Оригинальное название: Betulia liberata Год: 2006 Жанр: Опера (опера-оратория) в двух частях Композитор: Вольфганг Амадей Моцарт Либретто: Pietro Metastasio Камерный оркестр: Münchener Kammerorchester Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Кристоф Поппен (Christoph Poppen) Хор: Wiener Staatsopernchor Хормейстер: Andreas Schüller Костюмы: Dorothea Nicolai Режиссер видео: Stefan Aglassinger Выпущено: Unitel Язык: Итальянский с немецкими субтитрами
Исполнители и действующие лица: Jeremy Ovenden, Ozìa Marjana Mijanovic, Giuditta Julia Kleiter, Amital Franz-Josef Selig, Achior Irena Bespalovaite, Cabri Jennifer Johnston, Carmi
Опера «Betulia liberata» прозвучала в Felsenreitschule (Летняя школа верховой езды) - часть Большого фестивального дворца в Зальцбурге, где проводятся театральные представления и концерты под открытым небом. Построена в 1693 по планам И. Б. Фишера фон Эрлаха как Летняя школа верховой езды (Sommerreitschule). Была встроена в скалы горы Мёнхсберг (отсюда название, "школа верховой езды в скалах").
"Освобожденная Ветулия"-Betulia Liberata-опера-оратория Моцарта была написана на тексты Пьетро Меастазио в 1771 году на сюжет о Юдифи и Олоферне из апокрифической книги Джудит. Это единственное произведение Моцарта, написанное в жанре оперы-оратории. Работа была написана по заказу принца Орагонского во время путешествия юного Моцарта с отцом по Италии, в городе Падуя. Она состоит из двух частей, 16 арий соло,многочисленных хоровых вставок и оркестровых проигрышей.
Юдифь — персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.
Легенда
В Иудею вторглась огромная армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили город Ветилуя, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.
«Книга Юдифи»
Этот текст возник, как считается, в годы патриотического подъёма — во время восстания Маккавеев. Он был создан на основе более ранних устных преданий в сер. II в. до н. э.
Записанная версия имела хождение в иудейской среде и была очень популярна, став частью Танаха. Затем эта Книга была включена в Септуагинту. Но через некоторое время при окончательном отборе книг для канона Кетувима она была отброшена из-за моральной оценки подвига Юдифи — ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага. Оригинал на иврите не сохранился, книга дошла в греческом переводе. Существующие еврейские версии (равная по размеру греческой и сокращённый вариант) были сделаны в средние века (вероятно, обратный перевод). «Книга Юдифи» входит в Септуагинту и является частью канона Ветхого Завета католической и православной церквей, но исключена из него (помимо иудеев), протестантской церковью.
Жанр «Книги», вымысел и анахронизмы
«Книга» содержит ряд исторических анахронизмов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — притчу, или даже первый исторический роман. Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им предана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей: в данном случае это царь Навуходоносор, фигурирующий также в «Книге Эсфири» и «Книге Даниила» — но ни в одной из них «исторических» деталей так много, как в «Книге Юдифи». Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…».
Родной город Юдифи называется "Ветилуя ", о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом "Meselieh ". Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом "Shechem ". Главной погрешностью историей является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.
Хотя «Книга» не является частью официального иудейского религиозного канона, он стал частью концепции ортодоксального иудаизма, представители которого относят время его действия к тому периоду, когда Иудея боролась с Селевкидами в эллинистический период. История Юдифи расценивается как событие, связанное с фактами военных действий того периода, и считается, что она имеет отношение к второстепенным обстоятельствам еврейского праздника Ханука (см. также 1-ю и 2-ю книги Маккавеев).
Юдифь в музыке: * 1693: Оратория "«La Giuditta» " Алессандро Скарлатти * 1716: "«Juditha triumphans» " — Антонио Вивальди * 1771: "«La Betulia Liberata» " — Моцарт * 1863: "«Юдифь» " — опера Александра Серова. На премьере в роли Олоферна — Шаляпин
На трекере есть ДВД9 и можно англ. субтитры смотреть
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".