В книге впервые объектом специального исследования стал поздний период жизни и творчества (1883—1910) великого русского композитора, дирижера, пианиста, главы нового направления в музыкальном искусстве М. А. Балакирева. Опора на документальные источники позволила развеять многие мифы, связанные с главой «Могучей кучки». В результате этот важнейший, итоговый этап в деятельности мастера предстает как равновеликий славной эпохе «могучих» 1860-х. Здесь публикуется целый ряд неизвестных рукописей, иконографических материалов Балакирева. Книга адресована как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой России.
Глава 1. Служба в Капелле Глава 2. "Держа на памяти" Глава 3. Труды и дни Глава 4. "Изъ книгъ М. А. Балакирева" Глава 5. Балакирев и русская мысль о музыке Глава 6. Реприза, устремленная в будущее Глава 7. По страницам балакиревских рукописей Глава 8. Балакирев посвящает Глава 9. Лучшие права Глава 10. От "Могучей кучки" к Новой русской музыке Заключение. Размышления о личности ПРИЛОЖЕНИЯ. Неизвестный Балакирев Приложение 1. Современники о Балакиреве (Т. Филиппов, В. Коломийцов, Н. Финдейзен) Приложение 2. Балакирев-критик (Юбилей Гензельта. Михаил Иванович Глинка в Придворной капелле. Письмо в редакцию.) Приложение 3. Материалы, относящиеся к смерти, погребению и сооружению памятника на могиле Балакирева Приложение 4. Печатная тризна - Кончина М. А. Балакирева (Петербургская газета, 1910) - Г. Н. Тимофеев. М. А. Балакирев - Похороны композитора М. А. Балакирева (Петербургская газета, 1910) - Ю. Энгель. М. А. Балакирев - В. Каренин. М. А. Балакирев - П. Боборыкин. Русский музыкант (Памяти товарища) - Л. Сабанеев. Балакирев - К. М. Светлой памяти человека
Именной указатель
ИЛЛЮСТРАЦИИ Балакирев и его ученики - соратники по Капелле: А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, С. М. Ляпунов Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны Протоиерей Иоанн Кронштадтский, К. П. Победоносцев, Т. И. Филиппов, С. Д. Шереметев, протоиерей Иоанн Верховский М. А. Балакирев в Берлине (1899) на торжествах по случаю размещения памятных досок на доме, где скончался М. И. Глинка Памятник М. И. Глинке, Санкт-Петербург Титульный лист собрания сочинений М. И. Глинки под ред. М. А. Балакирева и С. М. Ляпунова Памятник М. И. Глинке, Смоленск М. А. Балакирев на открытии памятника Ф. Шопену в Желязовой Воле (1894) Обложка прижизненного издания Сюиты из произведений Шопена, инструментованных Балакиревым Лист с посвящением Сюиты Комитету по сооружению памятника Шопену в Варшаве Дом-музей Шопена в Желязовой Воле Бронзовый барельеф с изображением Шопена, подаренный Балакиреву членами "Веймарского кружка" (1891) Байройт. Капелла рядом с могилой Листа, куда был помещен венок от Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Кюи, Глазунова, Лядова, Н. Лодыженского, Д. и В. Стасовых, Л. Шестаковой Слепок руки Ф. Листа и бархатная подставка для него, преподнесенные Балакиреву Обложки изданий некоторых произведений Балакирева В доме М. А. Балакирева (фото разных лет) Вещи М. А. Балакирева из запасников музея Музыкальный вечер у М. А. Балакирева: М. А. Балакирев, Л. А. Кашперова, С. М. Ляпунов, Ю. Г. Циммерман, Б. Л. Жилинский, М. К. Карпов, А. Ю. Циммерман Гостиная в квартире Балакирева Кабинет и столовая в квартире Балакирева Спальня в квартире Балакирева Балакирев в гробу Похороны Балакирева Открытие памятника на могиле М. А. Балакирева
**Книга получилась действительно монументальной: 752 страницы.... корешок книги приближается к 5 см., а вес — к 1,5 кг!** https://compozitor.spb.ru/news/?ELEMENT_ID=37833
[Впервые опубликовано в журнале «Советская музыка» (1990. № 4). Статья дополнена фрагментами выступления на Музыкальном собрании в Санкт-Петербургском фонде культуры 21 февраля 1996 года, в записи Т. А. Зайцевой (М. А. Балакирев: портрет музыканта на пороге XXI века // Балакиреву посвящается: Сб. статей к 160-летию со дня рождения композитора (1836-1996) / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 1998). Публикуется в новой авторской версии.]
Балакирев — самый великий педагог по композиции за всю историю мировой музыки. Чем это можно обосновать? Прежде всего, конечно, результатами его работы в 60-е годы XIX века. Воспитать одновременно таких трех мирового класса гениальных композиторов-новаторов, как Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин, — это беспрецедентный факт. Композиторы эти вместе с Балакиревым, уже в период учения у него, образовали совершенно новую в Европе композиторскую школу, развиваясь при этом каждый по-своему, сразу же определив свои разные, резко индивидуальные черты творческих личностей. Молодой Балакирев направлял своих сверстников-учеников в новый, еще неизведанный музыкальный мир, учил их новому музыкальному языку, новой образности. Он обучал их совершенно новым способом, принципиально далеким от методов, систем ранее сложившихся курсов композиторского образования. И дело тут не в наличии или отсутствии консерватории как учреждения. Можно изучать контрапункт, технику вокального письма или инструментальных форм по тому или иному традиционному методу не в консерватории, а под личным руководством авторитетного педагога, будь то Мартини, Сальери или Ден. А в консерватории возможна, а сегодня и необходима балакиревская раскованность, смелость, артистическая импровизационность в том, что направлено на высвобождение творческих сил ученика, его индивидуальных устремлений.
Странно было слышать на одном из собраний ленинградской творческой интеллигенции в 80-х годах, как занимающий весьма высокий пост деятель уверенно сравнил членов популярных в то время самодеятельных рок-ансамблей с Бородиным, «тоже не имевшим высшего музыкального образования химиком». Значит, до сих пор неясно, что балакиревская педагогика — это именно высшее, самое что ни на есть специальное музыкальное образование, вполне консерваторское по объему передаваемых знаний, но недосягаемое по уровню и таланту педагога-руководителя! Трудность освоения балакиревской педагогики в том, что сам Балакирев, обладавший великолепным литературным даром (это видно из его поразительно ярких и точных формулировок в переписке, например, со Стасовым и с Чайковским), не опубликовал ни одной строки методических пособий, учебников или хотя бы автобиографических записок, хотя в его архивах сохранились матералы такого рода. Он, так сказать, не привлекал внимание общественности, в отличие от многих коллег, к своей «второй половине нагрузки», к своим теоретическим обобщениям. Зато первая — практическая — половина перевыполнялась стократно! Ведь Балакирев не только учил, но и сам немедленно исполнял каждую удачно завершенную работу своих учеников сразу же получавших практический опыт, слышавших свои, не только камерные, но и симфонические сочинения в первоклассном исполнении. Дирижерское искусство Балакирева, как и его пианистическое мастерство, — непосредственное продолжение его деятельности педагога-новатора, педагога-импровизатора, аналитика, творческого руководителя великих талантов. Его рано сложившиеся художественные вкусы и убеждения были тверды, определенны и устойчивы. И выражались не в трактатах, а в импровизациях нового типа. Импровизации эти представляли собой не академически-гладкие или блестяще-виртуозные вариации или фантазии-рапсодии, а творчески веское продолжение, уточнение и развитие созданного талантливым учеником материала, его стилистически точную отшлифовку. Другой великий педагог — Шёнберг (воспитавший, в свою очередь, двух гениальных мастеров — Берга и Веберна, а также высокоталантливого Эйслера), наследник немецкой педагогической школы и ярчайший новатор — оставил нам и учебник гармонии, и методические разработки своей системы и своих вкусов в статьях и высказываниях. Его ученик Веберн (музыковед по первоначальному образованию) дополнил и развил их применительно к серийной технике. Другие ученики и музыкальные «внуки» создали учебники додекафонии. Не то у Балакирева. Его инстинктивно чуждавшаяся немецкой методичности художественная натура избрала взрывчатую, стихийную, непредсказуемую импровизацию формой выражения педагогических идей, формой творчески сильного и чуткого перевоплощения учителя в души учеников, в их ярко индивидуальный тематический материал. Поразить воображение, убрать все препоны шаблонных вкусов, приемов и привычек, научить ученика летать ранее, чем он научится ходить... Такова, думается, глубоко осознанная цель столь небывалого и столь естественного изначально музыкального процесса балакиревских уроков-импровизаций. <...>
На конверте: Милию Алексеевичу Балакиреву. [1859 г. Вторник.]
Милый Милий! Я воображал видеть Вас вчера в концерте, и очень сожалею, что этого не случилось. Мне нужно и хотелось передать Вам одно приятное-приятное для меня дело. В воскресенье я показывал "Лира" одному музыканту, — само собой разумеется, что он был в восторге. Все ему было там чудесно: и темы, и работа, и инструментовка, и форма, и гармонические изобретения. Но не в том дело — я думаю, уже все Вам давно говорят это. Но было бог знает как приятно вот что: и он тоже повторил то, что я намеднись говорил: а именно, что Вам больше не у кого и нечему учиться... "Если бы он пришел к Марксу, то Маркс поклонился бы ему низенько и сказал бы: "Мне нечему Вас учить, Вы уже все прошли". — Скоро ли все заговорят о Вас и остальные мои слова и надежды?
В. С. Вторник [1859.]
КОММЕНТАРИЙ В. КАРЕНИНА (Е. Д. Стасовой): То, что не названный по имени музыкант высказал о совершенно самостоятельно приобретенном Балакиревым пристальной работой над классиками глубоком знании и форм, и гармонии, и инструментовки — это самое высказывал неоднократно Лист, напр. Бородину, по поводу его 2-й симфонии, и всем его сотоварищам, членам так наз. "могучей кучки", напр. по поводу "Парафраз", т. е. ряда пьес, в шутку написанных ими на тему так наз. "собачьего вальса". Лист писал им в своем письме: "В форме шутки (sous forme plaisante), вы создали произведение с серьезным значением. Ваши "Парафразы" восхищают меня: ничего нет остроумнее ваших 24 варьяций и 14 маленьких пьесок на тему (thème favori obligé) — [приведена тема так наз. собачьего вальса]. Вот, наконец, превосходное сжатое руководство (compendium) науки музыкальной, гармонии, контрапункта, ритмов, фугованного стиля и того, что по-немецки называется "Formlehre" (наука форм). Я охотно предложу профессорам композиции всех консерваторий Европы и Америки взять ваши "Парафразы" за практическое руководство при их преподавании". Но разные малознающие критики и рецензенты и прежде и теперь постоянно охотно распространяются о "невежстве" и "незнании" Балакирева и о дилетантизме в произведениях его и других его товарищей.
(Из издания "Переписка Балакирева со Стасовым", 1935)
Потому что в полном объеме никогда особенно и не знали. Особенно позднее творчество, когда он "в реакцию" ударился. Те же Сонаты... То, что "не проходят" специально, то, что не звучит постоянно, подавляющее большинство учеников ДМШ и студентов не знает. Тем более - любителей-обывателей. Проще думать, что и знать там нечего
Да, Вы правы. К сожалению,Балакирев в России мало кому интересен. Время от времени барабанят только "Исламея". За границей же недавно вышло 6 к-дисков - вся ф/п музыка Балакирева в исп. Н.Уокера(Nikolas Walker). По-моему, весьма достойная работа.
А я в связи с фортепианным Балакиревым вспомнил одного из его учеников - Бармотина Семёна Алексеевича (1877 - ?). Вот уж действительно подзабытый композитор - даже дата и место смерти не известны. Предположительно 1939 год. Ноты некоторых его сочинений есть на IMSLP, а теперь и диск вышел с 1-ым и 12-ым опусами. И опять зарубежные исполнители нас выручают.
- а помните, что говорил Рихтер об ответственности исполнителя перед слушателем? И о знаке качества, коль скоро исполнитель определённого ранга берется за ту или иную музыку? Чаще всего, если не исключительно, интегралы подзабытых композиторов записывают ровно такие же исполнители. Дабы хоть немного сместить свой статус. Вам интересен весь фп-ный Балакирев? Или весь Бармотин? Помилуйте, у вас 3 жизни на всё это???
Я только что подумал об этом композиторе. Интересно было бы послушать его сочинения.А вдруг они очень даже ничего? Той же фирмой ("Grand piano")записан диск Адольфа Баржанского.Это вообще раритиссимо!
- а о чём вам говорит кол-во просмотров? Это же просто банальное знакомство (любопытство) с появившейся новостью. А много ли там откликов просмотревших (и скачавших, если только скачивали)? О содержании материала - ни одного...
Уолкера только что выложили на рутрекере, всем рекомендую, кто не видел. Хороший пианист, энтузиаст музыки Балакирева и вообще русской музыки - записывал Ляпунова, Гречанинова и т.п. (да и учился в Московской консерватории).
Конечно,у меня есть все 6 дисков Палея, но Уокер записал большее количество произведений.Сравнивать же качество исполнения пока не берусь. Отраден уже сам факт осуществления подобных записей...
Alex, ещё раз благодарю за редкостные записи! Завтра непременно послушаю.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".