22 февраля 1986 г. С концерта посвящённого 27 съезду КПСС из БЗ НГК №6
6. Шопен Соната №3
Выпускник Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, он получил отличное образование как пианист в классе профессора О.К. Калантаровой и как композитор под руководством профессора М.О. Штейнберга.
Концертная деятельность Виссариона Исааковича была обширной во всех отношениях. Он имел более чем шестидесятилетний исполнительский стаж артиста, в совершенстве владевшего инструментом. «Слоним играл «32 вариации» и «Аппассионату» Бетховена, рапсодии Брамса и Листа – произведения масштабные, энергетически насыщенные и сложные. Помимо того, они требовали значительной физической отдачи. Наиболее всего в программе меня привлекли три интермеццо (ор. 119), вальсы Брамса и шесть прелюдий Шостаковича. Так играть Брамса мог человек мудрый и гармоничный. В маленьких шедеврах Шостаковича печальная лирика сменялась эксцентриадой, траурное шествие – пародированной банальностью. Пианист, сидя за роялем, был подобен изваянию: ни одного «красивого» эффектного взмаха руками, никакого мимического разнообразия. Но как он артистичен!» – писала журналист израильской газеты «Вести» Н.А. Спекор.
За всю длительную творческую биографию Слонимом было сыграно свыше тысячи концертов, как сольных, так и с оркестром. Его огромный репертуар вмещал 24 концерта с оркестром, около 30 значительных ансамблей, свыше 300 сольных пьес, включая 17 сонат Бетховена, сочинения Шопена, Листа, Брамса, ряд сонат Метнера, Прокофьева, Скрябина, Шостаковича и т. д. Дважды, в Новосибирске и Петрозаводске, Слоним исполнил цикл «исторических» концертов из семи вечеров (Бах, Бетховен, Шуман – Брамс, Шопен, Лист, русская музыка, советская музыка). Кроме того, в исполнении Виссариона Исааковича не раз звучали и премьеры современной музыки, включая записанный на пластинку концерт новосибирского композитора Георгия Иванова. География выступлений Слонима не знает границ. Пианист играл в Москве, Ленинграде, многих городах Сибири, Средней Азии, Прибалтики, Кавказа, Дальнего Востока. В период проживания в Израиле Виссарион Исаакович выступал с концертами в Иерусалиме, Телль-Авиве, стал основателем «Фортепианных вечеров в Нетании».
В.А. Слоним был человеком в равной мере увлечённым музыкальным исполнительством и музыкальной педагогикой. Педагогическое мастерство всегда было одной из самых сильных сторон деятельности этого музыканта. Свою преподавательскую карьеру Слоним начал в 1943 году, сразу же по окончании консерватории, получив должность ассистента кафедры специального фортепиано в своей Alma Mater – Ленинградской консерватории. Впоследствии, с 1951 по 1958 и с 1959 по 1961 годы, Виссарион Исаакович работал в Ташкентской гос. Консерватории, с 1958 по 1959 и с 1961 по 1969 годы – в Новосибирской, а с 1969 по 1977 – в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории, после чего возвратился в Новосибирск. В 1989 году В.И. Слоним эмигрировал в Израиль, где и оставался до последних дней жизни.
В.И. Слоним являлся последователем пианистической школы великой русской пианистки А.Н. Есиновой, воспитавшей не одно поколение знаменитых музыкантов, в числе которых С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев и др. Традиции и профессиональные установки этой школы В.И. Слоним бережно передавал своим многочисленным ученикам. «Учеников и консультируемых через мои руки прошло, примерно, 300 человек» – говорил Виссарион Исаакович. Ученики Слонима живут и работают разных странах, в том числе в Литве, Узбекистане, Финляндии, Германии, Израиле, Китае. Почти все его ученики – ныне уже маститые музыканты, профессора, известные музыкальные деятели. Среди них М. Богуславский (Израиль), Л.Е. Айзенштадт (Владивосток), М.А. Шавинер, Е.Г. Гуренко, Л.А. Зенина, Г.А. Пыстин, В.И. Кузин, Н.К. Горбунова (Новосибирск) и многие другие.
У В.И. Слонима была особая педагогическая манера. «Виссарион Исаакович всегда подчёркивал важность того, чтобы на уроках присутствовали другие студенты класса. И потому, что учащиеся расширяли свой пианистический кругозор, учились на достижениях и ошибках товарищей. И потому, что игра в таких условиях неизбежно приобретала черты эстрадного исполнения, что очень полезно» – вспоминает С.А. Айзенштадт.
В.И. Слоним обладал и композиторским талантом. Он явился автором более десятка сочинений и обработок, в числе которых три концерта для фортепиано с оркестром, сонаты, этюды, вариации для фортепиано.
Теоретические разработки своего творческого метода Слоним изложил в ряде научных работ, в докторской диссертации, устных докладах во многих ВУЗах и средних специальных учебных заведениях России. Сюда следует добавить две его брошюры – «О работе над этюдами и балладами Шопена» и «Мысли и наблюдения», изданные в Израиле. Однако, как с горечью вспоминал В. И. Слоним, – «всего этого оказалось в своё время недостаточно, чтобы в России получить звание профессора».
..как-то вот имена "Зенин", "Пыстин" и "Кузин" весьма мало что говорят даже искушённому уху, тем паче в ранге маститых музыкантов и изв. муз. деятелей. То ли дело воспитанник супруги Виссариона Исааковича, З.Ш. Тамаркиной Р.Р. Керер ..
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".