Что для Вас является Духовностью в музыке? - Страница 3 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 16«123451516»
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Что для Вас является Духовностью в музыке?
Что для Вас является Духовностью в музыке?
ЗемляДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 17:31 | Сообщение # 31
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
ДУХОВНОСТЬ (как я понимаю) - это интуитивный поиск смысла (или надсмысла) всего, преломлённого через твоё я: поиск ответов на вопросы типа "кто я?" (в увязке со Вселенной), "зачем я?" (как и "зачем Вселенная?", но опять же в преломлении через понимание самого себя), "какой смысл жизни моей и вообще?" и т. п.. И тут важен не результат, как некий абсолютный ответ, а само движение, продвижение, работа по приближению к нему - никогда недостижимому до конца, но достигаемому по капле. Т. е., это - процесс и состояние работающей, ищущей души. Мне так кажется.

Религия (исторически) "подмяла" под себя все эти вопросы. А как быть неверующим? Ведь и им как-то удаётся находиться в этом процессе. Значит, духовное - это нечто более широкое, психологически всеохватное и глубокое, нежели религиозность. Духовность - получается, это НАДСМЫСЛ религии.
А нравственность - это всего лишь ценные выжимки из этого процесса, система ценностных вех, ориентиров. Это - как раздел "Содержание" (или "Оглавление") книги. Свод правил. А вот процесс, которым они получаются, обосновываются, питаются - это Духовность, понимаемая как состояние поика ответов на "вечные вопросы бытия" через Эго ищущего.

Мне так вот кажется.

Поэтому в музыке может быть, может присутствовать в разной степени эта самая духовность. И это больше показывается или не показывается исполнителем, чем композитором.
ДУмаю, что у БАха эта его духовность присутствует везде, но где-то едва-едва - попутно, так сказать, как отпечаток самой его духовно-озабоченной личности, а где-то - сполна. Но всё это можно сильно исказить (спрятать или наоборот) исполнением. Например, в исполнении Клемперера "Бранденбургские концерты" Баха передают больше духовной составляющей, чем в исполнении, например, вчера выложенного у нас Аббадо, как мне кажется. И хотя Бранденбургские концерты - это не духовная музыка по замыслу и назначению, они "неосознанно-нечаяно" несут в себе всё же толику (печать, отголосок) этой самой вечной духовной озабоченности своего творца.
ИМХО.

 
dimenteДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 17:49 | Сообщение # 32
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
Земля appl

Но а кроме Баха, можете еще имена привести. Что насчет Бетховена или Брукнера, как они преломляются через Ваше я (жду ответов не только от Земли )

Сообщение отредактировал dimente - Воскресенье, 24 Январь 10, 17:55
 
galjatuДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 19:12 | Сообщение # 33
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
Еще к слову одно наблюдение. Для многих понятие религии отождествлено с понятием ИНСТИТУТА церкви, церкви как учреждения. Говоря: я не религиозен, человек часто на самом деле имеет в виду : мне не нравится церковь или ее установления, не нравится та или другая конфессия. Спорить об этом не стоит, но есть смысл понимать, что есть что. Религия с точном смысле - восстановления связи с Богом (re+liga). Все остальное - формы ее бытования. Так будет яснее, с чем мы соглашаемся, с чем - нет. Это не для споров, просто уточнение.

Галина
 
dimenteДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 19:18 | Сообщение # 34
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
galjatu , от себя добавлю, что речь идет о духовных ценностях, а они не связаны с конкретными религизными институтами. Автор музыки не причастен недостатком конфессии, к которой себя причисляет. Я вот тоже не пошел в семинарию, хотя разделяю очень много в православии. Духовные ценности конфессии могут быть очень значимы, но участие в делах церкви как института может принести душе даже вред.

Сообщение отредактировал dimente - Воскресенье, 24 Январь 10, 19:31
 
igoralДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 19:33 | Сообщение # 35
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Статус: Offline
Димитрий, разница в наших подходах выявляется весьма принципиальная:
У меня - пневмоцентричность, всеединство, отсутствие страха (в самом деле: Соловьев, Франк, Карсавин - и экзистенциальные страхи!? %) ).
У Вас - христоцентричность, дуализм, преодоление страха - т.е. европейское христианство и выращенная им музыка. Не случайно три названные Вами - хотя бы и случайно - её чемпиона - это всё музыка страстная. Какая-то своя духовность и в ней есть - но о той ли мы говорим? Мне, по крайней мере, непонятна её однородность Хильдегарде, знаменным песнопениям или Тавенеру, столь Вами чтимым.
 
dimenteДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 19:59 | Сообщение # 36
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
Но разве отсутствие страха не приобретается человеком путем духовного опыта? Но каким путем этот опыт приобрести? Довольно странно утверждать об отсутствии страхов, если даже сам Христос перед голгофой боялся неизвестности вплоть дп кровавого пота.

Пневмацентричность-да, но музыка не способна лечить страхи, если сама их и не преодолевает, как это в трех первых частях хорового концерта Шнитке, порождающих в четвертой части один из главных примеров умиротворенности в музыке. Простой мажор, в котором эта часть написана, ни у кого другого не прокатывал, такое воздействие эта музыка оказывает только после избавления от страхов, которое происходит в предыдущих частях. Четвертая часть-это имхо события в ином мире, она для меня является одним из главнейших доказательств существования загробной жизни(рая и т.д.), в самом прямой смысле, без метафор, поскольку логично объясняет необходмость всех предыдущих ей метаний.

Сообщение отредактировал dimente - Воскресенье, 24 Январь 10, 20:27
 
galjatuДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 20:12 | Сообщение # 37
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
dimente, участие в любых делах может принести душе вред. Но надо заниматься своим делом, Вы правы. У композиторов дела с конфессиями обстоят по-разному, главное, чтобы люди искали не разделения, а общего. Тем более, что мы не знаем вероучений так глубоко, чтобы что-то оспаривать. Это не Вам, просто опять же к слову. Не собираюсь разворачивать эту "ветку", просто я дала ту этимологическую справку о понятии религии, чтобы не называлось одно другим.

Галина
 
dimenteДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 20:17 | Сообщение # 38
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
А мне кажется, что очень полезно и развернуть, поскольку у людей, особенно интеллигенции, довольно много неприятия к институту, а через него и к традиционной церковной культуре. Многие ищут какую-то Шамбалу в культуре и духовности только из-за неприятия конкретного батюшки в конкретном приходе.

Я летом в Краснодаре ходил в небольшую группу по раджа-Йоге( т.е. там не в позе лотоса сидели, а обсуждали индийскую философии и ее представление о Боге и человеке). Там спрашивали, почему вы здесь, и люди, которые были рядом со мной, именно этим и объясняли свое присутствие, т.е. что они видят слишком много лицемерия в нашей родной православной церкви

Сообщение отредактировал dimente - Воскресенье, 24 Январь 10, 20:25
 
igoralДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 21:18 | Сообщение # 39
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Статус: Offline
Quote
Религия с точном смысле - восстановления связи с Богом (re+liga). Все остальное - формы ее бытования
.

К сожалению, Галина, это "точное" определение религии - не более, чем застарелый предрассудок европейского индивидуализма. Может быть, этимологически оно и правильно, но Вы-то делаете из него отнюдь не филологические выводы. А практически из него выпадают: вся коллосальная религиозная Индия, где проблемой является не связь с Богом (зачем, если tat tvam asi?), а наоборот, дистанция с Ним; всё мусульманство, где "Аллах ближе к тебе, чем твоя сонная артерия", и, наконец, несчастное христианство, в его аутентичной форме православия, которое разделяет общевосточную интуицию близости, но имеет свою совершенно специфическую проблематику. Это проблема любви, т.е. связи с ближним, понятом как личность , т.е. проблема Церкви. Имперсональный Восток её не знает и понятия о Церкви составить абсолютно неспособен.
Неспособен понять суть Церкви как организма (любви) и современный "культурный" человек, приученный мыслить исключительно в категориях организации, учреждения и вообще собранности индивидуальных единиц. Переучивать его (и извините, Вас), видимо, бесполезно, но указать на печальную ошибку я обязан.
А Вам, Димитрий, я вынужден сделать выговор >( за то, что, обладая опытом провославного само- и миропонимания, Вы так охотно идете на поводу поверхностно-банальных суждений. Зачем же тогда утверждать, что реальное невидимо? Не Вы ли сам несете ответственность за то, что боитесь переводить его (любовью) в видимую форму?

(Выявить отношение сказанного к музыке предоставляю в качестве самостоятельного упражнения ;) )

Добавлено (24 Январь 10, 21:18)
---------------------------------------------

Quote
хорового концерта Шнитке

А.Г., слава Богу, считал себя православным, но немецко- еврейское происхождение, протестантское воспитание и католическое крещение требуют учета prof :) .

Quote
Христос перед голгофой боялся неизвестности

"Психологию" Христа я бы не советывал разрабатывать: не осилите...

Quote
Пневмацентричность

Это, может быть, описка, но вот повторенное два раза экзестенциальный - уже ошибка

 
dimenteДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 21:33 | Сообщение # 40
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
Quote (igoral)
Зачем же тогда утверждать, что реальное невидимо?

Это вы о каком моем высказывании?

Quote (igoral)
Вы так охотно идете на поводу поверхностно-банальных суждений

Тоже, если можете поясните, какие именно суждения, о неприятии некоторыми лицемерия в церкви или о чем?

Добавлено (24 Январь 10, 21:33)
---------------------------------------------

Quote (igoral)
А.Г., слава Богу, считал себя православным, но немецко- еврейское происхождение, протестантское воспитание и католическое крещение требуют учета

Ну у кого нет протестантизма? Обучавшегося в германии Чайковского? Эстонца Пярта (в эстонии доминирует протестантизм) или пресвитерианца по рождению шотландца Тавенера?

По большому счету отличаются от своей традиции подчеркнутым индивидуализмом, яркостью, нестандартностью мысли Хильдегарда вон Бинген и Кассия Константинопольская, за что поплатились отворотом от канонизации (первую так и не канонизировали, вторую, жившую в 9 веке и очень известную фигуру из исторических легенд, только в конце 20-го века)

 
galjatuДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 21:34 | Сообщение # 41
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
Я сказала что сказала, а спорить не берусь. Простите - не по силам и нет стремления интеллектом ухватить сокровенное.

Галина

Сообщение отредактировал galjatu - Воскресенье, 24 Январь 10, 21:37
 
dimenteДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 21:36 | Сообщение # 42
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
Галина Александровна, а мне насчет Шамбалы ответите? :)
 
galjatuДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 21:46 | Сообщение # 43
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
dimente, про Шамбалу скажу. Помимо свойственного людям вообще, в нас есть еще и воспитанное временем. Многие подходят к церкви с точки зрения партии и комсомола, думая, что в ней можно найти достойных и ее нужно быть достойными. Многие, считая себя недостойными, не идут в церковь, думая, что там только святые, другие видят среди священников обычных грешников - и не идут уже поэтому. Причина одна и та же: идем не к Богу, а к людям, притом выдуманным. На самом деле сами люди и являются причиной - и с той, и с другой стороны: "Ибо ради вас хулится Церковь Божия" (апостол Павел). Все решается, если не искать корень зла в другом человеке, только в себе.

Галина

Сообщение отредактировал galjatu - Воскресенье, 24 Январь 10, 22:13
 
igoralДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 21:50 | Сообщение # 44
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Статус: Offline
№43 вот с этим я целиком согласен
 
GulbeshekerДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 22:02 | Сообщение # 45
Группа: Пользователи
Сообщений: 435
Статус: Offline
Quote (Furtwangler)
Для того,чтобы ответить на вопрос - "что есть духовность в музыке" надо сначала ответить на вопрос - "что есть духовность". Это на самом деле очень умозрительное понятие,можно писать трактаты,а можно выразить одной фразой - НЕ УБИЙ.

Или ВОЗЛЮБИ.


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Что для Вас является Духовностью в музыке?
Страница 3 из 16«123451516»
Поиск: