Совет избегать дублей может иметь только внутренний смысл. А за другие сайты никто не обязан отвечать. Тем более, что никто не знает, сколько они просуществуют (некоторым сайтам отказывают в хостинге, и они исчезают), и сколько времени будет держать в доступе свой материал тот или иной добрый человек.
"Через месяц после моего визита к миссис О'М. в газете 'Нью-Йорк таймс' появилась статья под заголовком 'Секрет Шостаковича', где китайский невролог Дейжу Ванг утверждал, что 'секретом' композитора был подвижный осколок снаряда, оставшийся у него в мозгу, в височном роге левого бокового желудочка. Шостакович отвергал все предложения его удалить: С того момента, как в его мозг попал осколок, Шостакович, по его собственным словам, наклоняя голову, каждый раз слышал музыку. Сознание его наполнялось мелодиями, все время разными, которые он использовал в своих сочинениях. Рентгеновские снимки, согласно данным доктора Ванга, показали, что, когда Шостакович менял положение головы, осколок перемещался внутри черепа и надавливал на 'музыкальную' височную долю, порождая бесконечный поток мелодий, служивших пищей музыкальному гению композитора. Р. А. Хенсон, издатель сборника 'Музыка и мозг' (1977), хотя и выразил серьезные сомнения по поводу этой гипотезы, категорически отрицать ее не стал. 'Не берусь утверждать, что это невозможно', - заметил он." Отрывок из книги Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу"
"Осколочная теория" таланта Шостаковича очень сомнительна, а книга "Человек, который принял..." просто замечательная, но собственно о Шостаковиче там буквально только пол страницы.
Товарищи, так ведь там же ни слова нет по поводу того, что осколок был причиной гениальности композитора, осколок"порождая бесконечный поток мелодий, служивших пищей музыкальному гению композитора." и не более, собственно в этом и весь "секрет" на который указывал Дейжу Ванг.
Александр Далманский, я совсем не хочу её продвигать, я сам то о ней услышал только вчера, и не являюсь её последователем, просто выложил здесь для ознакомления, може быть кто-то так же как я о ней и не слышал вовсе.В этой теории нет ничего такого , что умаляло бы творческий гений Шостаковича, и она вполне может являтся истинной, так что с 1 апреля Вы не правы.
Проникающее осколочное ранение головы - это не порезанный палец. Есть ли об этом сведения в воспоминаниях близких Шостаковичу людей? Если идти таким путем, то можно изучать биографии Баха и Бетховена по новеллам Одоевского.
А--а, а я то думаю, почему мелодии ДШ никак красивыми не назовёшь! Броскими, жуткими, запоминающимися-да, но никак не красивыми. А это-осколок, ну конечно!
А книга, действительно, замечательная. Скачать ее можно здесь http://yanko.lib.ru/books/psycho/saxs=hat.htm А я даже и купил потом, из уваженяи к автору Майкл Найман написал по этой книге оперу. Автор - настоящий специалист, вдохновленный, кстати, советской нейропсихологией. А что касается "осколока" - Миша прав. Это МОЖЕТ быть правдой, ничего особеного в этом нет. Сознание и мозг связаны, мы же не бесплотные духи. Мало ли что на что влияет. Но оценка результатов творческого акта от этого не зависит. Еще неокантианцы различали происхождение и смысл (ценность). Это логически две разных проблемы. Допустим, ученые докажут, что музыку могут сочинять только люди с каким-то определенным поражением мозговой ткани. Ну и что? Сама музыка этим нисколько не будет затронута.
"Осколок снаряда"... А разве Шостакович когда-нибудь воевал? Честно сказать, я не знаком с его биографией, но мне казалось, что он всю сознательную жизнь занимался только музыкой и так как родился в 1906 году, то вряд ли успел поучаствовать в гражданской войне.
Дмитрий Дмитриевич, насколько я помню, дежурил в качестве пожарника на крыше консерватории во время войны, при этом ещё и успевая писать там 7-ю симфонию - это единственное, что попадает под слово "воевал". Однако, он хотел, чтобы его отправили на фронт, но не прошел комиссию... А потом эвакуировался в Куйбышев. Так что где и когда ему попал, если вообще попал, этот осколок - остаётся только догадываться...
Если дежурство на крыше - единственный эпизод в биографии композитора, когда ему мог попасть осколок, тогда конечно вся версия есть чушь (собачья). Вряд ли кто-то рискнет делить творчество ДДШ на "до осколка" и "после".
Мравинский - само собой. Во-первых, национальная почва (от противного можно себе представить как иронизируют немцы над русскими или французскими исполнениями ИХ Бетховена или Брамса). Во-вторых, эффект личного присутствия в эпохе и в среде самого Шостаковича. Но, с другой стороны, я разговаривал с людьми, которые видели реакцию ДДШ, присутствовавшего на концерте Караяна в Москве с этой симфонией. Про словесный отзыв ДДШ не говорилось (он мог и деликатно уклониться, чтобы не обижать друзей и советских музыкантов), но по его потрясенному внешнему виду было ясно, что он был ошеломлен тем, как мощно и ярко МОЖЕТ звучать его музыка.
Когда увидел эту раздачу подумал: "неужели Караян что-то серьёзное исполнил?" (поймите меня правильно: устал я от чересчур тональной музыки, а Караян в основном исполняет что ни есть самую классическую классику). Караяна я уважаю, поэтому скачал, послушал... Ну, теперь-то я понимаю почему сам Шостакович был в шоке от такого исполнения: адаптировать это произведение до уровня буржуазной публики, да так, чтобы и советской культурной номенклаторе в пору пришлось...: "Браво, маэстро, вот наконец снова - после 5 симфонии - Вы снизошли до нас!" (Хотя и 5-ая, полностью тональная с прекрасными мелодиями, некоторое отступление композитора от собственного видения музыки, была той бочкой мёду, в которую Шостакович не поскупился засунуть побольше дёгтя...). Караяновское исполнение слишком светлое, тёплое, сладенькое, как его исполнение более ранних классиков. Это при том, что эта 10-я симфония холодна как смерть... Вот у Караяна струнные заворачивают тебя в тёплое одеяло - там, где у Шостаковича прорывается отчаяние!; духовые, как мать, нежно шепчут на ухо - там где должна быть отрешённость! Во 2-ой части прорывается безграничный бетховеновский героизм, как Зигфрид, которому суждено победить Фафнера; но ведь герой здесь обречён, как Ахилл, осознавая свою неминуемую гибель, со всей отчаянностью кидается в самую гущу битвы. Тема 4-ой части звучит с моцартовской инфантильной беспечностью, хотя само начало темы есть в большой степени сарказм, а далее - лишь тщетные попытки измученной личность прорваться к счастью и радость (кого Шостакович хотел обмануть - себя?). Безусловно, в поздних симфониях Шостаковича чувствуется влияние Малера, но ведь здесь - попытка перенести малеровский рафинизм (но и у Малера – это лишь маска!) на шостаковичскую почву. Короче, слушал я это исполнение далеко не без напряга. Караян - незачёт! Переслушал вдогонку исполнение Г. Рождественского и действительно получил удовольствие (хотя удовольствие тут несколько мазохистское, что ли). За что спасибо и могу сказать Караяну так за то, что он создал тот контраст, который помог мне действительно глубоко осознать и прочувствовать это произведение - понимание через сравнение. А вообще, сколько не слушал интерпретаций Шостаковича, самые лучшие - у советских и российских музыкантов. Ведь, следовало родиться в ту эпоху, чтобы осознавать все её мрачные стороны и, на их фоне, чисто человеческие светлые (семья, близкие люди).
любопытно, 10 симфония в интерпретации Караяна показалась вполне жёсткой и по-нужному механистичной, без следа романтизмов и героизмов (которые у были у Шостаковича первой половины, и, во многом, были маской). В отличие от исполнения Мравинского, в котором для меня было всегда слишком много "души". Насчёт советских и российских музыкантов - к сожалению, испытываю к нашим интерпретациям Шостаковича глубокую неприязнь, т.к. это частенько очередной антитоталитарный плакат.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".