Народная артистка России Надежда Аполлинарьевна Казанцева обладала голосом необыкновенного, задушевного тембра, технические возможности которого были безграничны. Личность певицы уникальна. Женское обаяние сочеталось в ней с решительностью и бескомпромиссностью, любовь к искусству – с большими организаторскими талантами, артистизм – со скромностью и верностью принципам.
Надежда Казанцева родилась в 1911 году в Иркутске. В пятилетнем возрасте она уже играла на гитаре и пела народные песни и модные в то время романсы. В семь лет начала брать уроки игры на фортепиано у лучшего педагога города Елены Городецкой (ученицы А. Рубинштейна), в 17 лет – с ней же заниматься пением. Окончив среднюю школу, поступила на филологическое отделение педагогического института, так как родители совершенно не предполагали готовить из дочери профессионального музыканта. Однако уроки пения всё более и более увлекали её.
В 1930 году Надежда Казанцева поступила на работу в Иркутский Радиоцентр в качестве пианистки-аккомпаниатора и солистки-певицы. В 1932 году по совету Городецкой переехала в Москву для совершенствования в вокальном искусстве у профессора Л.Я. Шор-Плотниковой (ученицы Дезирэ Арто, которая, в свою очередь, была любимой ученицей Полины Виардо).
Ирина Казанцева (доктор медицинских наук, дочь Надежды Казанцевой) вспоминает: «Отцом мамы был польский дворянин Савицкий Василий Андреевич. Бабушке даже то в царское время, с двумя детьми, удалось с ним развестись, потому что он был такой гуляка и мот, что жить с ним было совершенно невозможно. К счастью, на ее пути встретился прекрасный человек, военный врач Аполлинарий Казанцев. Он маму удочерил, когда ей было три годика, она стала Надеждой Аполлинариевной Казанцевой и всю жизнь к нему относилась как к родному отцу, очень почитала его и любила. Когда мама уже училась в литературном институте, она услышала, что в Москве есть такой педагог – Любовь Яковлевна Шор-Плотникова, что она прекрасно ставит голоса. И мама решила, что во чтобы то ни стало будет у неё учиться».
В Москве у Нади не было ни друзей, ни родственников, и несколько дней, чтобы как-то отдохнуть и согреться она до глубокой ночи и ранним утром дремала, прикорнув в трамвае – в "Аннушке". Потом ей удалось снять угол в старом доме на улице Мархлевского. Подрабатывала перепиской нот и чертежами.
Неожиданным было начало карьеры певицы. Вместо обычного пути на эстраду или оперную сцену она выбрала неизведанный путь – на радио. Надежда Казанцева вспоминала: «Это был 1935 год, когда я начала работать на радио солисткой. В то время радио было для нас, исполнителей, тремя консерваториями. Вся музыкальная жизнь Москвы была подчинена по существу Радиокомитету».
Во Всесоюзный Радиокомитет Казанцеву приняли по конкурсу на амплуа лирико-колоратурного сопрано. Более 20 лет звучал в эфире её нежный, лёгкий, кристально чистый голос.
В годы войны Надежда Казанцева выезжала с концертами в части Красной армии, была на передовой, пела на ступенях поверженного Рейхстага.
Сергей Яковенко, народный артист России, доктор искусствоведения: «Ее коллеги говорили, что это было настолько удивительно – она давала помногу концертов в день, но все время улыбалась, сохраняя легкость голоса, вся светилась, она буквально придавала людям дополнительную энергию своими выступлениями. Она была удивительно вынослива - опять же ее сибирский характер».
Еще не кончилась война, а в 1944 году в Большом театре уже начали работу над новой постановкой – оперой «Травиата». На главную партию пригласили Надежду Казанцеву. Она спела шесть спектаклей «Травиаты», заслужив восторженные отзывы публики и критики. Дирекция предложила ей перейти в штат театра – для карьеры певицы это было бы редкой удачей, но, подумав, Надежда Аполлинариевна отказалась. «Я решила, что у меня все-таки больше склонность, больше данных, да, пожалуй, больше любви к эстрадной деятельности», – признавалась она.
Много лет Казанцева занимала пост художественного руководителя Всероссийского гастрольно-концертного объединения, совмещая эту ответственную и хлопотную работу с интенсивной концертной деятельностью.
У нее был очень богатый и во многом неповторимый репертуар. Она давала концерты, посвящённые целиком творчеству отдельных композиторов, среди которых С. Рахманинов, П. Чайковский, М. Глинка, А. Аренский, А. Глазунов и другие. Из европейских композиторов любимыми были программы из песен Ф. Шуберта, Г. Вольфа, И. Брамса, Э. Грига. С особой любовью певица исполняла сочинения французских композиторов Л. Делиба, Ж. Масснэ, К. Сен-Санса, З. Шоссона, К. Дебюсси и М. Равеля.
По признанию самой Надежды Аполлинарьевны, она очень любила выступления в симфонических концертах. Именно ей доверил первое исполнение своего "Концерта для голоса с оркестром" старейший русский композитор Рейнгольд Глиэр. За долгую концертную жизнь Надежда Казанцева спела его более чем с 60 разными дирижёрами. Первое исполнение концерта состоялось в Москве 12 мая 1943 года с оркестром Всесоюзного Радио, дирижировал А.И. Орлов. А в 1947 году концерт прозвучал в Вене в Большом зале «Мюзикферайна» с оркестром Венского радио, дирижировал Рудольф Моральт.
Певица вообще любила открывать слушателям новые, не звучавшие ранее произведения. Так, например, она стала одной из первых пропагандисток вокальной музыки Николая Метнера. Кроме романсов, она исполнила в концерте и записала на пластинку доселе неизвестную у нас, труднейшую для интерпретации Сонату-вокализ, которую никто из русских певиц так и не повторил.
Вместе с известностью расширялись и маршруты гастролей артистки. За 45 лет гастрольной деятельности Казанцева в сопровождении своего постоянного партнера, пианиста Антона Бернара, объездила почти всю страну, выступала в странах Европы и Азии, участвовала в программах XIV фестиваля "Флорентийский май". Она стала первой советской певицей, выступившей в послевоенном Лондоне с сольным концертом. Огромный "Фестиваль-холл", рассчитанный на три с половиной тысячи зрителей, не мог вместить всех желающих. Когда она исполнила на "бис" песню А. Новикова "Россия", публика встала в знак почтения к нашей стране.
Надежда Казанцева оставила большое творческое наследие, её имя и голос навсегда вошли в историю отечественной музыкальной культуры, как крупнейшее достижение русского певческого искусства.
Певицы не стало 28 июня 2000 года. Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом со своим педагогом Л.Я. Шор-Плотниковой.
Сергей Яковенко, народный артист России, доктор искусствоведения: «В самом ее искусстве были необыкновенные парадоксы. Казалось бы, это в природе колоратурных голосов исполнять «легкий» репертуар, чаровать грацией, диапазоном, взлетами на высокие ноты. А у Надежды Аполлинариевны была задушевность в пении, кантилена …»
В одном из комментариев была дана ссылка на сайт "Русский классический романс", где есть много других записей замечательной певицы (которые, между прочим, можно скачать). Для удобства пользователей переношу эту ссылку сюда:
21.10.2020 — По просьбе пользователя sinlarso добавила рип пластинки "Песни и романсы русских и зарубежных композиторов", выпущенной фирмой грамзаписи "Мелодия" в 1988 году. Рип был взят на Рутрекере. Выкладываю практически в том виде, в каком скачала, от себя лишь отредактировала некоторые метаданные.
Автору релиза на Рутрекере - spog - большое спасибо!
Треклист:
1. Делиб - Серенада
2. Лекок - Гавот
3. Дебюсси - Медленный вальс
4. Леонкавалло - Серенада
5. Фонтенейль - Упрямица
6. Штраус - Рассвет
7. Штраус - Полька
8. Штраус - Веселый май
9. Чайковский - Сентиментальный вальс
10. Булахов - Нет, не люблю я вас
11. Монюшко - Золотая рыбка
12. Фибих - Поэма
13. Неаполитанская песня - Бедная Розетта
14. Неаполитанская песня - Как мне узнать
15. Ружицкий - Песенка Катон
16. Бенедикт - Крылатая подружка
НАДЕЖДА КАЗАНЦЕВА (сопрано)
Аккомпаниаторы: А. Бернар (фортепиано), Н. Платонов (флейта) [16]
Ах, Александр - это одна из великих и любимых певиц,но я не о том... Изукрасил я пост.. - не зря мне со вчерашнего дня на память всё время приходит незабвенный Киса Воробьянинов с его усами (в дворницкой)...
Именно офориление вашего поста привлекло внимание к материалу. Я скачал и не пожалел. Это прекрасно. Что же касается пресловутого качества звука, то для тех, у кого достаточно воображения, оно не так и важно. Напротив, старые записи доносят до нас атмосферу ушедшего времени. Еще раз спасибо.
с детства помню этот голос, спасибо Владимир за воспоминания. Но качество все то же, как из картонной тарелки. Как жаль, что столько потеряно невозвратно. Запись концертная, но уместно обратить внимание на культуру зала: ни тебе чихов, ни кашля.
Да Геннадий,что поделаешь - всё это правда - и низкая культура записи и воспроизведения и высочайшая культура слушателей (- если это не студийная запись! )
Галина! Да за что же меня то благодарить? Сколько помню себя, любил Концерт Р.М.Глиера в её гениальном исполнении,-было 2 одинаковых пластинки,- одну затёр совсем...Вы правы - дивный дар ,неповторимый голос,удививительное сочетание вкуса,соразмерности и свободы!
Запись этого концерта есть на "Погружении". Собственно когда я искала этот Концерт именно в исполнении Казанцевой, я и попала на сайт "Погружение в классику", и до сих пор я тут. Ещё записи Н. Казанцевой можно найти на сайте "Русский классический романс": http://kkre-29.narod.ru/kazanceva.htm
Вот только, почему-то, думал, что Глиер писал свой концерт для Пантофель-НечеЦкой(Исправил! Извините!), но его премьеру спела Казанцева, поскольку чудная Дебора была больна...
Об этом сообщает Википедия. Но при этом она же указывает год - 1941-ый. А в большинстве других источников датой появления Концерта указывают 1943 г. Хотя, конечно, Википедия - не тот источник, которому нужно слепо верить.
Удивительная вещь - память! Помню её чудный голос. Чего только не было с этой чёрной тарелкой на стене! Спасибо огромнейшее всем! Что-то было скачано давно, а чего-то и не было! Особое спасибо за фильм!
Спасибо, что заметили ошибку. Сейчас исправлю. Не надо разбивать голову. Всё поправимо: вместо RU нужно в ссылку вставить SU. К тому же есть еще и основная ссылка на Mega.
Спасибо! Велика сила ее высокого искусства! В файлах .cue первого и второго тома записей нужно заменить в текстовом редакторе четвертые строки на FILE "Надежда Казанцева CD1.flac" WAVE и FILE "Надежда Казанцева CD2.flac" WAVE иначе они не открываются.
Всё прекрасно открывается и проигрывается. Пожалуйста, не путайте людей.
FILE "Великие исполнители ХХ века - Надежда Казанцева CD1.flac" WAVE FILE "Великие исполнители ХХ века - Надежда Казанцева CD2.flac" WAVE
Так в cue-файлах обозначены строки FILE, и всё открывается-проигрывается. Проверьте свою программу-проигрыватель. Я делаю рипы программой AIMP, этой же программой проигрываю как свои, так и скачанные рипы; программа постоянно обновляется, всё открывается, проигрывается.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".