev)
многое созданное в это время, создавалось не "благодаря", а "вопреки" тем самым принципам. »


— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
 
legoruДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 02:32 | Сообщение # 18
Группа: Проверенные
Сообщений: 4177
Статус: Offline
Quote
А я люблю именно 7ю симфонию у Прокофьева.

А я 3ю :) В последних вещах Прокофьев вернулся к стилю и гармонии консерваторских лет, многим нравится
Quote
Чего "правильного" в 9й Шостаковича чес-слово не понимаю. Вся поперёк тогдашних установок

Я же говорил про фигу:) Но если вы слышали первоначальный вариант 9, то поймёте что здесь не только в ней дело
Quote
Тищенки, Слонимские, Денисовы и Шнитке

Всё-таки это уже второе поколение советских композиторов, я б ещё Уствольскую добавил. Отец народов почил, посвободней стало. А кроме того казарменный социализм в прошлоё отошёл, хотя и не полностью


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
InkognitoДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 02:42 | Сообщение # 19
Группа: Проверенные
Сообщений: 763
Статус: Offline
Quote (nixelle)
А 15я Шостаковича - советское произведение? »

Это уже в каком возрасте им написано?
Здесь уже всё можно на него и списать.
Пусть его.
Заслужил (выслужил-дожил) годами.

Quote (nixelle)
Тищенки, Слонимские, Денисовы и Шнитке - советские композиторы »

Ну об этих тогда ещё очень в негативном свете откликались - особенно о двоих последних.
С ними-то понятно. :)
 
FurtwanglerДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 08:55 | Сообщение # 20
Группа: Проверенные
Сообщений: 1778
Статус: Offline
Если говорить о собственно музыке,а не агитках создававшихся к съездам или юбилеям вождей,хотя и с ними не всё так однозначно,то можно смело сказать,что "советской" музыки никогда не было и быть не могло по одной простой причине. Во-первых потому,что инструментальная музыка сама по себе вообще лишена любого идеологического содержания. Вернее, все попытки советских цензоров подложить под то или иное сочинение некую идеологическую основу как правило сегодня выглядят довольно смешно.Музыка если что-то и воплощает,то только художественные идеи,явления столь же нематериальные как и сама музыка.Советская же материалистическая идеология в виде притянутого за уши "правильного" или "неправильного" содержания к фактически абсолютно абстрактным инструментальным сочинениям основывается исключительно на их реальном звучании,которое само по себе не может быть ни "советским", ни наоборот. Тут можно привести несколько примеров,которые ярко характеризуют всю непоследовательность и противоречивость цензорской советской политики в отношении музыки.

Скажем, "Леди Макбет" Шостаковича с точки зрения сюжета ничего крамольного для советской идеологии по большому счёту не представляла,скорее даже наоборот, но Сталину не понравилась именно музыка и именно об этом статься "Сумбур".Вспомним знаменитое в 30х годах "Сегодня ты играешь джаз,а завтра...".Ну предположим,что действительно не наша музычка,но чем не угодил тогда Рахманинов,"фашист в поповской рясе",как его тогда окрестили.Уж его то музыка исконно русская,да к тому же лишённая выкрутасов модернизма.Так вот ведь незадача,уехал.Запретили и заклеймили.Зато,стоило ему начать давать концерты в помощь Красной армии как запрет был снят и оказывается и музыка его не такая антисоветская была,да и сам он вроде как ничего. А уж рассуждать о глупости постановления 1948 года наверное вообще излишне.Получилось,что сначала давали сталинские премии,потом за эти же сочинения прополоскали в 48 году,а ещё через 10 лет сказали,что мол мы тогда ошиблись,не такие уж вы и плохие.

О чём все эти примеры,коих можно приводить гораздо больше? О том,что никакой реально звучащей "советской" или "антисоветской" музыки не существует. Скажем Шостакович, вне всякого сомнения писал о вечном, нежели о каких-то сиюминутных проблемах.Насилие было всегда и будет видимо тоже всегда.Запечатлённая в его музыке реальность представлялась таковой далеко не всем даже его современникам. Приведу такой пример.Рождественский рассказывал,что как-то дирижируя в Лондоне 4ю Шостаковича он никак не мог добиться в одном эпизоде от ударников нужного ему звука.Он им говорит:"Вот представьте.Тюрьма.Ночь.Тишина.И только заключённые пытаются перестукиваться из камеры в камеру так, чтобы их не услышали надзиратели". На это ему лондонские ударники задают вопрос:"А почему они не позвонят в другую камеру по телефону?" Что он мог им ответить?

"Фига" его же Девятой симфонии уже сегодня не воспринимается большинством как фига,а что уж говорить о тех кто будет это играть или слушать ещё лет через 50 или 100.Будут играть красивую,весёлую,озорную симфонию,возможно кто-то всё-таки услышит в ней пародию на 9ю Бетховена,но скорее всего мало кто будет думать почему она была написана именно такой.

Что же касается сочинений с идеологически правильными текстами, то как и в случае с "Леди Макбет" они лишь компенсируют идеологическую нейтральность музыки. Уберите текст из "Марсельезы","Джовинеццы" или "Боже царя храни" да собственно как и из любой другой сугубо идеологической пьесы и послушайте музыку.Услышите ли вы в ней советскость или фашистскость? Сомнительно.

И последнее,надо всё-таки отдать должное той системе в том смысле,что она не оставляла без внимания даже такую в общем-то далёкую от реалий жизни область как музыкальное искусство.Другое дело,что делала она это непоследовательно и очень топорно.Собственно как и любой диктаторский режим она не могла не заниматься вопросами идеологии и уж коли здесь возник этот вопрос "сделанное" ей не прошло даром.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
NskДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 09:08 | Сообщение # 21
Группа: Заблокированные
Сообщений: 534
Статус: Offline
Quote (ksena)
А может советской музыки вообще не было, а была музыка? Просто музыка в общечеловеческом мировом масштабе? »

Я думаю, была просто музыка. И не только в советское время. Музыка - она всегда, в первую очередь, просто. Всё остальное более вторично, и здесь подход индивидуальный (что привлечь, а чего не стоит; что считать важным, а что - нет; какими сопутствующими явлениями воспользоваться при формировании своего восприятия и в какой мере).

Quote (ksena)
Там бывшая советская музыка стала - отечественной музыкой.
Правильно ли это? »

Если она написана в вашем отечестве - то значит, вы её можете считать отечественной. :) Не вижу поводов для противоречия.
Quote (ksena)
И вообще - не хотят ли некоторые стереть из памяти важные в истории моменты? »

А вот это вопрос серьёзный. Сейчас столько информации, разного рода пропаганды, что у людей просто каша. Отсюда происходит невероятная полярность мнений. Многие увлекаются тем, что сильно чернят эпоху, бросаются уничижительными, пренебрежительными словами. Другие - напротив, склонны практически всё осветлять (да ведь и это прекрасно можно понять, видя то, что мы сейчас потеряли).

В жизни, конечно, иногда есть ситуации, когда необходим выбор, когда средний путь - путь самый слабый. Но это редко применимо к оценке истории, и уж явно не про оценку Советского Союза. Здесь просто необходимо искать компромиссы, золотую середину, пытаться быть гибким. Тем, кто всё и вся критикует - хотя бы из-за уважения к людям, к народу, к очень большим достижениям (культурным в том числе). Тем, кто всё и вся обеляет - хотя бы из-за понимания тех, кто пострадали и осознания того, что пострадало...


"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн).

Не забывайте это!...

Сообщение отредактировал Nsk - Четверг, 04 Ноябрь 10, 09:10
 
FurtwanglerДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 11:42 | Сообщение # 22
Группа: Проверенные
Сообщений: 1778
Статус: Offline
Кстати, понятие "советскости" коснулось не только композиторского творчества,но также и исполнительства.Достаточно почитать что писали в рецензиях начиная с конца 50х годов когда к нам наконец стали приезжать западные гастролёры. Например,частенько салонному стилю западных пианистов противопоставлялось передовое искусство отечественных советских лауреатов Гилельса,Оборина итд. Показательно,что ни разу мне не попалось на глаза,чтобы в пример приводили Софроницкого,который хоть и был гением,но всё-таки играл не как выходец из пролетарских слоёв общества.Помнится, о Баренбойме прочитал почти дословно - Бетховена он играет плохо потому,что играет его как Моцарта,а Моцарта он вообще играть не умеет.С дирижёрами и скрипачами дело обстояло не лучше.Загнивал музыкальный Запад,а мы цвели как развесистая клюква.

Вся проблема состояла в том,что рецензенты писали чаще не то,что думали,а так,чтобы написанное понравилось в случае чего работникам из соответствующих органов,которые в музыке разбирались слабо,но читать умели хорошо.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
TrompeteДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 12:27 | Сообщение # 23
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Что такое цензура? Это по сути требование, чтобы сочинение удовлетворяло не музыкальным (идеологическим) "техусловиям", заданным извне. Вся западная духовная музыка до конца 18-го века была подцензурной. Мог ли, например, тогдашний композитор, следуя своему личному "свободному творческому видению", написать мессу с развеселым кредо и трагическим санктусом. Посочувствуем беднягам, товарищам по несчастью советских композиторов. Пожурим их за придавленность и духовную несвободу.
Я на самом деле к тому, что цензура все-таки дело второе, хотя мы привыкли кричать на всех углах про тоталитарный зажим. Жизнь все-таки показывает, что писать гениальную музыку намного сложнее, чем "духовно свободную".
Более того, есть люди, которые вполне обосновано говорят о том, что периоды расцвета искусства отнюдь не совпадают с периодами желанной свободы.
 
nixelleДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 13:01 | Сообщение # 24
Группа: Проверенные
Сообщений: 1379
Статус: Offline
"Я думаю, была просто музыка. И не только в советское время. Музыка - она всегда, в первую очередь, просто. Всё остальное более вторично, и здесь подход индивидуальный (что привлечь, а чего не стоит; что считать важным, а что - нет; какими сопутствующими явлениями воспользоваться при формировании своего восприятия и в какой мере)" цит. Nsk

Слава Богу, четыре разумных отклика :) Действительно, есть музыка про-...советская, или какая ещё. А остальное касается только периода истории, в связи с особенностями которого и проявляются те или иные стилистические черты.

 
ksenaДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 13:56 | Сообщение # 25
Группа: Проверенные
Сообщений: 1497
Статус: Offline
Quote (Furtwangler)
никакой реально звучащей "советской" или "антисоветской" музыки не существует. »

Quote (Nsk)
Музыка - она всегда, в первую очередь, просто. Всё остальное более вторично, и здесь подход индивидуальный (что привлечь, а чего не стоит; что считать важным, а что - нет; какими сопутствующими явлениями воспользоваться при формировании своего восприятия и в какой мере). »

Хорошо.
Удобно.
Просто.
НО.
Как относится к такой песне с такими словами?
Только так мы победим

Музыка: А. Пахмутова Слова: Н. Добронравов

Из песни слов не выкинешь? scratch
Разве это не советская песня?
А вы говорите,что её нет... pardon

 
TrompeteДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 15:04 | Сообщение # 26
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Как исторический период в развитии региональной культуры "советская музыка" конечно реальность. Чтобы это понять, достаточно иметь уши. Причем период, оставивший много шедевров (независимо от того, что кому-то персонально они надоели).
Но, это, строго говоря, не российско-отечественная, а региональная культура (Хачатурян, Кара-Караев - не российские композиторы). Так уж получилось. И не первый раз в истории. Например, лично я считаю Гайдна (в отличие от Моцарта) не австрийским композитором, а вполне реальным представителем культуры уже не существующей Австро-Венгрии (это тоже прекрасно слышно ушами).


Сообщение отредактировал Trompete - Четверг, 04 Ноябрь 10, 15:29
 
ЗемляДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 15:39 | Сообщение # 27
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
Со словом "советская" такая же разносмыслица, ккк и со многими другими. Кто-то употребляет его в чисто историческом значении (относящееся ко времени и месту, и тшлько), а другой тут же спешит придать этому слову идеологический (и т. п.) смысл. Поэтому рассуждения на эту тему и попытки разобраться - в смысле: а что же это такое, "совтская музыка" - наверно, дело бессмысленное. Потому что, если даже мы тут договоримся как-то между собою, об этом не узнают миллионы других и продолжат всё так же успешно путаться и путать друг друга. Однако, это, как мне кажется, совсем не должно означать, что словоупотребление этого слова "советская" должно сойти на нет. Пусть люди так и продолжают: одни употребляют его в одном значении, другие при этом слышат его в совсем ином и возмущаться (или наоборот - радоваться).

Разве не то же самое, товарищи, у нас происхордит, например, с таким словом как "коммунизм". Для Маркса - это идеальное общество будущего, где КАЖДЫЙ работает на благо общества не более 3-х часов в день, имея всё необходимое себе в достатке, а всё остальное время занимается саморазвитием и гармоничным всесторонним самосовершенствованием. А для антикоммунистов (больных ненавистью к источникам их личных страданий, так сказать, к реальным событиям и явлениям) "коммунизм" - это почти что невиданное в истории насилие над личностью, диктатура, тоталитаризм, миллионы загубленных жизней, несвобода, ГУЛАГ, равенство в нищете и так далее. И как тут быть? Запретить словоупотребление? Отнюдь. Пусть всё так и продолжается. Одни пусть употребляют и это слово в том смысле, в каком оно им мыслится, а другие вслед им при этом понимают его так, как им ИХ внутренняя боль подсказывает. Как говорится: се ля ви.
ИМХО.

 
NskДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 15:57 | Сообщение # 28
Группа: Заблокированные
Сообщений: 534
Статус: Offline
Земля, Вы очень хорошо написали про разносмыслицу и особенности индивидуального восприятия слов и их смысловых оттенков! Если бы люди в этом плане были более чуткими и восприимчивыми к другим - то насколько больше было взаимопонимание, выше вероятность т.с. "рождения истины" в обсуждении. Кстати, одно из самых разночитаемых, разнопонимаемых слов (вернее сказать, понятий) - по моим наблюдениям, слово Бог...

"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн).

Не забывайте это!...

Сообщение отредактировал Nsk - Четверг, 04 Ноябрь 10, 15:58
 
ksenaДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 16:23 | Сообщение # 29
Группа: Проверенные
Сообщений: 1497
Статус: Offline
Земля, Nsk, каждый понимает в меру, так сказать...Это ещё никто не отменял.
Разве не об этом речь?
Разве не о том, что хотелось бы найти "золотую середину" в обсуждаемом вопросе?
Те времена потихоньку уходят в прошлое, а поэтому можно уже абстрагироваться и более холодным - объективным взглядом оценить многие вещи.
Разве это не важно? Если речь идёт о музыковедческих терминах?
Разве это не музыковедческий термин? Или опять ошибка?
Тогда какой? book

Одно только я чувствую, что люди не хотят связываться и думать на эту тему по причине внутренней ... scratch "вины" что ли ?или сопричастности? Или воспоминания о тех временах ещё болезненны? :(

Ведь была же советская музыка ещё совсем недавно - лет 20 эдак назад!
А теперь она умерла? Где? Куда подевалась?
Обознатушки? Не так она называлась?
:'(

Сообщение отредактировал ksena - Четверг, 04 Ноябрь 10, 16:23
 
NskДата: Четверг, 04 Ноябрь 10, 16:23 | Сообщение # 30
Группа: Заблокированные
Сообщений: 534
Статус: Offline
Quote (ksena)
НО.
Как относится к такой песне с такими словами?
Только так мы победим

Музыка: А. Пахмутова Слова: Н. Добронравов

Из песни слов не выкинешь? scratch
Разве это не советская песня?
А вы говорите,что её нет... pardon »


Я говорил, прежде всего про музыку. А Вы только в этом цитируемом фрагменте сделали несколько раз акцент на слова.
Песня - это уже, если хотите, всё-таки синтез музыки и литературы, а значит, слова в наше восприятие вносят другую степень информации и конкретики, а через них естественным путём может быть (и бывает) большей связь с историей.
А попробуйте, к примеру, представить ей в инструментальном переложении.

Кстати, песню Вы подобрали просто жуткую. :)


"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн).

Не забывайте это!...

Сообщение отредактировал Nsk - Четверг, 04 Ноябрь 10, 16:24
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Советская музыка. (Была или не была?)
Страница 2 из 13«12341213»
Поиск:
Доброе утро!