Советская музыка. - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 13
  • 1
  • 2
  • 3
  • 12
  • 13
  • »
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Советская музыка. (Была или не была?)
Советская музыка.
ksenaДата: Среда, 03 Ноября 10, 21:45 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
Вот интересно.
Когда-то было чёткое понимание слова советская.
То есть Наша. Соцлагеря. По законам определённой идеологии.

Теперь изучая музыку XX века как-то неопределённо становится сознание этого слова.
Пытаются часто заменить его на "Российская(русская) музыка такого-то периода".
Из-за скромности или стыда?
Или не всё так просто?
Была музыка советская и несоветская?
А может советской музыки вообще не было, а была музыка? Просто музыка в общечеловеческом мировом масштабе?

Вот последняя публикация здесь.

Очень много вопросов возникает и даже удивляют некоторые моменты:

Quote
во Франции идет Год России.

:o
Quote
представлены творцы «социалистического реализма».

Кто они? Все или одиночки?
Шостакович? Кабалевский? Шнитке?
Quote
Фестивальная программа была открыта советской классикой: фильмами «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Новый Вавилон» Григория Козинцева с музыкой Дмитрия Шостаковича (оркестр Французского радио под управлением Дмитрия Яблонского и Франка Штробеля) и «Аэлитой» Якова Протазанова с новой музыкой Дмитрия Курляндского (ансамбль «2Е2М» под управлением Пьера Рулье).Кинопрограмму дополнил документальный фильм 1927 года «Колыбельная Москве» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина. Музыка к нему написана четырьмя московскими композиторами: Юрием Каспаровым, Дмитрием Курляндским, Антоном Сафроновым и Кириллом Уманским (ансамбль МАСМ под управлением Алексея Виноградова). Каждый композитор, создав свое собственное звуковое пространство, изменял акценты зрительного ряда в зависимости от своего собственного мировосприятия.

%)
И это:
Quote
Удивительно, сказал со сцены Кристоф Руа, виолончелист ансамбля «Алеф», что российские молодые композиторы увлекаются техниками семидесятых годов, а их сочинения заряжены довольно грустно и мрачно. Ну что же, будем ждать, когда появится веселый новатор.

:(

Добавлено (03 Ноябрь 10, 21:45)
---------------------------------------------
Похоже,что я не ошибаюсь.
Не любят говорить на эту тему.
Как-то не удобно... :(
Но ведь это Наша история - и не плохая!
А история музыки связана с историей общества, хотим мы этого или не хотим.

Видела учебники по музлитературе для ДМШ.
Там бывшая советская музыка стала - отечественной музыкой.
Правильно ли это?

И вообще - не хотят ли некоторые стереть из памяти важные в истории моменты?
Может не следует вообще задаваться подобными вопросами?
Пусть Кто-то решает - выпускает - обучает - называет.
А мы в стороне - нам всё равно... booze

Сообщение отредактировал ksena - Среда, 03 Ноября 10, 21:01
 
oleggureevДата: Среда, 03 Ноября 10, 21:56 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
Quote (ksena)
А история музыки связана с историей общества, хотим мы этого или не хотим. »

И с любовью к ярлыкам... того же самого общества... scratch


— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
 
CassisДата: Среда, 03 Ноября 10, 22:17 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 2329
Статус: Offline
Это кризис самоидентификации.

Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
 
ksenaДата: Среда, 03 Ноября 10, 22:45 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
Ярлыки - ярлыками.
Да. есть.
Но здесь не только это, на мой взгляд.
Что понимать под словом "советская"?
Каждый своё разумеет:
1. определённый исторический период России
2. идеологически заказную музыку
3. конкретных композиторов и их творчество

А что на самом деле?
Исключать этот термин совсем?
Мне думается, что это стирает важный информационный слой с культурного объекта.
Я не права?
:)

Добавлено (03 Ноябрь 10, 22:19)
---------------------------------------------
Cassis, вот я об этом и волнуюсь.
Не смываем ли важную индивидуальную часть Нас?
Из-за стыдливости или желания быть такими, как Кто-то другой?

Добавлено (03 Ноябрь 10, 22:45)
---------------------------------------------
Аааа.
Я поняла.
Всё деньги,господа!
Советская музыка будет плохо продаваться!
А так русская национальная культура,замученная и подневольная!
Уууу :'(

Сообщение отредактировал ksena - Среда, 03 Ноября 10, 22:18
 
ДжорджийДата: Среда, 03 Ноября 10, 23:17 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 150
Статус: Offline
Радует то, что в Украине есть весёлые новаторы... даже очень весёлые и не всегда увлекающиеся техниками 70-х, но ведут свою "родословную" от гораздо более древних корней... (Зажитько, Ярунский, Безбородько...) %)

Гоша, он же Жора...
 
InkognitoДата: Среда, 03 Ноября 10, 23:27 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
ksena, могу Вас утешить.
Есть ещё поклонники советской музыки:
http://www.sovmusic.ru/
Но судя по тематике каталога, туда входят исключительно про-советские произведения - про партию, комсомол, пионеров, родину, но не отнюдь то,что раньше относилось - вся музыка, написанная в те времена и одобренная Советами.

Добавлено (03 Ноябрь 10, 23:27)
---------------------------------------------
И ещё.
К Вашему перечню пониманий слова "Советская" я бы добавил:

4. музыка, отвечающая принципам социалистического реализма.

Сообщение отредактировал Inkognito - Среда, 03 Ноября 10, 23:32
 
nixelleДата: Четверг, 04 Ноября 10, 00:10 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 1353
Статус: Offline
Вау! Инкогнито, поделитесь секретом - как это отвечающая принципам социалистического реализма? Даже преподаватель истории КПСС не смог этого сделать на конскльтации к экзамену :D
 
ksenaДата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:14 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
Inkognito, спасибо.
Что-то припоминаю такое... book
nixelle, по прошествии времени можно сказать,что это (прынцып соц.реал-а) - то,что в сказках - "ищи то, не знаю что"...
Но в документах по факту (искать в 1932 году у Горького): на трёх основаниях - партийность, народность, социалистический гуманизм.
 
nixelleДата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:19 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 1353
Статус: Offline
На лекции яснее не сказали. Может, Инкогнито добавит что-то попонятнее...?
 
oleggureevДата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:33 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
Quote (nixelle)
Может, Инкогнито добавит что-то попонятнее...? »

Вот-вот, Вы попали в точку. Именно так называемая "непонятность" их и злила и пугала.
Всегда нужен был однозначный финал о победе "наших". Это и было "партийностью" и всем остальным соцреалистическим набором. Другое дело, что всё не так просто, как может показаться с этих слов на первый взгляд. И многое созданное в это время, создавалось не "благодаря", а "вопреки" тем самым принципам.


— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)

Сообщение отредактировал oleggureev - Четверг, 04 Ноября 10, 01:45
 
legoruДата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:39 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Была советская музыка - музыка сочинявшаяся с оглядкой на цензуру, ограждённая от современных влияний. Это интересный эксперимент, местами породивший неплохие сочинения.
Quote
как это отвечающая принципам социалистического реализма

ну то есть музыка написанная с учётом советской действительности. А действительность нельзя было изображать, потому что она грустная довольно была и нелепая, вот и большинство пряталось за этот придуманный партией соцреализм - то есть упрощённый бодрячок. Вспомните аннотации к советским симфониям - чуть где мрачное место, так это воспоминания о минувшей войне, не о действительности же, при социализме же не грустят! Оптимизм поощерялся! Поощерялись сочинения о героях. Они были, что скрывать. И любовь к Родине поощрялась. Но к партии любовь - больше поощерялась! Конечно, нельзя отрицать, что консерваторы, пытавшиеся управлять искусством (как выяснилось это возможно) стремились сохранить традиции Чайковского и кучки и поэтому ограждали советского композитора от влияний современных техник итп. Но плохо, что в итоге такого неумелого и ненужного руководства академичный советский стиль стал не продолжением традиций, а превратился в общей массе в выхолощенные общие места. А всё потому, что советская музыка сочинялась советскими людьми. Быт накладывает отпечаток, даже если вы пишите в стиле разрешённого Глинки и Бородина. Они ведь не учились в советской школе и не ходили на демонстрации и не стояли в очередях с авоськами :D


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!

Сообщение отредактировал legoru - Четверг, 04 Ноября 10, 01:44
 
nixelleДата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:46 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 1353
Статус: Offline
7я Прокофьева - это соцреализм? А 9я Шостаковича? Чего-то и Вас куда-то заносит... scratch

Музыку не сочиняю - не способна к этому :D Я лучше в рифму... ;)

Сообщение отредактировал nixelle - Четверг, 04 Ноября 10, 01:52
 
legoruДата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:55 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Последние сочинения Прокофьева не очень люблю, как раз вещи написанные с оглядкой на цензуру. Шостакович начал писать правильную 9ю, но у него не получилось. И вообще - были и люди, и среди них и композиторы, которые не любили советскую власть, и при этом держали фигу в кармане. Были и запуганные (композиторов как вы знаете наказывали, вплоть до тюрьмы), были и просто инфантильные

Кстати, в советском Китае шли дальше - в годы культурной революции тамошних композиторов часто привлекали к физическим работам, за основной труд (сочинение) не платили, исполнение многих классических произведений запрещали, исполняли только упрощённые сочинения иллюстрирующие лозунги партии, даже фортепиано запрещали и уничтожали инструменты, а влияния европейской и русской классики уничтожались. Какое уж тут свободное творчество


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
InkognitoДата: Четверг, 04 Ноября 10, 02:03 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
Quote (nixelle)
Может, Инкогнито добавит что-то попонятнее...? »

nixelle, слово "одобрямс" - слышали?
Если Он одобрямс, то и значит музыка соответствует указанным принципам.
А Он - это в каждом случае определённый Товарищ с широкими, то есть далеко идущими взглядами на сегодня и будущее страны и её народа,
Товарищ - указующий перст.
А иногда группа товарищей с лидером.

Так что когда мы говорим "социалистический реализм" - это значит "одобрямс".

Попонятнее? ;)

Добавлено (04 Ноябрь 10, 02:03)
---------------------------------------------

Quote (legoru)
вещи написанные с оглядкой на цензуру »

Это всегда должно быть - внутренняя цензура, внешняя тоже.
Но цензура - как женщина.
Плохо совсем без неё. НО с ней тоже не весело. :D
 
legoruДата: Четверг, 04 Ноября 10, 02:17 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Да уж чего тут весёлого. У нас не было ни барокко ни классицизма самобытного. Сразу начали с романтиков - и хорошо ведь стартанули вплоть до модерниста-Скрябина. Оригинальная русская линия закончилась на Прокофьеве и Мясковском - людях февральской революции, всё что дальше - Шостакович, Шнитке - немецкие композиторы из России. А Жданов в 48 доказывал, что в немецком стиле лучше писать, чем в русском. Советский цензор – очень недалекий закомплексованный человек, уверенный, что он знает истину в последней инстанции, что он знает как надо. Но самое смешное, что внутренне он ни в чем не уверен. И от этого ещё более перестраховывается кромсая партитуры. Не нужно нам таких

Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!

Сообщение отредактировал legoru - Четверг, 04 Ноября 10, 02:20
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Советская музыка. (Была или не была?)
  • Страница 1 из 13
  • 1
  • 2
  • 3
  • 12
  • 13
  • »
Поиск:


Хостинг от uCoz