|
Программная музыка
| |
legoru | Дата: Вторник, 19 Января 10, 04:53 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Из википедии: Программная музыка − академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается. Возможны, однако, и более развёрнутые программы: в частности, каждому из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» их автор Антонио Вивальди предпослал посвящённый этому же времени года сонет. Программная музыка спорадически встречалась в творчестве композиторов XVI—XVIII веков. Особое пристрастие к программам питал Генрих Игнац Франц фон Бибер, которому принадлежат известная соната «Битва» (итал. Sonata la Battaglia, 1673), 16 мистерий-сонат, последовательно изображающий жизненный путь Девы Марии и др. Композиторы классического периода реже обращались к программным сочинениям, зато эпоха романтизма ознаменовалась их расцветом. Есть у кого-нибудь версии почему так произошло? Ведь содержанием музыки является она сама (Э.Ганслик) Не запрещается также называть любимые программные сочинения и наиболее удачные музыкальные воплощения их литературного, исторического, природного или иного прототипа
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Вторник, 19 Января 10, 05:18 |
|
| |
Grin | Дата: Вторник, 19 Января 10, 07:42 | Сообщение # 2 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 383
Статус: Offline
| Может быть потому, что романтизм в музыке наступил позже, чем в литературе, он на нее опирался. Не всегда получается адекватно сказать музыкальными средствами так, чтобы тебя правильно поняли. Поэтому для убедительности подкрепляют программой. Я не любительница идеи программности, хотя имею исключения: Camel - The Snow Goose (1975). В основном же, не зная программы, вы никогда не угадаете, что там хотел изобразить автор. Музыка - это абстрактное искусство комбинации звуков. Можно лишь говорить о каких-то общих впечатлениях и ощущениях от музыки, одинаковых для большинства слушателей. Но и тут такой разброс! Вот видите, даже "Щелкунчик" для некоторых всего лишь "нормальная новогодняя музыка".
|
|
| |
Malamute | Дата: Вторник, 19 Января 10, 08:39 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Олег, спасибо! Ваши темы всегда заставляют задуматься (что в обычной жизни не часто приходится делать ), или вспомнить любимые / нелюбимые произведения. Для барокко-классиков программа была средством подкрепить для слушателей музыкальные образы. В эпоху романтизма на первый план выступает литература, отражающая наиболее популярные идеи времени. Конечно, сразу вспоминаются симфонии и квартеты Гайдна (он вообще мой любимый композитор всех времен). Правда «программные» названия, отражающие содержание ярких музыкальных образов, по большей части давали уже критики и издатели. Иногда эти названия связаны просто с событиями, произошедшими во время написания или исполнения симфонии (Чудо). И, разумеется, Пасторальная Бетховена. Из романтиков очень нравится увертюра Манфред Шумана – не знаю, можно ли ее отнести к программной музыке, но все-таки она исполняется сейчас, как отдельная пьеса. Цикл Сметаны, из которого больше всего нравится Из Чешских Полей и Лесов. А вот симфонические поэмы Листа не очень люблю за претенциозность, напыщенность и за то, что в оркестровой фактуре все время вылезает пианист. Прелюды по-моему наиболее удачны, но поэтому и наиболее заиграны. Очень хороши Фавн и Море Дебюсси, Пеллеас Шенберга,ранние симфонические пьесы Р.Штрауса. В Заратустре он умудрился даже изобразить философские концепции с повисающим в заключении «основным вопросом».Пьесы Онеггера Пасифик и Регби. Его же 4я симфония. Встреча Волги с Доном Прокофьева. Статья в Википедии не отражает совершенно новый вид программной музыки, возникший в 20 веке. Она описывает явления природы, космоса и законы мироздания – это всевозможные Вортексы, Квазары-Пульсары и прочие Полиморфии. Сюда же можно отнести и пресловутые 4.33. Появление такой музыки связано с общей революцией идей во всех областях жизни и в первую очередь в физике, когда мир предстал странным и неустойчивым, а эго художника оказалось совсем не в центре мира. Из новинок мне очень понравилась красивейшая пьеса Унсук Чин Rocana-Игра Света, представляющая собой как бы физический опыт, демонстрирующий законы отражения и преломления света с игрой солнечных лучей. Из нелюбимых назову Фантастическую Симфонию – по моему одно из скучнейших и беспомощнейших произведений мировой музыки.
Grrr...Wough!
Сообщение отредактировал Malamute - Вторник, 19 Января 10, 09:03 |
|
| |
Grin | Дата: Вторник, 19 Января 10, 08:46 | Сообщение # 4 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 383
Статус: Offline
| Сразу вспомнилось классическое недоразумение программности - "Лунная" соната Бетховена.
|
|
| |
Yura-nsk | Дата: Вторник, 19 Января 10, 09:32 | Сообщение # 5 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 644
Статус: Offline
| По сути, программность - это весьма условное и размытое определение. Например, называют программными симфонии "Пасторальная", "Зимние грёзы", и называют программными симфонии и поэмы "Манфред", "Дон Жуан", "Ромео и Джульетта" - их совершенно точно нельзя поставить на одну доску по "типу программности". А как же симфонии "без названий", где нет программы, но понятен сюжет? Достаточно верно про программность говорил писал в письме к фон Мекк Чайковский. Я бы вывел минимум следущие утверждения-размышления: 1) Любая программность не должна собою ограничивать музыку для нас, соответственно, может подразумевать огромную долю "непрограммности" или "недокументированной" программности (как вам угодно). 2) Любая непрограммная вещь может иметь чёткую программу для слушателя. Соответственно, само это определение - лишь условность, и подтверждает, что музыку, как бы кому-то не хотелось, нельзя классифицировать. Как не без шутки, но весьма тонко и мудро сказал мне как-то учитель, что исполнитель, когда его спрашивают, про что он играет музыку, всегда должен уметь сказать "пару общих слов", но никогда не говорить всем то личное, что может вызывать музыка, и то, про что он играет; и что музыкант может чуть ли не в каждом играемом произведении играть "один сюжет", например, условное "Ромео с Джульеттой". Это, конечно, не без хорошего преувеличения и иронии, но ведь ТАК ОНО И ЕСТЬ зачастую.
"Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
Сообщение отредактировал Yura-nsk - Вторник, 19 Января 10, 09:44 |
|
| |
Grin | Дата: Вторник, 19 Января 10, 09:44 | Сообщение # 6 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 383
Статус: Offline
| Умный человек был Петр Ильич.
|
|
| |
Yura-nsk | Дата: Вторник, 19 Января 10, 09:58 | Сообщение # 7 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 644
Статус: Offline
| Не хочу пересказывать Чайковского по памяти, а цитаты искать долго - он несколько раз хорошо высказался по этой теме. Например вот одна цитата быстро нашлась, по поводу его "обычной" (непрограммной) симфонии: "Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы и модуляции. Симфония моя, разумеется, программна..."
"Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
Сообщение отредактировал Yura-nsk - Вторник, 19 Января 10, 10:05 |
|
| |
Cassis | Дата: Вторник, 19 Января 10, 12:14 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2323
Статус: Offline
| Насчёт расцвета я не понял, программность для меня сильно размытая штука, поковыряться в барокко и классицизме, так там программ выше крыши. Вообще какой-то искусственный признак основанный на непонятно чём, у Вивальди куча программный концертов, другие господа эпохи тоже не отставали. У Кальдары целый опус сакральных симфоний. Известные симфонии Рамо сплошь программа, таким образом Рамо можно назвать Листом 18 века, а надо или наоборот, хотя если взять Куперена, то всё становится ещё проще?.
Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
Сообщение отредактировал Cassis - Вторник, 19 Января 10, 12:22 |
|
| |
Пяточог | Дата: Вторник, 19 Января 10, 12:38 | Сообщение # 9 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 129
Статус: Offline
| Программа - двигатель эволюции. Расцвет самой идеи программности ускорил процесс 1) возникновения музыки и 2) восприятия музыки. Композитор в качестве стимула к работе может использовать уже существующий сюжет, и, таким образом, в его работу входит только адаптация сюжета для воплощения в музыкальной ткани. Это проще, чем писать музыку чистую. Теперь композитор использует жанровые средства для вызова определённых ассоциаций у слушателя. И эти ассоциации сродни "кино в голове". Отсюда востребованность и популярность такой музыки в 19 веке. Malamute, солидарен насчёт Фантастической симфонии. Любимые же программные произведения: прелюдии Дебюсси (хотя, сам он позже сделал попытку отказаться от прог названий), его же Море, Ноктюрны... Вагнер - увертюра к Тангейзеру. Григ - практически весь. Очень нравятся его ф-п. пьесы. Ну это неполный список. Ещё симфония "Художник Матис", конечно же.. и "Время, вперёд!")))))
|
|
| |
Cassis | Дата: Вторник, 19 Января 10, 12:41 | Сообщение # 10 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2323
Статус: Offline
| это пример того, как из пальца высосан Quote (Пяточог) двигатель эволюции
Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
|
|
| |
Yura-nsk | Дата: Вторник, 19 Января 10, 12:54 | Сообщение # 11 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 644
Статус: Offline
| Не могу согласиться со столь резкими оценками "Фантастической симфонией". Хотя я не принадлежу к её вернейшим поклонникам (в частности, мне не нравится программа, концепция финала), но каковы полные юности, весны, влюблённости первая и вторая части!!! Истинно романтичная музыка, какой в ней идеал красоты!... Третья часть - в нашем современном ритме жизни немудрено, что кажется чем-то "скучнейшим и беспомощным", тем более после сами знаете чего.... Трагичному маршу также ни в коем случае не откажу в художественных достоинствах.
"Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
Сообщение отредактировал Yura-nsk - Вторник, 19 Января 10, 12:56 |
|
| |
Пяточог | Дата: Вторник, 19 Января 10, 13:00 | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 129
Статус: Offline
| Cassis, просто в эпоху романтизма изменился инструментарий, отсюда и новые возможности для звукоизобразительности, из которой романтизм просто соткан. В эпоху барокко музыка больше связана с идеей афекта, есть динамика развития одного образа, но нет калейдоскопической смены образов. В классицизме - главная цель - стройность формы. И "программные" симфонии Гайдна лучше всё же называть симфониями с программными названиями, т.к. программы-подтекста они не имеют. Просто тип фактуры, связанный с определённым типом движения. В романтизме программность - это, прежде всего, насыщенность образная. Quote (Cassis) это пример того, как из пальца высосан Quote (Пяточог) двигатель эволюции laugh что это?Добавлено (19 Январь 10, 13:00) --------------------------------------------- Yura-nsk, Фантастическая симфония - реклама наркотиков. Поддерживая её, вы соглашаетесь с автором в пользе веществ при написании музыки
|
|
| |
Yura-nsk | Дата: Вторник, 19 Января 10, 13:01 | Сообщение # 13 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 644
Статус: Offline
| Пяточог, когда нечего сказать непосредственно про музыку, говорят про всё остальное
"Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
|
|
| |
Malamute | Дата: Вторник, 19 Января 10, 13:02 | Сообщение # 14 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Yura-nsk, я имел в виду исключительно музыкальную часть.
Grrr...Wough!
|
|
| |
Cassis | Дата: Вторник, 19 Января 10, 13:04 | Сообщение # 15 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2323
Статус: Offline
| Пяточог, это недоумение по поводу того, что понятию программности дают такие оценки - двигатель эволюции, по мне так это не причина, а следствие. Само выпадение классицизма из программы это и доказывает
Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
|
|
| |
|
|