Опера в 4-х действиях, 5 картинах. Либретто П.И.Чайковского по одноименной трагедии И.И.Лажечникова. Посвящена Великому князю Константину Николаевичу. Действие происходит в Москве во время опричнины.
Партии исполняют: Князь Жемчужный - Евгений Владимиров (бас) Наталья, его дочь - Тамара Милашкина (сопрано) Молчан Митьков, жених Натальи - Владимир Маторин (бас) Боярыня Морозова, вдова - Лариса Никитина (меццо-сопрано) Андрей Морозов, ее сын - Лев Кузнецов (тенор) Басманов, молодой опричник - Раиса Котова (меццо-сопрано) Князь Вязьминский - Олег Кленов (баритон) Захарьевна, мамка Натальи - Нина Дербина (меццо-сопрано)
Народ, опричники, сенные девушки, слуги Жемчужного - солисты московских музыкальных театров, детский хор, Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Огромное спасибо! По-моему, запись с дирижированием В. Проваторова, остается непревзойденной, какие могут быть сомнения? Старинный вариант Орлова представляет больше документальную ценность - ну какое эстетическое удовольствие можно получить от монозаписи, отягощенной обильными шумами, скрипами, неестественным тембром? Я не являюсь специалистом-музыковедом, говорю это сейчас и думал тогда, когда впервые услышал эту оперу на аквариусовских дисках, т.е. отношение сразу сформировалось не симпатическим. А запись 1980 года - настоящий шедевр! Мощнейшее пронзительное исполнение, прямо шекспировские страсти. От бесподобного вокала, талантливо сочетаемого с актерской игрой, все оперные картины воспринимаешь абсолютно материально. По схожести с фильмом "Царь", муки главных героев выписаны с живой достоверностью и прожиты естественно, впрочем в "Царе" внимание концентрировалось на физических мучениях, а здесь актеры преподносят нравственные испытания, те, что свойственны интеллигентам, но на дух не выносятся меркантильными прочими. Помимо гениальной актерской игры, восхищает отличное качество записи, тебры голосов и оркестра. Музыка вернула себе краски, наложенные Чайковским, и они заблистали во всей своей прекрасной чистоте. Старинная запись 50-х производит далеко не такое впечатление. Действительно, сермяга. Тем, кто не согласен, предлагаю: послушайте вторую картину второго действия и сравните ее в разных записях. Все оперы содержат некий кусок, по чудоносности которого можно судить о качестве исполнения в целом. В "Опричнике" это монолог главного героя:
"Нет, нет, то не был голос мой! То сатана промолвил слово! Забыть страдания родной И счастье тихое былого...
Нет, уст своих не оскверню! Такого лютого закона Нет даже у зверей самих!.. Умру без ропота, без стона, Разите разом все меня! Я все снесу ее любя!.."
Как же нечеловечески поет солист Лев Кузнецов! От раскрывающегося на глазах кошмара цепенеет тело и стынет кровь. Это уже не просто пение, это вопль, это выходящий из берегов мужской сдержанности истошный крик человека, вставшего лицом к лицу к полному падению, краху всей своей жизни, гибели своих идеалов, последнего, что могло согреть его измученное сердце. Ничего подобного услышать в старой записи невозможно.
Лев Кузнецов какой-то... По манере исполнения напоминает Атлантова (по голосу - Колло), но еще более драматичен, пронзителен, впечатляющ. Полностью погружается в роль, с ним опера перестает быть "условным жанром". Господа, есть ли еще что-нибудь с этим певцом??? Я посмотрел, нашел также "Чародейку", 9-ю симфонию Бетховена. Не густо! Было бы интересно еще что-нибудь найти. Нет даже фотографий...
Евгений! Вы бы не публиковали свои впечатления столь пространно и дилетантски! Нравится Вам неважный тенор серо-шинельного колорита Кузнецов - ну и на здоровье! Только не посвящайте нас в те сладостные для Вас минуты, когда "...нечеловечески поет солист Лев Кузнецов"... Тут и "чудоносности игры" певцов и прочий словесный бред ... Умоляю!!! Не привожу далее тексты больного воображения, которое совершенно определённо напрашивается, когда читаешь Ваши словоизвержения по поводу проваторовской записи и полного непонимания того, что сделал в этой записи неподражаемый Тархов (и иже с ним остальные!)не говоря о дирижёре Орлове !!! %)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".