LP 01 Sonata in E minor, Op.1, No.lb 01. Grave 02. Allegro 03. Adagio 04. Allegro Sonata in G minor, Op.1, No.2 05. Larghetto 06. Andante 07. Adagio 08. Presto Sonata in A minor, Op.1, No.4 09. Larghetto 10. Allegro 11. Adagio 12. Allegro
Sonata in G major, Op.1, No.5 13. Adagio 14. Allegro 15. Adagio 16. Bourree 17. Menuetto
Sonata in С major, Op.1, No.7 18. Larghetto 19. Allegro 20. Larghetto 21. A tempo di Gavotti 22. Allegro
LP 02
Sonata in В minor, Op.1, No.9 01. Largo 02. Vivace 03. Presto 04. Adagio 05. Alla breve 06. Andante 07. A tempo di Minuett
Sonata in F major, Op.1, No.11 08. Larghetto 09. Allegro 10. Siciliana 11. Allegro Sonata in A minor ("Halle Sonata" No.1) 12. Adagio 13. Allegro 14. Adagio 15. Allegro
Sonata in E minor ("Halle Sonata" No.2) 16. Adagio 17. Allegro 18. Grave 19. Minuet
Sonata in В minor ("Halle Sonata" No.3) 20. Adagio 21. Allegro 22. Largo 23. Allegro
Устройство воспроизведения: Kenwood KP-1100 Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red Предварительный усилитель/АЦП: Pro-Ject Phono Box II USB Обработка: CEP 2.0 (Click/Pop Eliminator, Fade in/Fade Out)
Георг Фридрих Гендель, которого итальянцы называли "L'Orfeo del nostro
secolo”, сохранил в своих камерных произведениях верность итальянскому
духу. Его инструментальные произведения свидетельствуют о раннем
взрослении композитора. Гендель впервые опубликовал свои
основные работы в Лондоне в 1732 и 1740 годах. Первое собрание его
камерных сочинений носит название "15 сонат соло для немецкой флейты,
гобоя или скрипки, с основательным басом для клавесина или виолончели,
соч.1”. Его типичными чертами являются многослойная музыкальная идиома,
использование итальянских и французских композиционных техник и умение
соблюдать баланс между отдельными инструментальными партиями.
Само название первого опуса Генделя показывает, что основное внимание
было уделено различным "мелодическим” инструментам, включая гобой,
любимый деревянный духовой инструмент Генделя. Тем не менее, фактическая
инструментовка зависела от исполнителя, хотя специалист с первого
взгляда понимал, какой инструмент Гендель действительно имел в виду при
написании произведения (правильная инструментовка могла быть выведена из
выбора композитором технических средств и средств выражения). Сонаты
Генделя, соч. 1, предназначались в основном для семейного музицирования.
"Музыка для дома” была в моде в аристократическом обществе того
времени. Сам Гендель полностью осознавал особую прелесть такого
музицирования. Еще будучи в Галле, он написал три сонаты для лютни и
баса, неподражаемые по своему элегическому наполнению. Его Опус 1 был
продолжением тех ранних попыток сочинения, которые, как полагал биограф
Генделя Фридрих Крисандер, впервые стали известны в Ганновере около 1710
года. Будучи опубликованным в 1732 году сборник также содержит
некоторые более ранние работы, написанные вскоре после прибытия Генделя в
Лондон в Пикадилли, куда Генделя пригласил Ричард Бойл из Берлингтона,
или около 1717 года в компании герцога Чандоса, отпрыска знаменитого
английского воина 14 века. Скрипичные сонаты предназначались для принца
Уэльского, которого обучал игре на скрипке друг Генделя Джон Дюбур (они
были написаны около 1730 года).
Сонаты "Галле”, а также сонаты из
опуса 1 интересны во многих отношениях. Их сочинение на на родине
Генделя, указывает на то, что органист Захов познакомил его с
итальянской камерной музыкой, поскольку характер частей ранних
произведений в основном соответствовал сонате da chiesa. В то время, как
лондонские сонаты являются явным свидетельством тесной связи молодого
Генделя с римской школой Арканджело Корелли, особенно в развитии
кореллианских структурных принципов соло и трио-сонат (как da chiesa,
так и da camera) и в использовании трогательных чувственных линий
итальянского типа.
Медленные части Генделя, кажется,
перекликаются с ариями из итальянских опер и кантат. В некоторых сонатах
в соч. 1 ( № 5 , 7, 9, 11) Гендель использовал "смешанный стиль”,
другими словами, он свободно сочетал принципы композиции da chiesa и da
camera. Использование менуэта и оформление некоторых вводных медленных
частей явно выдают французское влияние (Люлли). Таким образом
французская эстетика выражения также сумела повлиять на молодого
композитора. Одним из примеров является выбор основной тональности,
например, в сонате Си минор (№ 9); эта тональность в высшей степени
подходит для выражения внутренней страсти или глубоко личной медитации в
соответствии с философией XVII и XVIII веков. Первый опус является
важным руководством в исполнительской практике в камерной музыке первой
половины века просвещения. Указание, что бас исполнялся на клавесине или
виолончели, говорит о том, что не было никаких препятствий для
исполнения сонат мелодическим инструментом с одной только виолончелью.
Другими словами, Гендель уже предвидел упадок клавесина как инструмента
континуо и отдавал предпочтение тенденциям зарождающейся классической
эпохи. Освободив виолончель от оков басового голоса, он предоставил
исполнителям возможность поднять виолончель до статуса, которым она
пользуется в камерных произведениях Йоозефа Гайдна.
***
Для интерпретации сонат Генделя два участника ансамбля Ars rediviva
виолончелист Франтишек Слама и пианист/клавесинист Йозеф Хала
объединились с Иржи Валеком, членом Чешского Нонета. Все трое являются
выпускниками Пражской консерватории и Пражской академии музыкальных
искусств, и помимо выступлений со своими ансамблями также выступают в
качестве солистов. Записи музыкантов получили множество международных
наград. Например, международные критики высоко оценили тон инструмента
Сламы в камерной музыке, Хала в его сольной записи фортепианных
произведений Богуслава Мартину и Валека как одного из солистов,
записавших концерты Телемана.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".