15. No. 24 - Ballade Écho, viens sur l'air embaumé (Catherine, Choeur)
16. No. 25 - Final Le jour de la Saint-Valentin (Catherine, Glover, Smith, Mab, Garçons,
Jeunes Filles)
''Пертская красавица'' является крайне важным звеном, опустив которое мы не сможем правильно уяснить сложный путь художественного становления композитора. Эта опера Бизе представляет собой существенный и, в известном смысле, переломный этап на этом пути. Противоречия оперы являются противоречиями творческого роста композитора, они отражают его интенсивные творческие искания. В ''Пертской красавице'' Бизе находится еще на той ступени, когда он уже нащупывает новые для себя пути и тенденции, но еще не достигает той степени творческой зрелости, когда, опираясь на эти ростки реализма, он смог бы сбросить шелуху устаревших оперных традиций.
Четырёхактная опера ''Пертская красавица'' (1867) написана Бизе на либретто Сен-Жоржa и Адени, позаимствовавших сюжет из романа Вальтера Скотта того же названия. Если этот роман уступает по своему значению и популярности таким романам, как "Айвенго" и др., то все же это произведение великого романиста представляет большую художественную ценность своею правдивостью в обрисовке нравов средневековой Шотландии XIV в., своим суровым романтическим колоритом. На его широком полотне охвачены различные социальные слои. Начиная от короля и рыцарства, кончая горожанами, ремесленниками и горцами, центральные фигуры обрисованы яркими штрихами, порой не лишенными преувеличения. Так, например, главный герой романа кузнец Генри Смит вырастает в фигуру богатырской силы. В романе ярко обрисованы рыцарские кортежи, карнавалы, с одной стороны, и народные сцены, с другой, местами захватывающие своим драматизмом, непосредственностью и суровостью изображаемых нравов. Либреттисты значительно снизили идейный и художественный уровень романа, обуржуазили его. Отбросив суровую романтику Вальтера Скотта, смягчив резкость образов и непосредственно ценность нравов, либреттисты внесли ряд изменений, усложняющих интригу романа. В итоге либретто "Пертской красавицы" получилось весьма близким к буржуазной драме со свойственной ей чувствительностью. Сюжетная канва оперы, пожалуй, перегружена интригами, всевозможными деталями, приобретающими в отдельных местах решающее значение для хода драматического действия. Обилие этих интригующих деталей заставляет помнить о свойствах либретто старых итальянских и французских комических опер.
СИНОПСИС
Действие оперы происходит в Шотландии XIV в., в городе Перте.
Первый акт.
Кузнец Генри Смит, влюбленный в красавицу, дочь перчаточника Симона Гловера - Катерину, работая в кузнице, мечтает о близящемся дне Св. Валентина, когда он сможет ей предложить руку. Неожиданный шум, доносящийся с улицы, прерывает его мысли. Вбегает цыганка Маб и просит Смита укрыть ее от преследования молодых людей из свиты герцога. Только успела она войти, как стук в дверь возвещает о приходе гостей: Симона Гловера с Катериной, сопровождаемых учеником Гловера - Ральфом. Маб прячется в соседней комнате. Во время трогательной лирической сцены между Катериной и Смитом он дарит ей в знак любви позолоченный цветок.
Неожиданно появляется незнакомец и просит кузнеца заострить его притупившееся оружие. Но истинная цель его прихода совсем иная. Незнакомец этот (как выяснится в конце первого акта) - правитель города Перта, герцог Ротзей. Он влюбился в местную красавицу, преследует ее и, заметив, что она вошла в дом Смита, последовал туда за ней. Кузнеца, вначале занятого работой над лезвием, начинают беспокоить любезные комплименты незнакомца по адресу Катерины. Наконец, выведенный из себя Смит в порыве негодования замахивается на него молотом.
Спрятавшаяся Маб внезапно выбегает из своего убежища, останавливает Смита и спасает герцога. Этот момент служит первой завязкой развивающейся дальше драмы, началом страданий влюбленных. Смит ревнует Катерину к герцогу; Катерина в неожиданном присутствии цыганки Маб в доме у кузнеца усматривает измену Смита. В знак своего недоверия Катерина бросает цветок, подаренный ей Смитом. Среди общего замешательства Маб поднимает его.
Второй акт.
Карнавал и пиршество у герцога. Желая видеть у себя во дворце Катерину, герцог просит у Маб содействия: пусть явится Катерина замаскированной на площадь в полночь, где будут ожидать ее носилки герцога. Маб обещает свою помощь. Но лукавая цыганка, еще недавно бывшая куртизанкой герцога, хочет использовать его затею с целью отомстить ему. Вместо Катерины замаскированной к герцогу является Маб. Однако ее интрига, оказавшаяся столь удачной для самой Маб, сумевшей обмануть герцога, послужила новым источником душевных страданий Смита. Ральф, ученик Гловера, сам тоже безнадежно влюбленный в Катерину, сообщает Смиту, что видел Катерину, отправляющуюся на носилках к герцогу.
Третий акт.
Сцена-дуэт герцога и Маб (мнимой Катерины). Смит в отчаянии, истерзанный сомнениями, ревностью, пробирается во дворец, прячется там за портьерой одной из комнат. Утром приходят к герцогу Гловер с Катериной просить разрешения на брак ее с кузнецом Генри Смитом. Герцог в недоумении, он все еще верит, что посетившая его замаскированная незнакомка была Катерина. Смит, слышавший все, выходит из своего убежища и, принимая слова Катерины за насмешку над собой, при всех собравшихся обвиняет ее в бесчестности и измене. Все же искренние, горячие уверения Катерины, отвергающей ужасные для нее обвинения, уверения, подхваченные всеми присутствующими, наконец, поколебали Смита, и он готов уже поверить ей.
Но неожиданно замеченный им на груди у герцога знакомый позолоченный цветок играет роковую роль: сомнения с еще большей силой охватывают его, цветок - доказательство измены Катерины (он не догадывается, что это дело рук Маб). Смит уходит, оскорбляя при всех и отталкивая Катерину. Потрясенная разыгравшейся сценой, она сходит с ума.
Четвертый акт.
К Смиту утром праздничного дня Св. Валентина является Ральф с группой ремесленников. Они пришли подтвердить невиновность Катерины, заступиться за ее честь. Но Смит не верит им, он называет ее любовницей герцога. Наконец, они решают, что правда о Катерине - приговор Бога (le jugement de Dieu) выяснится в поединке между Смитом и Ральфом, выступившим на защиту ее. Благодаря вмешательству Маб, предупредившей герцога о поединке, Смит спасен.
Наступает праздник св. Валентина. Согласно старинному обычаю, в этот день юноши выбирают себе невест, которых называют своими Валентинами. Генри Смит, наконец освободившийся от гнета бесконечных страданий и сомнений (Маб раскрывает свои интриги), приходит в этот день к Катерине, радостно встречающей его. Счастье возвращает рассудок Катерине. Опера кончается благополучной развязкой, помолвкой влюбленных в день радостного народного праздника.
Вячеслав, эта Красавица уже есть на Погружении http://intoclassics.net/news/2010-03-14-14717 там просто состав указан неправильно. А за синопсис огромное спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".