Асс. Т. В. Попова. Глава I — Русская народная песня. Проф. Т. Н. Ливанова. Глава II — Музыкальная культура Киевской и Новгородской Руси; глава III — Первые этапы развития музыкальной культуры Московской Руси; глава IV— Зарождение светской профессиональной музыкальной культуры; глава V — Новые музыкальные жанры в России и первые опыты их освоения; глава VI — Дальнейшее распространение и развитие новой музыкальной культуры в XVIII веке; глава VII — Формирование русского национального музыкального искусства в XVIII веке. Проф. М. С. Пекелис. Глава VIII — Музыкальная культура в России первой половины XIX века; глава IX — Крупнейшие авторы бытового романса: Алябьев, Варламов и Гурилев; глава X — Оперное творчество в России в начале XIX столетия: Давыдов, Кавос, Верстовский; глава XI — М. И. Глинка; глава XII — А. С. Даргомыжский; глава XIV — А. Н. Серов. Доц. Ю. В. Келдыш. Глава XIII — Музыкальная жизнь 60-х годов XIX в.; глава XVI — М. А. Балакирев; глава XVII — Ц. А. Кюи; глава XVIII — М. П. Мусоргский; глава XIX — А. П. Бородин. Доц. Д. В. Житомирский. Глава XV — А. Г. Рубинштейн; глава XXI — П. И. Чайковский. А. А. Громан. Глава XX — Н. А. Римский-Корсаков.
От редактора
ГЛАВА I. Русская народная песня Введение Былины Былины-новеллы Исторические песни Обрядовые песни Бытовые песни Русское народное многоголосие О ладовых особенностях русской народной песни Русская народная инструментальная музыка Частушка Творцы и носители русской народной песни ГЛАВА II. Музыкальная культура Киевской и Новгородской Руси Развитие музыкальной культуры в Новгороде
ГЛАВА III. Первые этапы развития музыкальной культуры Московской Руси Введение. Периодизация Народное искусство Московской Руси Музыка при Московском дворе Итоги развития культовой музыки к XVII веку ГЛАВА IV. Зарождение светской профессиональной музыкальной культуры Церковная, театральная и бытовая музыка к концу XVII века Историческое значение времени Петра I ГЛАВА V. Новые музыкальные жанры в России и первые опыты их освоения Опера Инструментальные жанры Песня
ГЛАВА VI. Дальнейшее распространение и развитие новой музыкальной культуры в XVIII веке Введение Деятельность иностранных музыкантов в России Русские артисты и музыкальный быт Зарождение концертной жизни Музыкальные общества и музыкальные издания
ГЛАВА VII. Формирование русского национального музыкального искусства в XVIII веке Русская музыка и ее творческие кадры Русская опера Записи и обработки народных песен Песня-романс Инструментальная музыка ГЛАВА VIII. Музыкальная культура в России первой половины XIX века Введение Театр и развитие русской оперы Концертная жизнь и музыкальное просвещение Музыкальная критика Инструментальная музыка Бытовой романс
ГЛАВА IX. Крупнейшие авторы бытового романса: Алябьев, Варламов, Гурилев А. А. Алябьев - Жизненный путь - Творчество А. Е. Варламов - Жизненный путь - Творчество А. Л. Гурилев - Жизненный путь - Творчество
ГЛАВА X. Оперное творчество в России в начале XIX столетия. Давыдов, Кавос, Верстовский «Леста, днепровская русалка» К. А. Кавос и его опера «Иван Сусанин» А. Н. Верстовский
ГЛАВА XI. М. И. Глинка Творческий путь Основы музыкального стиля Музыкально-драматические произведения - «Иван Сусанин» - «Руслан и Людмила» - Музыка к трагедии «Князь Холмский» Романсы и песни Симфонические произведения
ГЛАВА XII. А. С. Даргомыжский Творческий путь Основы музыкального стиля Оперное творчество - «Русалка» - «Каменный гость» Вокальная камерная музыка
Настоящая книга является первым опытом создания советского учебника истории русской музыки. Возникла она на основе лекционных курсов, которые читаются в течение ряда лет в Моск. госуд. консерватории. Вначале учебник был рассчитан на так называемый «общий курс» истории музыки. В процессе работы над книгой авторы и редактор не сочли, однако, возможным ограничить материал рамками общего курса. Отсутствие учебных книг по истории русской музыки, острая потребность в них и на историко-теоретических факультетах привели к необходимости расширения материала за счет более углубленных сведений, требуемых программой специального курса. При составлении учебника авторы ставили перед собой задачу показать на конкретных фактах, как в процессе взаимодействия различных общественных и культурно-художественных факторов формировалась и развивалась РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Воссоздание этого исторического процесса предопределило и решительную переоценку ряда явлений русской музыки. Так, например, до последнего времени в русской музыкальной историографии господствовало крайне несправедливое, пренебрежительно-высокомерное отношение к бытовому романсу (авторов которого третировали как «дилетантов»), к русской опере начала XIX века, к музыкальному творчеству Серова, А. Рубинштейна. [Исключение составляют работы Б. В. Асафьева (Игоря Глебова).] Такое принижение значительных художественных явлений, помимо всего прочего, искажало историческую перспективу, выключало из исторического процесса чрезвычайно существенные звенья, и тем самым лишало возможности верно объяснить крупнейшие факты русского искусства — творчество Глинки, оперную культуру второй половины XIX века и т. д. С момента зарождения русской светской профессиональной музыки НАРОДНОСТЬ становится одной из основных и определяющих ее черт. Для того чтобы ясно представить себе, в чем конкретно выразилась на разных этапах народность русской музыкальной культуры, необходимо было дать характеристику русского народного творчестна, наиболее самобытной его части — старинной крестьянской песни. Научных материалов об ИСТОРИЧЕСКОМ развитии народного музыкального творчества до XVIII—XIX веков почти нет. То немногое, что имеется, относится преимущественно к области гипотез. Это обстоятельство, а также методические соображения — необходимость дать учащемуся описание важнейших жанров и музыкально-стилистических особенностей народной песни — определил содержание первой главы учебника, которая посвящена в основном систематической характеристике старинного крестьянского творчества.
Кроме специальной главы о народной музыке, в общее историческое изложение, начиная с XVIII века, включено описание вновь зарождающихся форм народного творчества, в частности развитие городского фольклора. Там же уделяется место и вопросу о собирании, изучении, обработках народных песен и о влиянии этих элементов музыкальной фольклористики на композиторское творчество. На развитие русской музыки в разные времена оказывали влияние другие национальные культуры, в частности музыкальное творчество народов, входящих ныне в Советский Союз (украинцы, народы Кавказа, Средней Азии и др.). Эту связь с искусством братских народов авторы стремились показать и на ранних стадиях развития русской музыкальной культуры и в периоды ее зрелости. Являясь в основном историей русского МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА, книга вместе с тем уделяет значительное место и музыкальному быту, театрально-концертной жизни, просвещению, критике и другим сторонам музыкальной культуры. Наиболее крупным композиторам посвящены монографические главы. Характеристика же музыкальной культуры в целом сосредоточена в общих очерках о русском средневековье, XVIII веке, первой половине XIX века и 60-х годах прошлого столетия. В работе над учебником авторы использовали наряду с печатной литературой и ряд еще неопубликованных материалов, исследовательских работ и архивных источников. Среди них нужно указать материалы кабинета по изучению фольклора народов СССР при Московской консерватории, стенограммы специальных курсов анализа музыкальных произведений профессоров Московской государственной консерватории Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана, некоторые биографические сведения, имеющиеся в неизданном «Биографическом словаре русских композиторов, певцов, певиц и музыкальных, деятелей» А. С. Фаминцына, стенограммы лекций доцента Московской государственной консерватории К. В. Успенской об оперном творчестве Чайковского и диссертацию ассистента Московской государственной консерватории П. С. Рыбаковой о романсовой лирике Глинки. Во избежание разнобоя с другими источниками по истории русской музыки все даты в этой работе приводятся по старому стилю. В конце второго тома дана библиография, хронологические таблицы к монографическим главам, именной указатель к обоим томам. Выключение авторы и редактор считают своим долгом выразить глубокую признательность проф. Б. В. Асафьеву, прочитавшему книгу в рукописи и высказавшему много интереснейших мыслей и соображений, которые были использованы при окончательной доработке учебника.
Это наблюдение базируется на Ваших выкладках или на всех? Я такой закономерности не замечаю. А вот то, что на Главной странице Ваши посты можно легко проскочить, т.к. иногда они очень ловко маскируются между двумя другими постами перегруженными картинками и текстом, это да. Когда эти комментарии занимают весь экран, а то и 2, и 3 при просмотре страницы "Последние комментируемые материалы" тут уж мимо не проскочишь. Один раз прочитаешь, а потом их приходится прокручивать, прокручивать. Может стоит попробовать сделать пост на Главной более заметным? Вдруг другая закономерность выявится? Например, так: http://www.intoclassics.net/news/2020-01-01
Посмотрел только что страничку с материалами пользователя [palmira] - количество просмотров (вероятно и скачиваний) никак не зависит от количества комментариев, а иногда посты вовсе без комментариев просматривались большее количество раз, чем иные с комментариями. Всё таки определяющим фактором интереса к выкладке является её актуальность для пользователей, а вовсе не количество комментариев в ней.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".