Существует всего две записи этой оперы, второй вариант у меня тоже есть. Может, он Вам больше придется по вкусу, если Вы его еще не оценивали. Данная запись в редакции 1932 года, отмечена фирменным стилем Чилеа - сплав ненавязчивой диссонансной эстетики, зрелой веристкой экспрессии и мерцающего, невесомого импрессионизма. Немало аллюзий и непрямых цитат из его предшествующих произведений, в целом, очень тягучая, даже медитативная мелодика, в отличие, к примеру, от Респиги, нет столь удачной реконструкции готической и ренессансной атмосферы. Но чилеевскую Арлезианку, а, особенно, Адриану я все-таки очень высоко ценю несмотря на весь чисто веристкий мелодраматический бред сюжета. Ну а Джина представлена единственной записью и в весьма скромном исполнении, так что потенциал ее пока не раскрыт.
Это с Чедолинс и Купидо, как я понимаю... Есть у меня и эта запись. Чилеа мне симпатичен, но тем не менее, по настоящему я ценю немногое у него. Я всегда с большим удовольствием пел "Плач Федерико". Люблю слушать наиболее яркие фрагменты из "Адриены Лекуврер", но на этом моя любовь к Чилеа заканчивается, пожалуй. Чилеа так же, как и Леонкавалло, автор, по сути, одной оперы: АДРИАЕНЫ. Т.е мелодический и гармонический дар, удачное либретто - всё потом не "не случилось" так же ярко и интересно, как в АДРИЕНЕ. В этом же ряду Бойто. Респиги вообще мне даже в симфонической музыке, где он индивидуальнее и ярче, входит в число композиторов, которых я слушаю лишь время от времени.На Пуччини век оперы, как музыкального жанра, прекратился. Далее - театр для "ревунов", актёров с подобием голосов и отсутствием пения, и прочие "вопли водоплясовых". Ни Шостакович, ни Прокофьев, ни Стравинский (остальные просто по масштабу с ними мелкие) не создали ничего, что в моём понимании относится к опере, как жанру в его классическом виде, т.е. где голос и его возможности имеют ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ.
Все верно, с Чедолинс и Купидо, хотя не переношу обоих. Все творчество Чилеа, предшествующее Адриане и созданное после, казалось, было замкнуто на этой опере. Уже в композиторском дебюте Чилеа, в опере "Джина" проступают зыбкие конуры мелодики Адрианы. А в более поздних работа слышатся ее отголоски. Так что это кульминация его творческих достижений. Эту модернизацию формы мелодической и вокальной начал как раз Пуччини в Девушке и, особенно, в Триптихе. В частности, влияние мастера и апологета диссонанса Штрауса, да и общее изменение тенденций в композиторской технике оказалось пагубным для итальянской музыки, она утратила индивидуальность, стала безликой. В целом, эволюция оперы состоит в корреляционной связи с общим развитием искусства - и в живописи, и в музыке, и скульптуре: от простых, чистых гармоний средневековой музыки к возвышенным формам Ренессанса и ажурности барокко, от строгой красоты Ампира к вычурным изыскам бельканто и цельной красоте романтизма и, наконец, декадансу модерна. Опера перманентно трансформировалась как жанр, отражая общие культурные и социальные изменения. А ее изменение в начале 20 века превратило эксперимент с формой в доминанту музыкальной композиции, подчинив его нуждам в том числе и голос, который стал просто придатком. Хотя ничего удивительного в этом нет - вспомните, к примеру, шалости Дюшана, - элементарная диалектика. Вспоминается цитата Брака о назначении искусства. Так что опера просто сублимировала и выразила эти изменения.
Эту трансформацию можно и так сформулировать:"опера просто сублимировала и выразила эти изменения", но для большинства любителей оперного искусства это явление стало фатальным. По сути, опера умерла. А то, что родилось - хило и нежизнеспособно. Рассуждать на эту тему я не стану, это долгий разговор. Можно сто раз утверждать обратное, но на АИДУ разный народ ходил и будет ходить, а на современные оперы прут снобы. Отсюда черняковщина и прочие выверты...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".