Что для Вас является Духовностью в музыке? - Страница 2 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 16«12341516»
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Что для Вас является Духовностью в музыке?
Что для Вас является Духовностью в музыке?
ФорФорДата: Суббота, 23 Январь 10, 21:51 | Сообщение # 16
Группа: Пользователи
Сообщений: 393
Статус: Offline
Quote (Cassis)
Как выразить духовность в словах?

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех забывших радость свою.

Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайне, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
©

Сообщение отредактировал ФорФор - Суббота, 23 Январь 10, 22:33
 
igoralДата: Суббота, 23 Январь 10, 21:57 | Сообщение # 17
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Статус: Offline
Духовность и нравственность, конечно, не синонимы, но беда в том, что одна без другой нежизнеспособны. Мне кажется, что galjatu и Furtwangler сходятся в том (а я с ними), что музыка не столько духовна, сколько духовно целительна. Тогда и Брандербургские концерты получают свое место. И даже Кармина Бурана, хотя плотское там действительно перевешивает. В общем, как за 50 лет до Померанца сказал А.Мальро, "искусство не разрешает экзистенциальных проблем, оно их трансцендирует".
ФорФор, искажать и обрезать Блока - духовно-нравственное преступление с копирайтом


Сообщение отредактировал igoral - Суббота, 23 Январь 10, 22:01
 
dimenteДата: Суббота, 23 Январь 10, 21:59 | Сообщение # 18
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
Quote (Furtwangler)
Для того,чтобы ответить на вопрос - "что есть духовность в музыке" надо сначала ответить на вопрос - "что есть духовность"

Вот, я и предлагаю каждому высказать свои версии.
Про Кармину Бурану (ее 1, 2, 24)-эта очень сильная музыка. Я слушал внимательно всего Орфа, он далек от современного понимания плотскости. Все эти шаблоны имеют такое же происхождение, как и стремление увидеть в Эпикуре оправдания вакханалиям. Это очень банальный взгляд на дело. Бурана привлекает своей метафизической монументальностью, мощью.

Довольно трудно здесь оправдывать это произведение перед музыкантами даже, поскольку необходимо быть композитором, чтобы понять как трудно из себя выдавить такую четкую, прозрачную и глубокую мощь. Эта музыка задевает, поскольку сами эти созвучия доказывают что мир не только материален, что музыка может вызывать переживания сильнее нежели боль или радость зрения, осязания, вкуса. Нематериальное явление, доказывающее истинность мироздания в большей степени, нежели материальные артефакты. Это как ветхозаветное имя Бога Иегова(Яхве): "Я есмь" Поначалу не понимаешь, почему Бог не сказал ничего больше, кроме этих двух слов. Но приобретя жизненный и духовный опыт, понимаешь, что все остальное излишне.

Я вижу здесь высшее напряжение духа, некое первосекундное состояние вселенной когда уже был свет, но еще не было материи (это по данным науки, а не только Библии)

Экзестенциальные страхи бытия снимаются исключительно глубочайшим переживанием, доказывающим, что "Я есмь" Кармина Бурана и Лето с Зимой Вивальди дарят такие переживания

Для меня духовно именно то искусство, которое дает достаточное переживания для утверждения тезиса "Я есмь" (философски: создает рефлексию, достаточную для признания существования объекта рефлексии)

Сообщение отредактировал dimente - Суббота, 23 Январь 10, 22:27
 
ФорФорДата: Суббота, 23 Январь 10, 22:33 | Сообщение # 19
Группа: Пользователи
Сообщений: 393
Статус: Offline
Quote (igoral)
ФорФор, искажать и обрезать Блока - духовно-нравственное преступление с копирайтом

Это не я, это оно мне так досталось :)
 
igoralДата: Суббота, 23 Январь 10, 22:44 | Сообщение # 20
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Статус: Offline
Ну ладно коли так, а вообще-то очень правильно - идти за ответом по духовности к поэтам. От Тютчева (...что есть мир лучший, мир духовный) до Заболоцкого (Горит весь мир, прозрачен и духовен) они понимали в деле ;)
 
dimenteДата: Суббота, 23 Январь 10, 22:58 | Сообщение # 21
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
igoral, вы мой ответ прокоментируйте, в философию ведь лезу :)

Добавлено (23 Январь 10, 22:51)
---------------------------------------------

Мне ведомо, что близок день Суда,

И на суде нас уличат во многом,

Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?

Где будет Суд – я поспешу туда!

Я пред Тобой, о Господи, склонюсь,

И, отречась от жизни быстротечной,

Не к вечности ль Твоей я приобщусь,

Хоть эта вечность будет мукой вечной?

Добавлено (23 Январь 10, 22:58)
---------------------------------------------
Ты - то единственное, что безмерно,

Что в мире подлинно и достоверно,

Ты - то, что нам дает благословенье.

Ты - полдень без заката, свет без тени,

Единственный для нас родник покоя,

Что просветляет бытие мирское.

И безграничный Ты, и вездесущий,

Ты и сладчайший мед, и хлеб насущный,

Сообщение отредактировал dimente - Суббота, 23 Январь 10, 22:54
 
galjatuДата: Суббота, 23 Январь 10, 23:52 | Сообщение # 22
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
Раз дошло до стихов - Сергей Вакуленко:

--------------------------
Совесть открытая всем атлантическим бурям
Тайная боль
Строптивое счастье мое
Чуткая трость
Мне слепцу заменившая зрение

Балансир
Когда я иду по канату над пропастью черной беды
Глоток студеной воды иссохшему горлу

Когда приплетают гражданственность
Говоря о любви
И об искусстве
Мне хочется уши заткнуть
Или кричать в тугоухий раструб свинцового быта
Пока в душе человеческой не избыта нежность
_______________Грядки
_______Добродетельных огородов
Будет опутывать повилика
И вместо злаков на ваших полях
Несъедобными звездами
Будут гореть васильки

Дорогие сограждане
Если нужна вам сытость
Пока не поздно сломайте скрипки и флейты
И вместо дорогостоящих работ по селекции
Урожайных сортов
Найдите способ
Выскресть из наших душ
Нежность и песенный дар
Сытость любовь и музыка
Не совмещаются во вселенной

Если хотите выжить
Пожертвуйте нами
И своими детьми
И собой

Потому что мы это вы
Бесполезная нежность
Это цвет ваших глаз
Строптивое счастье ваше
Тайная боль
Трость и совесть

---------------------


Галина
 
ksenaДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 11:44 | Сообщение # 23
Группа: Проверенные
Сообщений: 1497
Статус: Offline
Давайте вернёмся к теме
Quote (dimente)
Предлагаю обсудить музыку, которая имеет для вас определенную нравственную ценность в широком смысле, как в религиозном. так и гуманистическом. Например, многие знают мою приверженность православным Пярту, Шнитке,Тавенеру, но помимо этого не менее религиозны для меня Времена года Вивальди, 5-ая симфония Бетховена или Кармина Бурана Орфа. Предлагаю Вам назвать такие произведения и попытаться рассказать, почему они вызывают у Вас полет души, заставляют задуматься, ведут к внутреннему Катарсису. Еще раз повторю, что приветствуется, как религиозное. так и гуманистическое понимание вопроса. Про упомянутые мной произведения расскажу в течении диалога подробнее


Всё четко прописано, что духовная - значит
Quote (dimente)
полет души, заставляют задуматься, ведут к внутреннему Катарсису

Нужно только вспомнить конкретно что именно.
Для меня всё зависит от личного настроя этой самой души. Если музыка созвучна этому настрою, то и результат соответствующий. Со многими произведениями бывает по-разному.

Может, наиболее часто (по степени)
1. Церковная средневековая музыка (но не русская),
2. Симфонии Малера, Брамса,Шостаковича,
3. Концерты Моцарта, Рахманинова

 
ФорФорДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 11:51 | Сообщение # 24
Группа: Пользователи
Сообщений: 393
Статус: Offline
Поэты и духовность, вербально более "обговоренная" сфера...нежели музыка и духовность.
Ээээ...в определённом ракурсе.

Потому что есть примеры высокой духовности в музыке, где и поэты теряются :) Ибо слова...это ,на мой взгляд, наверное грубый инструмент, чтобы петь наравне с музыкой :)

В общем...всему есть место в нашей жизни и искусстве. :)
......................................
Смею утверждать, что музыка исландской группы Сигур роз весьма высоко-духовна . И особенно вкупе с видеорядом.
Весь их фильм Heima и многие клипы.
Например вот этот http://www.youtube.com/watch?v=sWiJWLiSKro
или - http://www.youtube.com/watch?v=lwQmDvuORY0

Это видео-музыко-поэзия. Высочайшего уровня. Какой, ИМХО, и в классике порою не встретишь.

 
igoralДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 14:02 | Сообщение # 25
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Статус: Offline
Quote
есть примеры высокой духовности в музыке, где и поэты теряются

Конечно, хотелось бы узнать имена этих поэтов, растерявшихся от высокой духовности в музыке. Сама музыка - да, пожалуй, у поэтов (скажем, Фета) встречаются жалобы на её невыразимость словами, но им также часто удается выразить это ощущение такими словами, которые достойны самой высокой музыки. Да и когда говорят о музыкальности какой-то поэзии, этим обозначают, конечно, важное ее качество, но лишь вторичное по отношению к ее духовности. Мы, т.о., опять упираемся в "определение" духовности...

 
sgkisДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 14:08 | Сообщение # 26
Группа: Пользователи
Сообщений: 80
Статус: Offline
Высокая Музыка (для меня это - Мессия Генделя, Стабат матер Пуленка) уравновешивает страсти и находится в согласии с нашей совестью.


Светотень
 
igoralДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 14:39 | Сообщение # 27
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Статус: Offline
Quote
Экзестенциальные страхи бытия снимаются исключительно глубочайшим переживанием, доказывающим, что "Я есмь"

Это утверждение очень близко позиции Рильке среднего периода, которая мне самому представляется переходной - а кроме того, и какой-то нерусской. Хотя только в эти годы он писал стихи о музыке :). Гораздо интереснее и глубже ранний, "христианский" и поздний, "онтологический" Рильке.
Т.е. Ваши глубокомысленные утверждения, Димитрий, требуют уточнения. Человеческое "Я есмь" отличается от божественного только тем, что последнее тавтологично. Самоназвание ehje asher ehje буквально переводится как (Я) есмь (Тот) который есмь, а если уж совсем дословно буду который буду. Смысл этой загадочной фразы: Бог (а Бог есть Дух) есть Само Бытие, "есть" всего, что есть. Поэтому и бытие Бога очевиднее для меня, чем я сам. Ведь чтобы сказать я есмь, нужна сама возможность этого есмь. А это и есть Бог - Possest, как говорил Николай Кузанский.
Как это относится к нашей теме? Духовна не та музыка, котроая помогает мне самоутвердиться - хотя бы и в идеальном и трансцедентном, а та которая дает ощущение Бездны божества. Она же и моя...
Но время уходить. До вечера.

Сообщение отредактировал igoral - Воскресенье, 24 Январь 10, 19:06
 
dimenteДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 15:11 | Сообщение # 28
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
Если говорить о музыке, igoral , то необходимо в этом контексте вспомнить Концерт для хора Шнитке. На протяжении всего произведения не создается ощущение, что оно теоцнентрично, как раз наоборот, автор(Нарекаци и Шнитке) используют образ Бога для устранения своих сомнений. Они словно доказывают через преобщенность Тому, кто наделяется столь многими эпитетами, что существование Бога в их дуще дает надежду на их собственное бытие.

Второй пример-имхо лучшее песнопение всего православного мира-Тебе одеющагося светом ( в любимой записи Lege Artis, которая у меня в Неформате).

Тебе, одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва, нага, непогребенна, благосердный плачь восприим, рыдая глаголаше: увы мне, сладчайший Иисусе, Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть; како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу? или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.

Все слова песнописца ведут к мысли, что материальное бытие не дает возможности говорить о существовании субъекта. Как тот, кто больше видимого мира может быть в бренном теле. Зеркально и песнописец, словно стенает по экзестенциальной недоказуемости себя через это плотское бытие.(это уже слышно из музыки) Соединение с Богом не просто через хвалу, а через глубочайшее переживание своей собственной зыбкости делает человека Человеком. В этом песнопении церковные кружева нот достигают наибольшей экспресии, как предсмертное путешествие мыслей из глубин к небу в поисках попытки зацепиться хоть за что-то, что бы дало уверенность в своем бытиии. В минуту, когда даже Бог "умирает" это звучит ярче всего.
Одновременно само песнопение звучит очень устойчиво, будто проповедует, что сам процесс поиска, метаний, сомнений дает человеку огромный ресурс воли, личностного становления.

Примерно теми же словами можно описать и произведение Fragments of a Prayer Тавенера

ksena и sgkis спасибо за развернутый список таких произведений, обдумаю его, а то совсем уже зафилософствовался :D

Сообщение отредактировал dimente - Воскресенье, 24 Январь 10, 15:49
 
galjatuДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 16:41 | Сообщение # 29
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
Мне еще кажется, что несколько прояснило бы вопрос, если бы автор темы убрал кавычки на слове "духовность" в заголовке. Зачем такое стеснение?

Галина
 
dimenteДата: Воскресенье, 24 Январь 10, 16:47 | Сообщение # 30
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Статус: Offline
Убрал, хотя кавычки, имхо, были для того, чтобы участники каждый по своему трактовал, что для него является духовностью, а не обращался к словарю.
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Что для Вас является Духовностью в музыке?
Страница 2 из 16«12341516»
Поиск: