Пауль Витгенштейн (1887-1961) играет Равеля, Баха, Шуберта, Регера
21:57
Австрийский пианист П.Витгенштейн родился в Вене в известной музыкальной семье. Его двоюродный дед - знаменитый скрипач Й.Йоахим. П.Витгенштейн учился у М.Брее и Т.Лешетицкого. Впоследствии у самого П.Витгенштейна брали в разное время уроки такие известные пианисты как А.Шнабель и И.Падеревский. Во время Первой Мировой Войны П.Витгенштейн в составе австрийской армии отправился на фронт где после ранения потерял правую руку. Однако он не оставил музыку и стал создавать собственные транскрипции для левой руки. Позднее многие известные композиторы писали произведения для левой руки специально для П.Витгенштейна, в их числе С.Прокофьев, П.Хиндемит, Р.Штраус, Б.Бриттен, Корнгольд, Ф.Шмидт и, конечно, М.Равель. Концерт Равеля ре мажор, написанный им для П.Витгенштейна, стал основой не только репертуара австрийского пианиста, но и началом его интернациональной карьеры. Концерт созданный в 1930 году был впервые исполнен два года спустя. П.Виттгенштейн исполнял его также и в Париже вместе с М.Равелем выступавшим в качестве дирижера. С этим фортепианным концертом П.Витгенштейн объездил почти весь мир и играл его вместе с такими дирижерами как Б.Вальтер, С.Кусевицкий, А.Родзинский, Ю.Орманди и многими другими. Первая поездка пианиста в США состоялась в сезоне 1934/45 годов. В 1938 году он окончательно переезжает в Америку где основывает ”School for the Left Hand”. Он интенсивно преподавал, а также создал три сборника этюдов и транскрипций для левой руки.
Точно датировать данную запись невозможно. Впервые она увидела свет в издании давно не существующей фирмы Period, во второй половине 50-х годов (прошлого уже века, как интересно написать эту фразу) и сразу стала редкостью среди коллекционеров. Позднее, когда вновь обнаружились оригинальные матрицы этой записи, их издает фирма Orion, в начале 70-х годов. Запись переписана здесь что называется один в один, с этого диска. Имеется еще одна запись П.Виттгенштейна на Boston с транскрипциями Штрауса, но данную запись я видел только в каталогах. Надо сказать что игра П.Виттгенштейна далеко не свободна от технических погрешностей, это музыкант старой эпохи не испорченной ужасом огреха в записях. В отношении концерта Равеля можно сказать что в сугубо техническом отношении- точность, ровность отсутствие мелких огрехов - его трактовка проигрывает другим известным исполнениям этого концерта: Казадезуса, Браунинга, Франсуа, Перлемутера и других. Но, на мой взгляд его игра выигрывает неизмеримо в свободе исполнения и глубине понимания этого произведения. Особо, как мне кажется, следует обратить внимание на работу дирижера М.Рудольфа. Так или иначе это одно из самых интересных исполнений этого концерта. Предлагаю ознакомиться с этой исторической записью.
П.Виттгенштейн 1.Равель - Концерт ре мажор для левой руки Оркестр Metropolian Opera New York, дир. М.Рудольф 2.Шуберт-Лист-Виттгенштейн - Морская тишь 3.Регер-Виттгенштейн - Романс 4.Бах-Брамс - Чакона из скрипичной партиты no.2 5.Регер - Прелюдия и фуга
н/р ссылка
Theodor (theodor19) обновил ссылку на леворучный концерт Равеля:
Концерт для левой руки есть ещё в записи с Бруно Вальтером: http://intoclassics.net/news/2009-04-13-5134 А ещё там есть интересный комментарий Ивана (az_az_az) о семье Витгенштейна.
Посмотрел по трем словарям, действительно с одним "т", это я маху дал. Привык к оригинальному написанию его имени, потому как он Wittgenstein с двумя "t". Впрочем один словарь предлагает трактовать его как Витгенштайн, что собственно говоря, ближе всего к истине. Спасибо за ссылку, эту запись с Вальтером никогда не слышал, очень интересно. Как я ее пропустил? Впрочем это наверное действительно из-за двух "т". Комментарий az_az_az тоже любопытный, я не знал что он с одной рукой боксировал.
С интересом прочитал малочисленные сообщения по теме Чаконы Бах-Брамса на форумклассика. Кто-то не видит в переложении ничего особенного; кто-то считает великолепным, конгениальным. Я придерживаюсь второго мнения.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".