Этюды-картины
Рахманинова, во многом - последние великие этюды романтической музыки.
Эти сочинения - уникальный перекресток традиций XIX и XX веков. Они открывают
новое качество тематизма Рахманинова, уникальный синтез мелодии, гармонии и
фактуры. Музыкальная ткань плотна; сложно и взаимодействие ее пластов;
тематические и регистровые взаимодействия привносят в этюды оркестровый
подчерк. Свободные, порой несимметричные
ритмические построения мотивов и фраз, отсылают нас к "колокольности"
и практике церковного русского пения. Интонации знаменного распева вообще
пронизывают всю ткань Этюдов. Колоссальная сила звука, требуемая в некоторых
"картинах", кажется превосходит сами возможности инструмента. И
вместе с тем не последнюю роль играет отстраненная, "ретроспективная"
лирика. Часто поступающий в скрытом голосе мотив "Dies Irae" (средневековой католической секвенции - традиционного
символа смерти), который встречается во всех поздних сочинениях Рахманинова,
зачастую придаёт ей траурный подтекст. Особая хрупкость и затуманенность
светлого начала в окружении мрачно мятущихся сил, контрасты прозрачного, тихо
отрешенного и перегруженного, возбужденного звучания, неустойчивое двойственное
освещение, выразившимся в игре светотенями, оставляют ощущение некоторой смутности
и даже призрачности образов. Но в рахманиновской "утонченности"
всегда чувствуются "плоть и кровь", необыкновенная полнота и
объемность.
Название выбрано не случайно: композитор сам дал такое
определение двум своим циклам. Он всегда замечал, что получал сильные
музыкальные импульсы от зрительных впечатлений. А впечатления эти, как правило касались непосредственно его
любимой Родины. "Я русский
композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя
музыка это плод моего воображения, потому - это русская музыка. И единственное,
что я стараюсь, когда я сочиняю, это заставить её прямо и просто выражать то,
что у меня на сердце.", писал Рахманинов. Все семнадцать пьес наполнены ярчайшей по
своей силе образностью. Монументальные
по своему характеру, они ни в коем разе не теряют тонкого, так присущего
Рахманинову, лирико-психологического начала. Все сочинения
"переживаются" и "проживаются" слушателем непосредственно,
проникая глубоко, и преображая его внутренний мир. Рахманинов достигает здесь,
как мне кажется, прямого контакта с тонкой, порой едва уловимой связью частного
и целого. Индивидуального начала художника, и его, я бы сказал -
"Гением". В конце концов человека - с Богом...В этом, как мне кажется и заложена вся
удивительная красота и непостижимая сила этих "картин".
Окончательное распределение этюдов по тетрадям не в полной
мере отражает замысел композитора. Первая тетрадь (соч. 33) закончена в 1911;
вторая (соч. 39) - в 1917 году. В первой тетради предполагалось 9 этюдов, но в
первом издании вышло всего лишь 6: автографы этюдов до минор и ре минор
(соч.33, №№ 3 и 5) были найдены лишь после смерти Рахманинова. Автограф первой
редакции этюда ля минор (соч. 39 № 6) до сих пор не найден: этюд предназначался
для первой тетради, однако не был издан, а затем, в переработанном виде, вошел
во вторую тетрадь. В настоящее время этюды издаются в следующем виде: 8 - в
первой, 9 - во второй тетрадях.
"Этюды-картины", соч.33
(1911)
Этюд-картина № 1 фа
минор - своего рода массовая народная сцена для фортепиано. Пьеса вызывает
ассоциации с суровым решительным шествием, напутствуемым строгим медлительным
напевом и сопровождаемым то женскими плачами-причитаниями, то мрачным трезвоном
колоколов (вспоминаются оперные сцены композиторов Могучей кучки). Вместе с тем
насыщенность музыкальной ткани заострёнными ритмическими импульсами придаёт
эпическим образам внутреннюю напряжённость. Чувствуется, что музыка проникнута
помыслами не столько о давно прошедших, сколько о неясных грядущих днях.
Этюд-картина № 2
до мажор — звуковой пейзаж, словно подернутый то темнеющей, то просветляющейся
дождевой завесой, с неумолчной капелью и нераспевающимися песенными зачинами,
переходящими в тихие вопросы.
Риторичен и неопубликованный композитором Этюд-картина до минор № 3, состоящий из
двух резко контрастных разделов — пафосной траурной речи и внезапно
возвышенного, мажорного серафического просветления. Позже Рахманинов использовал тему средней части в 4м фортепианном концерте.
Этюд-картина № 4
ля-минор, как было сказано вошел в переработанном виде в ор, 39 под номером шестым.
Мечтательный этюд-картина
№ 5 ре минор, почему то не удовлетворивший автора и исключённый (может быть,
как несколько пассивный отзвук 3го
концерта), основан на драматизации русского знаменного распева, перерастающего
в аппассионатную, протяженную тему.
В виртуозном этюде-картине
№ 6 ми-бемоль минор, получившем в
пианистическом обиходе наименование "Метель", позванивания бубенцов,
скорбные причитания и злорадный припляс мелькают сквозь недобрый, леденящий
душу свист "вьюги легковейной" (А.Блок), подобный некоему наваждению,
таинственно возникающему и рассыпающемуся прахом.
Этюд-картина № 7
ми-бемоль мажор связан с жанрово-эпическими образами опер
Римского-Корсакова (торжищем из "Садко”, началом 2-го действия
"Китежа"). Оправдывая данное ему композитором название, этюд рисует
праздничную атмосферу русской ярмарки. Пьеса наполнена перезвоном-переплясом со
множеством замысловатых коленцев. Ослепительно и ярко звучит в финале пьесы
сочетание радостного перезвона, фанфар и и во всю ширь развернувшейся удалой
песни, почти родственной шаляпинскому напеву "Вдоль по Питерской".
Скорбно-элегическая линия своеобразно выступает в Этюде-картине № 8 соль минор.
Заключительный пассаж пьесы - почти точная цитата, взятая из трагического
заключения Первой соль минорной баллaды Шопена. В целом у Рахманинова возникла как бы маленькая
трагическая баллада, исполняемая под тихий перебор струн. Сдержанному повествованию
певца отвечают два голоса - страстный глухо рокочущий басовый и
грустно-покорный. Не отразилась ли здесь баллада Майкова
"Менестрель", с рефреном "Молчите, проклятые струны"
которую любил петь Шаляпин и о которой Рахманинов задумывался, как об оперном
сюжете...
Финал ор. 33 - этюд-картина
N 9 до-диез минор - далекий отзвук юношеской знаменитой Прелюдии в той же
тональности. Ожесточенная схватка длится здесь непрерывно при особой
агрессивности рокового начала (временами его представляют почти точные цитаты
мотива стука судьбы из Пятой симфонии Бетховена), которому с трудом
противостоят напряженные протестующие возгласы.
"Этюды-картины", соч.39
(1917)
Этюд-картина № 1 до
минор, открывающий op.39,воплощает
образ свирепого морского шторма, сквозь который прорываются сигналы бедствия.
Разъяренные волны начинают причудливую злобно-насмешливую игру, и затем
кажется, будто в грозный тяжеловесный пляс пустились сами морские глубины. Из
этого пляса вырастает агрессивный марш злых сил, стремительный напор которого,
однако, пресекается волевым кадансом.
Название этюда-картины
№ 2 ля минор "Море и чайки”, подтверждает его тесную связь с "Островом мёртвых”.
Это - некий мёртвый штиль над морем скорби. В этюде преобладает фигурационное
изложение, пронизанное интонациями Dies irae, близкими скорбным причетам в русском
мелосе. А по обе стороны медленно колышашегося фигурационного фона очерчивают
широкое пустое пространство интонации птичьх вскриков - стонут чайки.
Яростное стихийное бушевание в этюде-картине № 3 фа диез минор, интонационно связанном с
вагнеровским "Заклинанием огня" из "Валькирии" и
"Шехерезадой", напоминает ночной ураган с тревожным полыханием частых
зарниц, зловещим танцем огненных искр и затухающим под конец призрачным
мерцанием. Сквозь романтическую красоту стихийного бушевания проступают образы злых
сил, то маскирующихся в недоброй скерцозной игре, то дерзко устремляющихся на
приступ.
Этюд-картина № 4 си
минор - оригинальнейшее русское песенно-лирическое скерцо, посвящённое теме
русской дороги, проникнутое помыслами о судьбах Родины. Зачин пьесы -
энергичный размах-разбег (родственный началу Проводов масленицы из
"Снегурочки" Римского-Корсакова), превращающийся в призывный, настораживающий
звон колокольчика. Удалой бег завершается грозным лихим приплясом, а мотивы
устремления вдаль исчезают где-то в сумрачной мгле.
При звучании следущего этюда-картины
№ 5 ми бемоль минор, который можно смело назвать русской Аппасионатой,
возникает впечатление, будто всё вокруг затопила бушующая стихия, всё небо
заволокли грозовые тучи. Возникает вздыбленный океан звуков, кажущийся скорее
оркестровым, чем фортепианным. Но и самым мощным раскатам не сломить
мужественную волю, не заглушить страстного призыва. В коде предстаёт
трогательно-хрупкий образ светлой печали, теплящийся искорками надежды.
Этюд-картина № 6 ля
минор (тот самый, когда-то изъятый из 33-го опуса) вдохновлён сказкой о
Красной шапочке и Сером волке. Конечно, Рахманинов лишь мастерски воспользовался
внешним типажом детской сказки, чтоб воплотить многозначительное содержание -
напряжённую коллизию, рождённую мрачным дыханием современности. Волк пугает беззащитную
жертву, она в страхе убегает, а тот преследует её, убыстряя и расширяя страшные
прыжки (аккордовые скачки басов с эпизодическими короткими рыканиями). Скорбная
песенно-русская попевка словно трепещет, попав в тиски стремительного темпа и
общего нагнетания динамики.
Этюд-картина № 7 до минор
- похоронный марш. Начальная тема изображает, по словам композитора,
"пение хора, чуть далее подразумевается мелкий дождь, непрестанный и
безнадёжный. Движение развёртывается, достигая кульминации в до миноре,
означающей перезвон колоколов. В заключение возвращается первая тема -
марш". Судорожные обрывки музыкальных фраз этюда насыщены стонами и
рыданиями, которые оттеняет отрешённое заупокойное пение хора. И всё же,
тягучая скорбная мелодия одинокого голоса, долго слышащаяся под унылый стук
дождевых капель, после мощного хорового подхвата сменяется нарастающей волной
энергии, приводящей к эпически величавой колокольной кульминации.
После этой трагической, ночной по колориту пьесы следует этюд-картина № 8 ре минор - утренняя
баркаролла. Представляется пасмурное, хмурое утро на озере, по глади которого время
от времени пробегает тревожная мелкая зыбь. Основная мелодия, затушёванная
мягкими аккордовыми созвучиями, распевается из характерно-русской
раскачивающейся запевки - "всплеска". Беспокойной зыби помогает
смелее расплескаться свежий озорной ветерок.
Финальный этюд-картина
№ 9 ре мажор - самое многокрасочное полотно цикла. О нём автор говорил, что
это, как и № 7 ор.33го - "сцена на ярмарке и, кроме того здесь есть черты
восточного марша".Стихия колокольного
звона пронизывает всю звуковую
атмосферу, обрушиваясь громогласными набатами в начале, середине и конце пьесы.
Мелькают здесь и фрагменты ярмарочного балаганного представления - выкидываются
какие-то головоломные антраша, затем выступает не то диковинный силач, не то "косолапый
артист”. Восточный колорит выявлен в виде нескольких красочных мазков. В
центральном эпизоде он проникает в таинственно зазвучавший хоровой напев,
сложенный из интонаций близких былинному речитативу и знаменному распеву. Но
истинного благочиния у поющих здесь не больше, чем было в смутные времена на
Руси у иноков честных Варлаама и Мисаила. А когда опять врывается шумная
ярморочная многоголосица, в ней ещё более мощно выделяется радостный перезвон и
утверждается напористая маршееобразная фанфара, проникнутая смелой уверенностью.
№ 1 фа минор: Allegro non troppo № 2 до мажор: Allegro № 5 ре минор: Moderato (post.) № 7 ми-бемоль мажор: Allegro Con Fuoco № 3 до минор: Grave (post.) № 6 ми-бемоль минор: Allegro Non № 8 соль минор: Moderato № 9 до-диез минор: Grave
"Этюды-картины", соч.39 (1917)
№ 1 до минор Allegro agitato № 2 ля минор Lento assai № 3 фа диез минор Allegro motto № 4 си минор Allegro assai № 5 ми бемоль минорAppassionato № 6 ля минор Allegro № 7 до минор Lento iugubre № 8 ре минор Allegro moderate № 9 ре мажор, Allegro moderate. Tempo di Marcia Николай Луганский, фортепиано июнь 1992 года, Москва
Старался напирать в описании этюдов на связь с "нашими". Это часто не замечают, а зря!. Конешно, там есть и Шопен и Шуман и Лист с Григом, но наши - важнее Ибо ничего похожего на рахманиновские этюды ни до, ни после не было
Поговорил и выяснил, что люди даже базовых исполнений не знают. Жаль, что он не все прелюдии записал, только половину по-моему. Его конкурент Березовский, кстати в 2004м все 24 сыграл - в сети есть. Я пока не распробовал, по-моему довольно обычно
Из всех этюдов только два мажорные по тональности. А вообще, мне очень нравится третья до-минорная из оп.33 - есть что-то неземное в звучании. Фа-мажорный этюд из оп.39 все-таки предпочитаю слушать в исполнении Горовица (1972 года) - вот где буйство красок. До-диез минорный (оп. 33) этюд роскошный по звучанию, но как же Рахманинов неудобно в ней написал партию для левой руки. Надо сказать, Луганский блестяще справился с исполнением этих "картин". Передал рахманиновский дух.
Вернее так, 3 мажорных этюда и один минорно-мажорный.
12.Константин Владимирович (konst) (06 Апреля 12 18:14)
[Материал]
http://lugansky.homestead.com/Discography.html Все прелюдии не записал, но, будем надеяться, ещё запишет. А вот эта запись этюдов - одна из первых его записей (3-й CD в дискографии).
Олег, спасибище огромное! Луганский стал для меня настоящим открытием - еще тогда, в 90-м, посчастливилось побывать на заключительном концерте Всесоюзного конкурса пианистов имени Рахманинова. Поразили исключительная чистота исполнения и вдохновенная искренность у этого удивительного юноши. На сегодняшний день считаю его самым выдающимся интерпретатором Рахманинова. А теперь - еще и такая грандиозная монография этюдов... Браво! Из этюдов-картин мой самый любимый - 1-й (до минорный) op.39 - хорошее испытание для любого пианиста.
Пожалуйста, Теодор! 1й до минорный, если верить Риземану С.В. называл "Волны" Мне водная тематика тоже близка, только более люблю игру вод, то есть баркарольное "Утро". Из тех, которые никто не назвал, мне почему то близки ещё 2й из 33го, 3й и 4й из 39го, может быть 5й ещё
А все этюды и правда сыграть не каждому под силу, тем более хорошо.
Спасибо за замечательного С.В.Рахманинова и блестящего, умного Н.Луганского. На сайте периодически возникают мнения знатоков об отсутствии разницы звучания между лослесс и МР3-320. Вот именно здесь можно ощутить эту разницу. Я скачал сначала МП3, и первый же прослушанный этюд показался мне некрасивым по звучанию. Тогда я скачал в flac - совсем другое дело!Записывайте в лосслес!!!
Очень интересная выкладка. С моей точки зрения - прекрасное исполнение. Спасибо также и за подробный текст - немалая работа. Хотя такого рода эмоциональные комментарии вещь рискованная, как мне кажется. Музыку можно, но очень трудно и даже опасно пересказывать. Всегда есть риск увлечься. Получаются всякие "фразы". Хотя это тоже по-своему интересно. Ещё раз низкий Вам Олег поклон за проделанную работу.
Кое-что Рахманинов Риземану рассказал, в частности о том, что не только природой вдохновлялся, но и картинами Бёклина, ну и Респиги, конечно в инструкциях по оркестровке - известный факт. Это же всё-таки не просто этюды, а картины. Так же как прелюдии Дебюсси не просто прелюдии. Ну, а колокола и церковные лады даже не знаток услышит.
И всё-таки - Луганский наш, русский пианист, а композитор тем более, хотелось вспомнить о хорошей практике советских аудиоизданий -всё переводили) Пожалуйста!
Спасибо! В аннотации все довольно убедительно, хотя и небесспорно, вот только тезис о связи художника с Богом прочитал раз пять. но как-то не уразумел.Это я как борзописец теперь вчитываюсь в любой музыкальный текст и ищу блох, да и к диссертации готовлюсь. А тут Рахманинов-вообще больная для меня тема, в смысле-любимая. Вот я читаю, и как пианист, многие этюды -картины игравший и сейчас их играющий понимаю, насколько любое описание, любые слова беднее музыки, того непередаваемого смысла, заложенного композитором, и открывающегося лишь Хорошему исполнителю. Мои любимые-хотел перечислить...да практически все. Насчет "Волн"-не слыхал. обычно всегда в обиходе он назывался "Море". второй-"Море и чайки", третий потрясающе играл Рихтер, пятый-"русская аппассионата"-крайне неудачное название, шестой-"Красная шапочка", седьмой автор непочтительно называл "моросняк", в смысле-мелкий дождь, девятый -"Большая ярмарка", т.к. есть просто ярмарка-ми бемоль из ор 33.
На Погружении музыка для многих = религия, так что такие пассажи не шокируют
Процитирую письмо Рахманинова Респиги
2 января 1930 г. Нью-Йорк Дорогой Мэтр! La Société Anonyme des Grandes Editions Musicales сообщает мне, что Вы согласились оркестровать некоторые из моих «Этюдов-картин». Эта добрая весть очень обрадовала меня, так как я убежден в том, что «Этюды», побывав в Ваших руках Мэтра, зазвучат чудесно. Разрешите мне, Мэтр, дать Вам несколько пояснений, касающихся тайн авторского замысла, которые, по моему убеждению, помогут Вам лучше понять характер этих «Этюдов» и, оркеструя их, найти нужные краски. Итак, я хотел бы посвятить Вас в программу этих «Этюдов». Первый этюд (a-moll) — это море и чайки. Второй этюд (a-moll) — вдохновлен образами Красной Шапочки и Волка. Третий этюд (Es-dur) — это ярмарочная сцена. Четвертый этюд (D-dur) — того же характера, напоминающий восточный марш. Пятый этюд (c-moll) — похоронный марш, на котором мне бы хотелось остановиться несколько подробнее. Я уверен, что Вы не станете смеяться над этим капризом автора. Итак, главная тема — это марш. Другая тема представляет собой хоровую песню. В части, начинающейся движением шестнадцатыми в c-moll и немного далее в es-moll, я представляю себе мелкий, непрестанный и безнадежный дождик. Развитие этого движения достигает кульминации в c-moll, это церковный звон. Наконец, финал — это начальная тема или марш. Вот и все. Если эти детали не наскучили Вам и Вы бы хотели получить еще какие-то сведения, я к Вашим услугам. Примите же, дорогой Маэстро, выражение моих самых сердечных и искренних чувств. С. Рахманинов
На Mezzo Live HD недавно эти шедевры играл Николас Ангелич. Ничего не понимаю в фортепиано (хотя люблю очень), но впечатлило. За выкладку спасибо, отдельно за комментарий
в командную строку браузера, перейти на страницу файлообменника, нажать на надписи "скачать" напротив названий архив, и сохранить архивы где-нибудь в вашем компьютере.
Новая ссылка: https://mega.nz/file/dUIlCKDA#v7OVJMl8BamtyHhrhBLMtatsVF6EGc0ujE6Zj5qPMd4 Пароль - intoclassics Предлагаю в том виде, в каком скачала: FLAC [image+cue+log] + сканы некоторых страниц буклета.
Рип для восстановления поста взяла на Рутрекере. Автору поста на Рутрекере - basos - большое спасибо!
****************************************
22.11.2023 - добавила "зеркальную" ссылку: https://wdfiles.ru/M6rh Пароль тот же - intoclassics
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".