Смутное облако таинственности и сомнительности витает над клавесинными произведениями Георга Фридриха Генделя. Даже если кто-то и не оспаривает подлинность ни одного из них, он, безусловно, вправе задать вопрос о том, насколько некоторые из имеющихся у нас произведений действительно отражают замыслы Генделя. На самом деле из трёх комплектов клавесинных произведений только первый вышел с ведома композитора и был напечатан под его чутким руководством. Этот набор появился в 1720 году с названием на французском языке (“Suite de pièces pour le clavecin composées par G.F.G. (Собрание пьес для клавесина, сочиненных Г.Ф.Г.”) и почти сразу же приобрёл европейскую известностью. Естественным образом появилось ожидание публикации новые серий сюит. Однако этого не произошло, поскольку сочинение клавесинной музыки в период таких произведений, как “Чандос-антемы”, “Эстер”, “Ацис и Галатея”, было очень далеко от главного интереса Генделя в жизни. Второй и третий сборники произведений для клавесина действительно появились, но в пиратских изданиях, опубликованных без ведома Генделя и изобилующих ошибками. В частности, второй сборник, что появился в 1733 году, был буквально украден издателем Джоном Уолшем.
Подобные удачи и неудачи кажутся типичными для Генделя – путешественника из одной страны в другую, которого попеременно обожали и ненавидели, баловали и грабили. Ни один человек не был так хорошо знаком с королевскими дворами, как он, пока таинственным образом не впал в глубочайшую немилость. Ни у кого дружба не была более прочной, чем у него, и никто не был способен при этом драться на дуэлях со своими друзьями из-за пустяков. Никто не мог так озорно пошутить, как это сделал Гендель, сочинивший оперу “Алессандро” для двух соперничающих примадонн того времени, спровоцировав тем самым их драку на сцене под аккомпанемент свиста и шипения публики!
Поэтому Ромен Роллан справедливо отмечает, что Гендель “не просто создатель музыкальных декораций с грандиозными колоннадами и статуями холодного благородства”. Он также не является каким-то музыкальным “серебряных дел мастером”, доживающим свои дни в добродетели, спокойствии и величии. Музыка Генделя выходит за формальные рамки, она отображает все жизненные перипетии, эмоции, красоту и уродство.
Его первые пьесы для клавесина были опубликованы в 1720 году. Однако некоторые из них были написаны примерно в 1710 году и даже до 1700 года. Их можно найти в “Jugendbuch” из коллекции Леннарда (рукопись на 21 странице, которая, вероятно, относится к этому периоду жизни композитора). В любом случае, интересно рассмотреть “Jugendbuch” с его собственной точки зрения, то есть как своего рода музыкальный альбом для зарисовок, впоследствии переработанный, отшлифованный и расширенный для авторитетного издания. Здесь, по сути, мы сталкиваемся с замечательной и характерной привычкой Генделя – его любовью к бесконечным модификациям и переделкам своих собственных композиций, к добавлению мелких деталей, которые придают новый блеск и совершенство произведениям, которые никогда нельзя считать законченными и неизменными. Ведь Гендель всю свою жизнь вносил небольшие уточнения и перестановки в музыкальную ткань, которую он никогда не уставал вновь и вновь помещать в ткацкий станок своего творчества.
Заметным следствием этой привычки стала потребность, которую он испытывал, повторно использовать целые отрывки из своих предыдущих произведений. Для него всегда существовала очень тесная связь между его инструментальными произведениями и операми и ораториями: для него это было почти аксиомой. Более того, его любовь к вариативной форме связана с этими привычками музыкального мышления: играя в вариативной форме, человек ставит перед собой задачу увидеть одни и те же вещи по-новому. Пьесы для клавесина из второго собрания сочинений иллюстрируют эту генделевскую тенденцию: они включают вариации на менуэты, гавоты, арии и чаконы. Некоторые произведения расположены в виде сюит, и, несмотря на небольшие неточности в опубликованном порядке, они выражают движение.
В каком-то смысле это музыка в самом процессе создания, как, например, в случае с чаконой соль мажор с 21 вариацией. Кстати, здесь следует отметить, что каждая вариация имеет знак повтора. Означает ли это, что исполнитель должен повторять ноту за нотой ту же музыку, которая звучала ранее? Конечно, нет! И в нашей записи Лучано Сгрицци сотрудничает с композитором, варьируя повторы. Таким образом, мы получаем не 21, а 42 вариации в духе тех изумительных импровизаций, которым Гендель (мы знаем это по свидетельствам его современников) любил предаваться, выступая перед публикой. Гендель обладал инстинктивным чутьем к музыкальной естественности. Его друг Иоганн Маттезон (с которым он познакомился в 1703 году во время поездки в Гамбург), несомненно, полностью осознавал это, поскольку он тоже был врагом всего чисто механического, академического или абстрактного. Более того, должность органиста в его родном городе Галле обязывала Генделя каждое воскресенье представлять новые произведения. Такой опыт, хотя и нелёгкий, научил молодого композитора писать быстро и хорошо. Что отчетливо проявляется в Сюите ре минор (из второй части), так это характерная для Генделя решимость использовать мелодичные фразы. Эта последовательность из пяти танцевальных частей предназначена исключительно для того, чтобы музыка звучала разными “тонами голоса”, в то время как музыкальная мысль, однородная и незамутнённая, остается неизменной от начала до конца.
Третье собрание содержит несколько коротких пьес, относящихся к совершенно разным периодам творчества Генделя (хотя датировать их с какой-либо степенью уверенности невозможно). Здесь некоторые произведения снова собраны таким образом, что образуют сюиту: вероятно, это можно сказать и о Партите ля мажор. Кстати, именно эта сюита мало чем отличается от французских сюит Баха. Здесь и там сходство действительно поразительно, тем более удивительно, если вспомнить, что два великих композитора, вероятно, никогда не встречались. (По-видимому, здесь имело место странное стечение обстоятельств: примерно в 1705 году, вскоре после визита Генделя, Бах отправился в Любек послушать игру Букстехуде. Примерно пятнадцать лет спустя, в 1719 году, Бах услышал, что Гендель ненадолго приезжает в Галле, и отправился туда из Кётена, чтобы встретиться с ним. Но он прибыл в Галле в тот самый день, когда Гендель покинул его! И, наконец, в 1730 году он послал своего сына Вильгельма Фридемана к Генделю, чтобы пригласить его в Лейпциг, но Гендель из-за смерти своей матери отказался от приглашения.)
Послушайте ещё раз прелюдию, которая открывает Урок ля минор: не правда ли, она удивительно похожа на Хроматическую фантазию ре минор Баха? И всё же ни один композитор не пытался подражать другому. Мы должны искать влияния в другом месте. И можно ли вообще мыслить в категориях влияний, говоря о музыке Генделя? Это сложный вопрос, поскольку Гендель достиг исключительной зрелости в очень раннем возрасте, приобретя свой собственный стиль. Кроме того, его способность усваивать всё лучшее, что только можно было найти, его огромная восприимчивость ко всем направлениям музыкальной мысли (не исключая популярные источники), очевидно, сыграли свою роль в формировании его личности. Таким образом, вполне вероятно, что периоды его пребывания в Германии, Италии и Англии действительно оказали своё влияние на его стиль. Его встреча с Букстехуде в Любеке не может подвергаться сомнению – ведь разве сам Букстехуде не сочинил Hallelujah, которую вполне мог бы написать Гендель? Однако не будем обольщаться, в целом музыка Генделя узнаваема и характерна. Но он не придерживается только одного стиля, в его распоряжении столько различных музыкальных словарей, сколько ему нужно, и ноты, с помощью которых он выражает себя, даются ему легко. “Каждая нота говорит сама за себя”, – высказался Маттезон о музыке Генделя. Цель настоящей записи – на протяжении всех пяти исполняемых здесь произведений ещё раз продемонстрировать правдивость слов Маттезона. Джоэл Висоцки
Код класса состояния винила: NM Устройство воспроизведения: Kenwood KP 990 Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red Предварительный усилитель/АЦП: Pro-Ject Phono Box II USB Программа-оцифровщик: CEP 2.0 Обработка: CEP 2.0 (Click/Pop Eliminator, Fade in/Fade Out)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".