Во французской музыке издавна наблюдалось сосуществование разных направлений и школ; такой же оставалась она и в XX веке. В годы расцвета импрессионизма рядом с Дебюсси и Равелем творил Форе; его опера «Пенелопа» (1913) по праву заняла первое после «Пеллеаса и Мелизанды» место во французском театре. Названная лирической драмой, "Пенелопа" пронизана высоким духом античностии, насыщена экспрессией и отмечена характерным для Форе изяществом фактуры. Если Реквием Форе определялся современниками как "колыбельная смерти", то "Пенелопа" была созвучна "ноктюрну жизни".
По поводу этой оперы Онеггер писал: "Из всех произведений современной оперной музыки наиболее, быть может,
захватывающее — «Пенелопа». Обусловлено ли это исключительной простотой
ее средств, верной выразительностью некоторых ее фраз или же отказом от
любых внешних эффектов и облегчением драматических коллизий — не берусь
сказать, поскольку чувствую себя перед лицом чуда, внушающего мне
сегодня еще более живые чувства, чем когда я слушал эту музыку впервые.
Известно, что во многих странах, где любят музыкальное искусство и
культивируют его, творчество Форе остается до сих пор непонятым. Как
уроженцу одной из подобных стран, мне кажется, что я смогу объективно
разобраться в причинах упомянутого равнодушия к нему. Мне самому
потребовалось много времени, чтобы проникнуть в тайну столь изысканного
языка Форе. Раньше мне, как и многим слушателям, восхитительная
скромность его музыкальной речи казалась некой нехваткой силы;
элегантная небрежность некоторых его строк наводила на мысль о таких
упрощениях гармонического языка, которые порой приводят к
двусмысленности. Это сбивало меня с толку, поскольку мое музыкальное
чутье основывалось на бетховенской четкости. Но в процессе моей эволюции
мне открылись все магические свойства музыки Форе. Меньше, чем у прочих
авторов, можно объяснить их словами. Кроме Моцарта и Шуберта, я не знаю другой музыки, которая была бы столь специфичной, чистой музыкой, как у Форе.
Поскольку он писал много романсов, его считали преимущественно
«утонченным мелодистом». По-моему, А. Хоере один из первых обратил
особое внимание на гармоническое дарование Форе, как на то, что прежде
всего делало его новатором, притом новатором, сосредоточенным не на
каких-либо эффектах, а на изобретениях, касающихся самой сути
музыкальных средств. Мелодические линии у Форе просты: они нередко
состоят из гамм или фрагментов гамм, по-разному ритмованных (например, в
Элегии, Теме с вариациями для фортепиано, во 2-й теме Финала Квартета
до минор и др.). Исключительно богатая гармонизация придает этим
мелодиям большую выпуклость и своеобразие. Поэтому им часто пытались
подражать. Два аккорда, которые можно назвать «аккордами печали
Пенелопы», открывают оркестровое вступление и создают затем своей
своеобразной окраской ту атмосферу, которая окутывает эту оперу. Вместе с
тем в последовании этих аккордов нет ничего особо исключительного (их
можно встретить и в других произведениях), но поскольку в опере они
очень верно выражают приглушенный вздох сердца, тоскующего от разлуки,
то невозможно было бы себе представить что-либо вместо них. Аналогичных
примеров в этом произведении — множество. Их было бы нетрудно указать
на протяжении всей партитуры. Таковы гармонии, сопутствующие появлению
Одиссея, теме лука, и секвенции, что так великолепно завершают I акт.
Три спектакля «Пенелопы» в Опере, исполненные очень хорошо, выявили все
достоинства произведения, и публика как будто почувствовала и поняла их
более глубоко, чем прежде. Быть может, у нее сложилось впечатление,
что эти достоинства представляют собой национальные приметы — нечто
специфически французское..."
Опера написана на сюжет «Одиссеи» Гомера: Пенелопа, жена Одиссея (Улисса), в течение десяти лет ждёт возвращения мужа на Итаку , отвергая домогательства многочисленных женихов. Во время странствований Одиссея хитростью и коварством избавлялась она от навязчивости женихов; она объявила, что выйдет замуж лишь тогда, когда кончит ткать саван своему свекру — Лаэрту Итакийскому, но ночью распускала каждый раз всё сотканное за день. Одиссей, преображённый Афиной в старого нищего, прибыв на родину находит сначала приют у верного слуги - пастуха Эвмея. Он даёт опознать себя Телемаху, а затем приходит в свой дом и, никем больше не узнанный, становится свидетелем бесчинств наглых женихов, вынуждающих Пенелопу выбрать себе нового мужа. Выдав себя в беседе с Пенелопой за критянина, встречавшего некогда Одиссея, он старается внушить ей уверенность в возвращении супруга. Между тем старая нянька Эвриклея, которой Пенелопа поручает вымыть ноги страннику, узнаёт Одиссея по шраму на ноге, но под страхом наказания хранит тайну. В день, когда Пенелопа по внушению Афины устраивает для женихов состязание в стрельбе из лука, принадлежавшего Одиссею, и никто из них даже не в состоянии натянуть тетиву, Одиссей завладевает луком и стрелами и вместе с Телемахом с помощью Афины убивает всех своих оскорбителей. Пенелопе и Лаэрту, потерявшим всякую надежду на возвращение, Одиссей даёт себя узнать по только им одним известным приметам. С согласия Зевса Афина устанавливает мир между Одиссеем и родственниками убитых женихов, и царь Итаки вместе со счастливой Пенелопой остаётся мирно царствовать.
Gabriel Faure (1845-1924)
Pénélope, poème lyrique in 3 acts (1913)
Jessye Norman
Jocelyne Taillon
Alain Vanzo
Norma Lerer
Michelle Command
Colette Alliot-Lugaz
Christine Barbaux
Danièle Borst
Jean Dupouy
Philippe Huttenlocher
Gérard Friedmann
Paul Guigue
François Leroux
José van Dam
Ensemble Vocal Jean Laforge
Orchestre Philharmonique de Monte-Carlo
Charles Dutoit (conductor)
Норман хороша - спору нет, но Форе тоже интересный - ни Вагнера, ни Дебюсси у него нет, а есть что-то такое неуловимое. Онеггер абы кого хвалить не будет.
Игорь, как точно Вы выразили и мое восприятие Норман! Ее голос ласкает слух, где бы ни звучал. Конечно, профессиональные критики находят в нем некоторые огрехи, но для поклонников он от этого не теряет свою привлекательность.
Который Жан Клод? Он, по-моему, не из оперы, а из моего любимого балета Спасибо и за него, жаль не танцует Как про Форе можно забыть?! Мы же ради него все здесь и собрались.
C Пенелопой в лосслесс мне почему то не везёт. Все попытки скачать из осла в течении года не увенчались успехом - то виндоуз полетит, то висит на 70 процентах, Один раз скачал, но там оказалась совсем не целомудренная Пенелопа, а стыдно сказать что - обманули вообщем
А, кстати, Реквием с Дютуа есть, но тоже в экзотическом формате http://files.mail.ru/3FOL1Y
Разжиться "Пенелопой" в lossless так и не удалось. Ни в этом исполнении, ни в каком-либо другом. Нашёл только концертную запись (похоже любительскую и тоже в mp3) с Антоначчи и Аланьей.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".