Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Святослав Рихтер играет Шумана и Шопена (ape) [аудио]
Играет Робер Казадезюс. Бетховен – Соната для Фортепиано Ля Мажор, Ор.2 №2. [аудио]
Музыка семьи Бах. Большой орган Рижского Собора (Rigas Doms). Евгения Лисицина. (APE) [аудио]
Календарь новостей
«  Май 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 17:05
Главная страница » 2023 » Май » 12 » Пётр Ильич Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Дирижёр Эмил Чакыров
Пётр Ильич Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Дирижёр Эмил Чакыров

Пётр Ильич Чайковский.

(1840 - 1893)

 «Евгений Онегин»

Лирические сцены в трёх действиях

либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.

(премьера Москва, Малый театр, 29 марта 1879 года)

Действие происходит в деревенском имении и в Петербурге в 1820-х годах.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он так увлекся ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский преклонялся перед Пушкиным. Его знание жизни, характера русского человека, тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение. Либретто было им написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893). Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».

В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Чайковский волновался за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Поэтому он решил поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории. 17 (29) марта 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина». Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881), где в 1963 году состоялся ее 1500-й спектакль, и Мариинского в Петербурге (1884) и стала одним из самых популярных произведений.

------------------------

МУЗЫКА

«Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством Чайковский охарактеризовал этически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты.

Краткое оркестровое вступление вводит в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны.

В первом акте три картины. Первая многогранно обрисовывает фон действия и знакомит слушателей с образами главных героев. Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль зы», близкий русскому бытовому романсу, проникнут безмятежным элегическим настроением. К голосам девушек присоединяется диалог Лариной и Филиппьевны: дуэт превращается в квартет. В сцене с крестьянами протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной «Уж как по мосту-мосточку». Ария «Я не способна к грусти томной» дает портрет беспечной и резвой Ольги. В лирически-восторженном ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» возникает облик пылкого, романтического юноши.

В центре второй картины — образ Татьяны. Рассказ няни, выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным речам. В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и, наконец, утверждение любви. Смятение Татьяны выразительно оттеняется симфонической панорамой восхода солнца.

В центре третьей картины — ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом», обрамленная прозрачным и светлым хором девушек; сдержанно-размеренная речь Онегина лишь ненадолго оживляется теплым чувством.

Второй акт открывается увлекательным вальсом. Наивно-простодушные куплеты Трике «Какой прекрасный этот день» и другие бытовые эпизоды создают контраст к сцене ссоры; напряженный драматический диалог героев звучит на фоне мазурки. Ариозо Ленского «В вашем доме» — проникновенное воспоминание о прошлом; к нежной, плавной мелодии постепенно присоединяются Онегин, Татьяна, Ольга и Ларина, а затем и взволнованный хор гостей.

В начале пятой картины (вторая картина второго акта) звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»; музыка ее полна печали, светлых воспоминаний и тягостных предчувствий; она покоряет мелодической красотой и искренностью выражения. Дуэт Ленского и Онегина «Враги, враги» передает состояние мрачного раздумья. Трагически звучит в оркестре мелодия предсмертной арии Ленского, завершающая картину.

Картина шестая (третий акт) начинается торжественным полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» проникнута благородным, мужественным лиризмом. В заключительном ариозо Онегина, отражая вспыхнувшую в нем любовь, звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны.

В центре седьмой картины дуэт Татьяны и Онегина — взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным нарастанием и драматическим срывом.
 (М. Друскин)

-------------------------

СЮЖЕТ:

Действиие первое. Картина первая. Усадьба Лариных; помещичий дом с террасой, выходящей в старый запущенный сад. Недалеко от дома, под деревом, хозяйка варит варенье; ей помогает старушка няня. А из дома доносится пение дочерей Лариной - всегда задумчивой, мечтательной Татьяны и шаловливой хохотушки Ольги. Их юные голоса напоминают матери и няне далекую, ушедшую в прошлое молодость.

Вечереет. Крестьяне, окончившие жатву, по старинному обычаю, приносят барыне разукрашенный сноп. Неожиданно являются гости: сосед Лариных, молодой восторженный поэт Ленский - жених Ольги, страстно влюбленный в нее с детских лет, и его друг Онегин - холодный, надменный франт, недавно приехавший в свое имение из Петербурга. Приезд гостей вносит смятение. Все волнуются, с радостью и интересом встречая нового в поместье человека. Молодежь вскоре отправляется в сад. Ольга увлечена разговором с Ленским; Татьяна необыкновенно смущена вниманием, которое оказывает ей столичный гость.

Картина вторая.
Комната Татьяны, скромно обставленная старинной мебелью; ночь... Татьяна вся полна новым чувством, так неожиданно захватившим ее. Напрасно Филиппьевна старается развлечь свою воспитанницу, рассказывая ей о старине. Татьяна плохо слушает и, наконец, просит няню оставить ее одну. Все ее мысли заняты Онегиным, который своим разговором, резкостью и необычностью суждений покорил воображение провинциальной девушки. Татьяна влюблена; она не сомневается, что Онегин - тот человек, которого она втайне ждала всю свою жизнь. " Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты уж был мне мил..." - доверчиво поверяет она свое чувство в письме к нему.

...Целая гамма переживаний сменяется в эту ночь в душе Татьяны. Незаметно наступает рассвет. "Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю!" По просьбе Татьяны Филиппьевна посылает внука передать письмо Онегину.

Картина третья.

В саду усадьбы Лариных звучит безмятежная песня девушек, собирающих ягоды. Сюда же в страшном смятении вбегает Татьяна - приехал Онегин: он получил ее письмо!.. Мучительное раскаяние охватывает девушку: "Ах, для чего, стенанью вняв души больной, не в силах совладать с собой, ему письмо я написала!". Но поздно! - Онегин уже здесь, в саду... С холодным достоинством читает он нравоученье Татьяне: "Учитесь властвовать собой: не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет!"

Действие второе. Картина первая.

Бал в доме Лариных: празднуются именины Татьяны. Онегина, привыкшего к столичным торжествам, тут раздражает все - старомодные наряды гостей, их провинциальные танцы, сплетни и пересуды... Свое раздражение он переносит на Ленского: "Зачем приехал я на этот глупый бал! Я не прощу Владимиру услугу эту!" Весь вечер Онегин танцует с Ольгой, наслаждаясь ревностью и страданием друга. Оскорбленный Ленский требует объяснения и в ответ на спокойный, иронический тон Онегина, в пылу негодования, вызывает его на дуэль.

Картина вторая.
Ранним морозным утром прибыл к месту дуэли Ленский. " Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит..." - с тоской и болью думает он о предстоящем поединке. Вместе с Ленским ожидает приезда Онегина секундант Зарецкий. Наконец Онегин является, все готово к дуэли, но недавние друзья медлят - оба понимают всю случайность, всю нелепость происходящего: "Не засмеяться ль нам, пока не обагрилася рука, не разойтись ли полюбовно?" Но нет! Секунданты разводят противников на свои места. Зарецкий дает знак сходиться. Онегин стреляет первым; Ленский падает. Бросившийся к нему Онегин с ужасом видит, что его друг мертв.

Действие третье. Картина первая.
Бал в одном из аристократических домов Петербурга. В числе приглашенных князь Гремин - ветеран русских войн, благосклонно принятый царским двором. Здесь, на великосветском празднестве, встречает он Онегина, своего старого друга, только что вернувшегося из-за границы. Онегин несколько лет не был в Петербурге; он не знает, что Гремин женат: "Давно ли?" - "Около двух лет".- "На ком?" - "На Лариной Татьяне". Гремин представляет друга своей жене. Онегин поражен: он с трудом узнает в этой светской, полной благородства и достоинства даме прежнюю девочку, которой он когда-то читал нравоученья. "Увы, сомненья нет, влюблен я! Влюблен, как мальчик, полный страсти юной!" - с волнением признается себе Онегин.

Картина вторая.
Много дней искал Евгений встречи с Татьяной, много слов любви сказал в своих письмах к ней, но... ответа нет. Онегин решает пренебречь правилами света и явиться в ее дом без приглашенья. Неожиданно войдя в комнату княгини Греминой, он видит прежнюю Таню, склонившуюся над его письмами и плачущую над ними. Потрясенный Онегин бросается на колени, но "прошлого не воротить!" Татьяна просит оставить ее: "Я отдана теперь другому, моя судьба уж решена, я буду век ему верна". Онегин наконец понимает, что Татьяна навсегда потеряна для него.


В. Панкратова, Л. Полякова

----------------------

Советую скачать эти исполнения:
Левайн

Небольсин

-------------

Действующие лица и исполнители:

Lensky - Nicolai Gedda


Eugene Onegin - Yuri Mazurok
Tatyana - Anna Tomowa-Sintow
Olga - Rossitza Troeva-Mircheva
Prince Gremin - Nicola Ghiuselev
Larina - Stefka Popangelova
Filippyevna - Margarita Lilowa
Company Commander - Stoil Georgiev
Zaretzky - Dimiter Stanchev
Triquet - Michel Lecocq


Sofia National Opera Chorus
Lyubomir Karoleev, Hristo Kazandjiev


Sofia Festival Orchestra

Emil Tchakarov


Формат: аре   и cue

Объём: 548 Мб.


vesta (vesta)добавила ссылку га записи в формате mp3 256 - 320 Kbps:


http://narod.ru/disk/63268527001.3f92bcb97f2142d1419e51e2a8b18d2b/TchaiTchak.rar.html

пароль intoclassics.net


Дмитрий (domna) добавил ссылку на APE:


Категория: аудио | Просмотров: 8950 | Добавил(а): sav2403
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 25
1. Lilija (ignalise)   (03 Апреля 10 11:21) [Материал]
Спасибо !!!! appl appl

2. philip philip (stereolab)   (03 Апреля 10 11:46) [Материал]
Изумительная картинка! откуда?

мормонский ЕО? :D


3. Соболев (sav2403)   (03 Апреля 10 11:48) [Материал]
Просто на просторах сети набрёл. Она мне понравилась.. :)

4. владимир (vladimir2008riv)   (03 Апреля 10 12:07) [Материал]
Большое спасибо ! appl appl appl

5. (MARKAR)   (03 Апреля 10 13:41) [Материал]
только дирижёр Чакыров-по болгарски.у него вся серия русских опер отличная,очень советую! bravo

8. Соболев (sav2403)   (03 Апреля 10 16:01) [Материал]
Просто на просторах сети бродят два варианта написания. Указал, чтобы было проще затем искать..

9. почитатель (kubra)   (03 Апреля 10 16:08) [Материал]
По-болгарски пишется "Чакъров", этого звука в других языках нет, поэтому в русской транскрипции обычно пишется "Чакыров", а в языках с латинской графикой - Chakarov.

6. vesta (vesta)   (03 Апреля 10 15:14) [Материал]
Спасибо! :)

7. vesta (vesta)   (03 Апреля 10 15:37) [Материал]
Топтыгин, миленький, вот скажите, пожалуйста, согласны ли вы с Петром Ильичом, одарившим Ольгу меццо-сопрано? Прошу сразу принять во внимание, что спорить с Мэтром я не собиралась, мне просто интересно: читая роман, вы слышите ее так же?

К слову: в статье Википедии о контральто эта партия приводится как пример (вот ничему же нельзя верить!) :D


10. vesta (vesta)   (03 Апреля 10 16:11) [Материал]
Вот говорю же - верить нельзя! В той же Википедии, в статье об опере "Евгений Онегин" написано: Ольга - меццо-сопрано.
Из ваших слов я поняла, что никакой дисгармонии с образом вы не ощущаете. Видимо, я одна такая "тундра". :D
С удовольствием послушаю ваш "разбор полетов". :)

14. vesta (vesta)   (04 Апреля 10 00:11) [Материал]
Топтыгин, вы прелесть! Я знала, что лучше вас мне никто не растолкует. Спасибо огромное! :)
Наверно, на вкус и цвет голоса товарищей и правда нет. Это я к тому, что Чайковский считал контральто молодым. "Я весела, резва", пропетое низко, вызывает у меня некоторые сомнения. Послушаю еще Терюшнову, может она меня убедит. :D

25. Александр (Chipollo)   (18 Июня 23 12:03) [Материал]
Именно Википедии нельзя верить. Там статьи пишут дилетанты, ничего не понимающие в предмете о чём пишут.

11. Галина (galjatu)   (03 Апреля 10 17:01) [Материал]
Спасибо!

Чакыров - известный дирижер, я встречала написание только с "ы". Может быть, для поиска в заголовке написать оба варианта (один в скобках)? Не то утонет с концами, если по дирижеру искать.


12. почитатель (kubra)   (03 Апреля 10 20:53) [Материал]
Это самый распространённый русскоязычный вариант, я тоже встречал написание только с "Ы". Поэтому исправил везде соответственно.

13. Rstar (Rstar)   (03 Апреля 10 21:10) [Материал]
Спасибо. Послушал. Понравилось appl :D

15. igor (igor120765)   (07 Апреля 10 00:21) [Материал]
С ума сойти!!!Восторг,не мог оторваться ни на секунду!Совершенно потрясающее исполнение!
Очень сбалансированный состав..
Какая потрясающая Татьяна!!!Гремин!!!Ленский волшебен..
К сожалению,Мазурок не очень..
Спасибо,это радость

16. gostiya (gostiya)   (11 Апреля 10 01:17) [Материал]
Какая же здесь необыкновенная Татьяна, но Онегин... надменен даже в последней сцене объяснения. В целом, конечно же, прекрасно.Спасибо!

17. Alex Rayev (Rayev)   (05 Июня 10 23:28) [Материал]
Спасибо преогромное!
Прекрасная запись!
bravo

18. (Nsk)   (01 Октября 10 08:31) [Материал]
Большое спасибо! appl bravo appl

19. vesta (vesta)   (02 Ноября 12 12:22) [Материал]
Соболев, голубчик, восстановите ссылку, пожалуйста! :)

Я могу добавить только mp3-256-320
http://narod.ru/disk/63268527001.3f92bcb97f2142d1419e51e2a8b18d2b/TchaiTchak.rar.html
пароль intoclassics.net

20. igor (igor120765)   (14 Января 13 23:37) [Материал]
http://files.mail.ru/B2C989A6253111E2B8B7002185605EA8
флак потрековый,есть обложка

21. (terrestro)   (15 Мая 23 00:51) [Материал]
При моей огромной любви к Николаю Михайловичу я должен признаться, что он не лучший Ленский

22. (Natalia2)   (15 Мая 23 18:05) [Материал]
А кто лучший, на Ваш взгляд?

23. (terrestro)   (15 Мая 23 21:54) [Материал]
Наталия! Николаю Михайловичу недостаёт юности, свежести голоса и такого же звучания, поэтичности подачи фраз. Все с вокальной стороны замечательно, но общее впечатление именно такое. По крайней мере у меня.
Лучшим для меня остался Лемешев 36 года, кажется.
В записи с Хайкиным и Вишневской Лемешев уже не так свеж голосом, хотя поэтичность осталась.
Соответственно, Ленских слушал-переслушал великое множество, но у одного недоставало красоты тембра, у другогопоэтичности фразировки, третьему мешала надуманность фразировки, её неорганичность и так далее..

24. (Natalia2)   (15 Мая 23 22:49) [Материал]
Да, я согласна! :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.