Эта опера являет собой кульминацию в развитии венецианской героической оперы как особого музыкального феномена, подводит итог целой эпохе итальянской оперы. Тенденции, заявленные первоначально венецианскими либреттистами-реформаторами, достигли в нем полного и совершенного музыкального выражения. Дальнейшее развитие было возможным только при существенном обновлении стиля. Долгое время эта опера существовала в виде мифов и легенд, т.к. всему миру было известен шедевр Генделя — "Тамерлан", созданный в 1724 году на основе того же либретто, созданного А.Пьовене для оперы Гаспарини. Причем текст либретто был отмечен многими как очень высокий по качеству. Предпринятые в начале 1980-х годов два издания оперы Гаспарини позволили, наконец, воочию убедиться в достоинствах этого произведения. Однако надо иметь в виду, что существуют две самостоятельные оперы Гаспарини на один и тот же сюжет. Первая из них — "Тамерлан" — была поставлена в театре Сан Кассьяно в карнавал 1710-11 года. От нее, к сожалению, сохранилось только печатное либретто А.Пьовене; партитура Гаспарини утрачена. Издан же "Баязет" — новая опера Гаспарини на тот же сюжет, созданная в 1719 году и поставленная в Реджо Эмилии в придворном театре герцога Ринальдо I д'Эсте. Таков и сюжет "Тамерлана" - самого известного либретто Пьовене. В его основу положены события начала XV века, связанные с турецким султаном Баязедом I. Потерпев поражение от войск Тимура (Тамерлана) в Дикарской битве, он был захвачен в плен. Помимо византийских исторических хроник Пьовене опирался также на трагедию французского драматурга классициста Жака Прадона "Тамерлан, или Смерть Баязета", поставленную в Париже в 1675 году. Интрига, большая часть действующих лиц, трактовка исторических событий заимствованы из этой трагедии. Ориентация на художественные принципы и нормы французского классицизма выдаст в Пьовене сторонника венецианских реформаторов. Новое в либретто — значительное усиление драматическом активности персонажей, особенно Астерии и Ирены (последняя лишь упоминалась у Прадона). Астерия у Пьовеие ведет собственную интригу, притворно соглашаясь выйти за Тамерлана замуж, чтобы убить его. Такой поворот событий придает образу героини не только большую действенность и самостоятельность, но драматизирует и роль Баязета. Он не посвящен в планы дочери. Так появляется совершенно новый сюжетный мотив, приводящий к кульминации в сцене проклятия, одной из наиболее мощных и выразительных: Баязет, бросившись к ногам Тамерлана и Астерии, преграждает им путь к трону и предлагает дочери, коль скоро ее решение твердо, в прямом смысле переступить через него. Ирена — бывшая возлюбленная Тамерлана — также ведет собственную драматическую линию. Конечно, появление второй женской роли легко объяснить оперной практикой, требующей участия но крайней мере двух певиц — примадонны и второго сопрано. Однако, причина не только в этом. Сплетение сюжетных линий благодаря этим героиням создает множество острых ситуаций, делая конфликт более напряженным. «Баязет» 1719 года, однако, нельзя в полной мере считать сочинением Пьовене. Текст в сравнении с первым вариантом значительно изменен. Точных сведений о том, кто произвел эту переработку, не сохранилось. Достоверно известен лишь автор новой финальном сцены,где эта версия особенно далека от первоначальной: плененный турецкий султан, приняв яд, умирает на глазах у публики. Эта сцена принадлежала перу моденского придворного поэта Ипполито Дзанелли. Согласно воспоминаниям Франческо Борозини — знаменитого итальянского тенора и исполнителя партии Баязета в этой опере и в "Тамерлане" Генделя — либреттист предпринял такой шаг в соответствии с его пожеланиями. Звездный состав был в этой опере, например, партию Ирены исполняла молодая Фаустина Бордони, специально для нее даже увеличили количество номеров - с четырех номеров в первой версии оперы до восьми. Известность тенора Борозини была уже настолько велика, что он мог сам диктовать поэту и композитору, как изменить свою роль. Тамерлана исполнял знаменитый А.Бериакки, Астерию — М.Бенти-Булгарелли, Андроника — Диана Вико, известнейшая певица-контральто. Даже малозначимую роль Клсарка исполнял широко известный кастрат А.Пази. По материалам книги Луцкера и Сусидко "Итальянская опера".
Как раз сегодня прочёл в новостях: "Температура плюс 38 градусов, зафиксированная 20 июня 2020 года в Верхоянске, официально признана рекордно высокой для Арктики: соответствующая запись внесена в архив данных об экстремальных метеорологических и климатических явлениях."
Вижу, что даром такие катаклизмы не проходят. Сочувствую белым медведям.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".